Презентация по всеобщей истории на тему Парижская коммуна и французская интеллигенция (8 класс)


Парижская коммуна и французская интеллигенция Гюстав Курбе(1819-1877)

Краткая биография Курбе обучался в духовной семинарии и колледже. С 1939 года проживал в Париже, занимался живописью, стал одним из зачинателем нового поколения - реалистической живописи. Убежденный республиканец, Курбе принял активное участие в революции 1848 г. В 1870 году отказался от пожалованного ему Наполеоном III ордена Почетного легиона. После свержения Второй империи Курбе стал председателем художественной комиссии.Орден Почетного легионаНаполеон III 14 сентября 1870 года как председатель комиссии обратился к правительству национальной обороны с предложением разрушить Вандомскую колонну, как символ порабощения народа. «впечатление кровавого ручья в мирном саду»Вандомская колонна «Парижская Коммуна, считая, что императорская колонна на Вандомской площади является памятником варварству, символом грубой силы и ложной славы, утверждением милитаризма, отрицанием международного права, постоянным оскорблением побежденных со стороны победителей, непрерывным покушением на один из трех великих принципов Французской республики — Братство, постановляет: Статья первая и единственная. — Колонна на Вандомской площади будет разрушена».18 мая 1871 года колонна была повалена на землю при огромном стечении народа.12 апреля 1871 г. Коммуна, по предложению Ф. Пиа, приняла декрет:
6 апреля он опубликовал обращение к художникам Парижа с призывом всеми силами содействовать восстановлению духовной жизни страны. «Необходимо возможно быстрее вновь открыть двери музеев и серьезно подумать о выставке!»«Апостолами являются рабочие, а Христом – Прудон» 7 июня Курбе был арестован, а 2 сентября 3-й военный суд приговорил его к тюремному заключению на шесть месяцев. В марте 1872 Курбе был освобожден. Но в ноябре 1873 года суд приговорил его к уплате 323 тыс. франков штрафа на восстановление Вандомской колонны. Курбе вынужден эмигрировать в Швейцарию. Курбе много работает, однако из-под его кисти выходят, в основном, натюрморты, продажа которых должна покрыть расходы на строительство колонны. на протяжении 1977 года состояние здоровья Курбе ухудшается, и 31 декабря художник умирает.ФорельЯблоки и гранатыПоследние годы жизни «Он никогда не принадлежал ни к одной организации, ни к одной академии и не был сторонником ни одного политического устройства, за исключением устройства свободы» Гюстав Флобер(1821-1880)  Французский прозаик-реалист, считающийся одним из крупнейших европейских писателей XIX века. Много работал над стилем своих произведений, выдвинув теорию «точного слова» (le mot juste). Наиболее известен как автор романа «Госпожа Бовари» (1856). БиографияГ.Флобер родился 12 декабря 1821 г. в исторической столице Нормандии г. Руане. Родители Флобера.Отец был главным врачом больницы Отель-Дье в Руане 1833-1840 Флобер учился в Королевском коллеже Руана (история и литература). Дружба с будущим поэтом Луи Буйе (1822-1869). ПАРИЖВ 1840 г. Флобер уехал в Париж изучать право.В 1843 г. обнаружено нервное заболевание (эпилепсия). Кабинет Флобера и его дорожный набор «буржуазофобия»Считает себя жертвой переходного периода: «… Чтобы создать нечто длительное, необходима твердая база; нас тревожит будущее, нас удерживает прошлое. Вот почему ускользает от нас настоящее…»Двойственность и противоречивость воззрений и творч. исканий.Убеждения Флобера: Убеждения Флобера:аполитичен, не верит ни в одну революцию (революция губит культуру);фаталист, скептик;пантеизм - учение, объединяющее Бога и Природу. «Этика» Бенедикта Спинозы (1632-1677) - главный источник, через который пантеизм получил распространение в Европе. Из пантеизма вытекает теория автора у Флобера. Отношение Флобера к Парижской коммуне «Я считаю, что следовало бы сослать на галеры всю Коммуну и заставить этих кровожадных болванов с цепью на шее, как простых каторжников, разбирать развалины Парижа. Но сие, видите ли, ранило бы чувство человечности. Можно быть ласковыми с бешеными псами, но только не с теми, кто кусается». ВЕМАР Появляются «программные» стихотворения, посвященные пропаганде задач Коммуны. Пример здесь послужит стихотворение некого Вемара (Vemar) «Коммуна». Стихотворение Вемара носит не просто пропагандистский характер, но представляет собою попытку косвенного ответа на контрреволюционные инсинуации и клевету ВЕМАР «Долой монополию, долой привилегии! Нет больше ни королей, ни солдат, ни враждующих братьев, ни справедливых налогов, ни двора, ни королевской свиты, ни префектов – послушных хозяйских псов. Дадим же всем хлеб плодотворного знания; С приходом свободы исчезнет партия, уничтожение невежества позволит изгнать нищету, и нация возвеличится в братстве» Эмиль Золя(1840-1902)«Одна лишь цель — создавать жизнь». БиографияРодился 2 апреля 1840 в Париже, в итало-французской семье: итальянцем был отец, инженер-строитель. Детские и школьные годы Эмиль провел в Экс-ан-Провансе, где одним из его ближайших друзей был художник П.Сезанн. Ему было неполных семь лет, когда отец скончался, оставив семью в бедственном положении. Свою литературную деятельность Золя начал как журналист (сотрудничество в «L’Evénement», «Le Figaro», «Le Rappel») многие из его первых романов — типичные «романы-фельетоны» («Марсельские тайны» — «Les mystères de Marseille», 1867). На всём последующем протяжении своего творческого пути Золя сохраняет связь с публицистикой (сборники статей: «Mes haines», 1866, «Une campagne», 1881, «Nouvelle campagne», 1886). Эти выступления — знак его активного участия в политической жизни.Как высшая точка политической биографии Золя должно быть отмечено его участие в деле Дрейфуса, которое обнажило противоречия Франции 1890-х годов, — знаменитая статья «J’accuse» («Я обвиняю»), за которую писатель заплатил изгнанием в Англию (1898).Золя скончался в Париже от отравления угарным газом, по официальной версии — из-за неисправности дымохода в камине. Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше. ТворчествоЯвился создателем, теоретиком и идейным вождём нового направления в литературе так называемого натуралистического движения (натурализма). Золя рассматривал этот термин, как реализм, то есть – правдивое изображение действительности во всей её полноте и многообразии. Особенно писателя интересовал вопрос влияния наследственности и окружающей человека среды на формирование его личности. Золя считал, что литература должна быть сродни науке: её задача – собирать и исследовать факты, отведя воображение на второй план.Первые литературные выступления Золя относятся к 1860-м годам — «Сказки к Нинон» (1864), «Исповедь Клода» (1865), «Завет умершей» (1866), «Марсельские тайны».«Ругон-Маккары» - центральный узел творческой деятельности, заключал в себе основные элементы содержания грандиозной «Естественной и социальной истории одного семейства в эпоху Второй империи».Два романа о рабочем классе — «Западня» (1877) и «Жерминаль» (1885) — здесь преломляется проблема пролетариата. Эти романы можно назвать романами о «классовом соседстве». Золя сам предупреждал, что его романы о рабочих имеют своей целью упорядочение, усовершенствование системы отношений буржуазного общества и отнюдь не «крамольны».Бытие этой социальной группы в произведениях Золя полно величайшего трагизма. Все здесь охвачено смятением, все стоит под знаком неотвратимости рока.Мысль - тоже действие; нет ничего плодотворнее ее влияния на мир. В предисловии к роману "Тереза Ракен" (1867) Золя впервые сформулировал суть натуралистического метода: поставил своей целью создание "научного романа", куда войдут данные естественных наук, медицины и физиологии. Золя концентрирует внимание на истории «индивидуумов, которые целиком подчинены своим нервам и голосу крови...».В романе "Мадлен Фера" (1868) писатель предпринял первую попытку показать в действии законы наследственности который окончательно закрепил славу Золя как одного из ведущих художников Франции.В это время окончательно устанавливаются политические и эстетичные взгляды писателя. Как убежденный республиканец и демократ, Золя сотрудничает в оппозиционной печати, печатает статьи, которые разоблачают реакционный режим Наполеона и французскую военщину. Он не принял и Парижскую Коммуну, хотя и стал на защиту расстреливаемых версальцами рабочих. В 1872 г. у Флобера Золя знакомится с И. С. Тургеневым, при участии которого в скором времени становится постоянным сотрудником журнала «Вестник Европы». В этом издании с 1875 до 1880 годы были опубликованы 64 корреспонденции Золя под общим названием «Парижские письма», в которых он изложил свои взгляды на литературу и искусство. Роман «Разгром» (1892) стал логическим завершением социальной эпопеи Золя "Ругон-Маккары".Во многих романах, которые создавались в 80-х и начале 90-х годов, писатель относил события к последним годам Империи и, пользуясь прямыми намеками и символикой, давал читателю почувствовать близость неизбежной развязки. Круг замкнулся. Раздираемая социальными и экономическими противоречиями, Вторая империя ринулась в последнюю авантюру и завершила свое бесславное существование. Золя весьма точно восстанавливает ход событий франко-прусской войны и в основном правильно анализирует причины поражения французской армии.Гнилостность бонапартистского режима, авантюризм в политике, бездарность военачальников, полная неподготовленность к войне приводят к бесславному финалу. В «Разгроме» углубляется чувство историзма, которое проявилось у Золя уже в первом романе цикла — «Карьера Ругонов».Огромная заслуга автора «Разгрома» в том, что он смело пишет о чудовищном терроре после победы версальцев над защитниками Коммуны, которая, по его мнению, была заблуждением, порожденным обманутой любовью к родине.Картины войны, страшных физических и моральных страданий народа судят судом правды политических проходимцев, пытавшихся в кровавой бойне спасти прогнивший режим, судят честолюбивых генералов и офицеров, которых больше заботила собственная карьера, чем участь страны, судят подлых буржуа вроде фабриканта Делагерша — всех тех, кто был олицетворением Империи. Этой клике авантюристов противопоставлены в романе простые храбрые люди.4 сентября 1870 года в Париже вспыхнула революция. Была провозглашена Третья республика. 18 марта 1871 года народ Парижа провозгласил Коммуну. Этому великому историческому событию автор посвятил последние две главы романа «Разгром». Эмиль Золя в течение нескольких дней находился в Париже, он был очевидцем Парижской коммуны, но не понял ее исторического смысла и значения. Жестокая революционная борьба сил будущего с реакцией произвела на него впечатление кровавого хаоса. И вместе с тем в душе честного писателя зверства версальских палачей, расстрелявших около двадцати тысяч повстанцев, их глумление над коммунарами вызвали страстный протест и негодование. Он с большим сочувствием говорит о восставших и их судьбе, осуждает террор, учиненный над ними буржуазией. Последний роман Золя «Истина» (1903), опубликованный уже после смерти автора, является художественным отражением событий, достойно увенчавших жизнь Золя гражданским подвигом, его борьбой за пересмотр дела Дрейфуса. Знаменитое письмо-брошюра Золя «Я обвиняю» (1898), где писатель клеймил политиканов, спровоцировавших осуждение невинного, вызвало бешенство всех реакционных сил. Против Золя был возбужден судебный процесс, его жизнь подвергалась непосредственной опасности, так что писателю пришлось на время уехать в Англию. Мужественное выступление Золя всколыхнуло мировое общественное мнение, что привело в конце концов к пересмотру дела Дрейфуса и его оправданию. В 1902 г. он умирает на своей парижской квартире от отравления угарным газом при до сих пор не выясненных обстоятельствах, не исключающих возможность преступного акта. Его последние слова, обращенные к жене: «Мне плохо, голова раскалывается. Посмотри, и собака больная. Наверное, мы что-то съели. Ничего, все пройдет. Не надо никого тревожить...». На похоронах Золя собралось более пятидесяти тысяч человек. И когда Анатоль Франс сказал о великом призвании Золя: «Он был этапом в сознании человечества», из толпы раздались возгласы: «Жерминаль! Жерминаль! Же На похоронах Золя собралось более пятидесяти тысяч человек. И когда Анатоль Франс сказал о великом призвании Золя: «Он был этапом в сознании человечества», из толпы раздались возгласы: «Жерминаль! Жерминаль! Жерминаль!»