Статья Формирование креативных способностей у младших школьников через творческие задания.


Формирование креативных способностей у младших школьников через творческие задания.
В современном обществе создалась противоречивая ситуация: с одной стороны возрастающие потребности общества в творчески активных людях, с другой стороны недостаточно разработана научно-методическое обеспечение для организации и развитии творческой деятельности учащихся, а также недостаточно разработаны педагогические инструментарии для оценивания результатов творческой деятельности младших школьников.
Таким образом, чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления.
С точки зрения педагогической психологии наиболее актуален вопрос о формировании креативного воображения и творческих способностей именно для детей начальной школы как первой ступени среднего образования. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения.
Опираясь на данные исследования психолого-физиологической службы, которые проводятся при поступления детей в школу, а также учитывая возрастные психологические особенности развития личности, описанных в работах Л.С. Выготского, осуществляю подбор заданий, направленный на развития креативных способностей учащихся.
В своей работе придерживаюсь позиции ученых, выделяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников.
Под творческими (креативными) способностями учащихся в современной педагогической литературе понимают «...комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов». Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения.
Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:
•творческое мышление,
•творческое воображение,
•применение методов организации творческой деятельности.
Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения:
•классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
•устанавливать причинно-следственные связи;
•видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
•рассматривать систему в развитии;
•делать предположения прогнозируемого характера;
•выделять противоположные признаки объекта;
•выявлять и формулировать противоречия;
•разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
•представлять пространственные объекты;
•использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;
•представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:
oпреодоление психологической инерции мышления;
oоценивание оригинальности решения;
oсужение поля поиска решения;
oфантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;
oмысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.
Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, И.Я.Лернера, Д.Б.Эльконина является самостоятельным структурным элементом содержания образования. Он предполагает:
•перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию,
•самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения,
•В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения творческих видов деятельности.
•Познание - "...образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания"
•Преобразование - творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний
•Создание - творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях
•Творческое применение знаний - деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике
•Все это позволяет определить понятие "творческая деятельность младших школьников": продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.
На основе анализа литературы (Г.С.Альтшуллер, В.А.Бухвалов, М.А.Данилов, А.М.Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям:
•открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);
•соответствие условия выбранным методам творчества;
•возможность разных способов решения;
•учет актуального уровня развития;
•учет возрастных особенностей учащихся.
Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как:
•сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,
•сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;
•формы представления противоречий (явные, скрытые).
В связи с этим выделяю три уровня сложности содержания системы творческих заданий.
Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.
Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества. Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие "система", а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме. Цель заданий данного типа - развитие основ системного мышления учащихся.
Задания I (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.
Таблица 1. Функции методов творчества на различных уровнях системы творческих заданий
Уровень системы творческих заданий Методы выполнения творческих заданий Функции метода
III уровень Перебор вариантов Наиболее примитивный метод решения творческих задач, не входящий в число методов РТВ. Его использование на начальном уровне обучения способствует развитию умений организации поисковой деятельности, накоплению опыта организации собственной творческой деятельности учащихся, актуализирует накопленный опыт учащихся
Метод фокальных объектов Развивает умения подбирать нетипичные свойства к объекту, представлять и объяснять практическое назначение необычных свойств, используя элементы фантазирования, преодолевать психологическую инерцию в процессе преобразования свойств объектов
Морфологический анализ Развивает умение генерировать большое количество вариантов ответов в рамках заданной темы Развивает комбинаторные умения Производит оценку идей и детализирует наиболее удачные
  Способствует развитию умения генерации идей в рамках заданной темы Развивает умения планирования творческой деятельности Способствует организации поисковой деятельности
  Дихотомия Развивает умения выделять различные признаки объектов, производить группировку объектов ситуаций, явлений по выявленным характеристикам, осуществлять классификации объектов по различным основаниям, выбирать основания для классификации в зависимости от цели и конкретной ситуации позволяет сужать поле поиска, развивает умения ориентироваться в пространстве, анализировать ситуации
  Синектика Развивает умения рассматривать объекты, ситуации, явления с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий
II уровень Типовые приемы фантазирования Развивают умения качественно, системно генерировать идеи; делать фантастические преобразования как самого объекта, так и его свойств, составляющих (подсистемы), либо места функционирования, обитания (надсистемы) с помощью приема, заданного педагогом или выбранного самим учащимся
Моделирование Развивает умения школьников рассматривать объект “изнутри” Расширяет возможности учащихся в управлении поисковой деятельностью, способствует стремлению самостоятельно объяснять ситуации, явления.
Группа методов “Преодоление психологической инерции” Развивает умения учащихся быстро находить оригинальные решения. Позволяет учащимся изменять точку зрения на объекты, ситуации, явления в зависимости от условий. Развивает умения рассматривать объекты средствами изменения его количественных и качественных характеристик
Системный оператор Развивает умения учащихся рассматривать объекты, ситуации, явления помощью алгоритма системного мышления Позволяет учащимся рассматривать объекты как системы. Развивает умения устанавливать причинно-следственные связи. Побуждает учащихся прогнозировать развитие объекта и его функции
Ресурсный подход Побуждает учащихся совершенствовать системы с помощью внутренних и внешних ресурсов, получать оригинальные решения, близкие к идеальности
I уровень Закономерности развития систем Развивает умение учащихся целенаправленно совершенствовать системы по направлению к идеальному конечному результату. Позволяет управлять творческими процессами. Развивает умение рассматривать системы в развитии. Повышает эффективность прогнозирования
Адаптированный алгоритм решения изобретательских задач Развивает умение выделять противоречивые свойства. Развивает умение планировать творческую деятельность. Позволяет организовать эффективный поиск решения. Способствует выполнению задания на качественно новом уровне.
Приемы разрешения противоречия Способствуют развитию умений выделять противоречивые свойства. Развивают умение рассматривать объекты в противоречиях. Развивают умения разделять противоречивые свойства в пространстве и во времени.
Типовые приемы устранения противоречий Повышают эффективность поисковой деятельности. Развивают умение качественной генерации идей. Развивают умение разрешать противоречия
Чтобы накапливать творческий опыт, ученик обязательно должен осознавать (рефлексировать) процесс выполнения творческих заданий.
Под рефлексивными действиями понимаю:
•готовность и способность учащихся творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации;
•умения обретать новый смысл и ценности;
•умения ставить и решать нестандартные задачи в условиях коллективной и индивидуальной деятельности;
•умения адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений.
Для более точного определения уровня развития креативных способностей учащихся необходимо анализировать и оценивать каждое выполненное самостоятельно творческое задание. Педагогическая оценка результатов творческой деятельности учащихся проводится с помощью шкалы "Фантазия", разработанной Г.С.Альтшуллером для оценки фантастических идей и позволяющей, таким образом, оценивать уровень воображения (шкала адаптирована к младшему школьному возрасту М.С.Гафитулиным, Т.А.Сидорчук).
Шкала "Фантазия" включает пять показателей:
•новизну (оценивается по 4-уровневой шкале: копирование объекта (ситуации, явления), незначительные изменения в исходном объекте (ситуации, явлении), качественное изменение прототипа, получение принципиально нового объекта (ситуации, явления)); •убедительность (убедительной считается обоснованная идея, описанная ребенком с достаточной достоверностью);
•гуманность (определяется по позитивному преобразованию, направленному на созидание);
•художественную ценность (оценивается по степени использования выразительных средств при представлении идеи);
•субъективную оценку (дается без обоснования и доказательств, на уровне нравится - не нравится).
Для оценки полученных результатов выделяю три уровня развития креативных способностей: I - низкий, II - средний, III - высокий. Оценка уровня каждого ученика осуществляется по трем критериям: творческое мышление, творческое воображение, уровень творчества, каждому из которых сопоставлено определенное количество баллов. Полагаю, что результаты моего опыта могут предоставлять интерес для педагогов, интересующихся проблемой формирования креативных способностей у младших школьников.
Тематика, проблемные вопросы, творческие задания, креативные методы обучения, могут быть использованы учителями при работе с детьми и родителями.
Литература:
Современная концепция обучения и воспитания (И.Я. Лернер, Г.К. Селевко)
Хуторской А.В. 55 методов творческого обучения : Методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 42 с. : ил. (Серия «Современный урок»).
Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей (сост. Барышева Т.А., Шекалов В.А.)
https://www.livelib.ru/book/1000097611-kreativnyj-rebenok-diagnostika-i-razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-sost-barysheva-ta-shekalov-va-barysheva-ta-tulina-ig-shekalov-va-i-dr