Физкультминутки как элемент здоровьесбережения на уроках в начальной школе

Физкультминутки, как элемент здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Слайд №1. Обучение в школе – серьезная нагрузка для ребенка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах. С каждым годом обучения возрастает необходимость перерабатывать все больший объем зрительной информации, и как следствие – зрительный аппарат школьника испытывает постоянное перенапряжение. Слайд №2. Все это создает предпосылки для развития у детей отклонений в состоянии здоровья – нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточного веса, увеличивается риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, нарушения обмена веществ.
Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.
Слайд №3. В своей работе я использую следующие виды оздоровительных физкультминуток:
Упражнения для снятия общего или локального утомления;
Упражнения для кистей рук;
Гимнастика для глаз;
Гимнастика для слуха;
Упражнения, корректирующие осанку;
Дыхательная гимнастика.
Комплексы подбираю в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность. Варианты выполнения комплексов физкультминуток различны: сидя, стоя, в кругу или в шеренгах.
Цель проведения физкультминутки: 1. Повысить или удержать умственную работоспособность детей на уроках; 2. обеспечить кратковременный активный отдых для учащихся во время урока.
Слайд №4. Схема проведения физкультминуток представлена на слайде.
Слайд №5. Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.
Для учеников начальных классов, особенно для первоклашек, держать в руках ручку – большой труд. Дети очень крепко сжимают её пальцами считая, что чем крепче они держат ручку, там красивее у них получатся буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления.
Слайд №6. В связи с этим на уроках письма мною уделяется особое внимание пальчиковым играм. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальности окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе таких игр у детей, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Слайд №7. На слайде показана одна из многочисленных пальчиковых гимнастик.
Стол стоит на толстой ножке (стол)
Рядом стульчик у окошка (стул)
Два бочонка под столом (бочонки обеими руками)
Вот такой я видел дом!
Слайд №8. На уроке чтения очень нравится детям оздоровительные минутки со звукоподражанием.
Вышли уточки на луг:
Кря-кря-кря!
Пролетел веселый жук:
Ж-ж-ж!
Гуси шею выгибают: Га-га-га!
Клювом перья расправляют: Га-га-га!
Так же применяю различные упражнения на дыхание.
А теперь мы не спеша
Будем правильно дышать.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
Слайд №9. Для уроков математики подобраны разминки, которые тесно связаны со счётом.
Мы присядем столько раз,
Сколько елочек у нас: 1, 2, 3, 4, 5.
Мы подпрыгнем столько раз,
Сколько яблочек у нас: 1, 2, 3.
Слайд №10. Оздоровительная минутка поможет сделать нам наших учеников жизнерадостными, активными, любознательными. Во время них возникают неожиданные смешные ситуации. Это вызывает искренний смех у детей. Непринуждённая весёлая атмосфера является мощнейшим терапевтическим фактором.
Процесс усвоения знаний будет более лёгким, продуктивным эффективным.
Каждый учитель должен помнить, что физминутка должна быть адресная, непродолжительная, не должна утомлять детей, и просто должна быть!










13PAGE 15


13PAGE 14115