Презентация на тему Рефлексия как необходимый этап современного урока


ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА«REFLEXIO» - ОТ ЛАТИНСКОГО «ОБРАЩЕНИЕ НАЗАД», «ОТРАЖЕНИЕ». В XVII В. ДЖ. ЛОКК ВВЁЛ ДРУГОЙ СМЫСЛ:«ОСОЗНАНИЕ ОПЫТА» Рефлексия — то, что отличает человека от животных, благодаря ей человек может не просто знать нечто, но ещё и знать о своём знании. Тейяр де Шарден РЕФЛЕКСИЯ - ВСЯКОЕ ПЕРЕНЕСЕНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ С ВНЕШНЕГО МИРА НА САМОГО СЕБЯ. АДОЛЬФ БУЗЕМАН ***Рефлексия - размышление, самонаблюдение. ***Рефлексия – способность человека осмыслить собственный опыт с целью прийти к новому пониманию, оценить и обосновать собственные убеждения и ценностные отношения. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА РЕФЛЕ́КСИЯ- ДЛЯ РАЗЛИЧЕНИЯ И УДЕРЖАНИЯ РАЗНОГО;- ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ АКТУАЛЬНОСТИ МИРА;- ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ «УМСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ»;- ДЛЯ РАЗВИТИЯ; ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ РАБОТА АРХИТЕКТОРА ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДОМА (КОНСТРУКТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ МЫШЛЕНИЯ) СОЛЖЕНИЦЫН, ЖИВЯ В США, ПИСАЛ СРАЗУ ПО НЕСКОЛЬКО КНИГ ОДНОВРЕМЕННО, КАЖДУЮ – В ОТДЕЛЬНОМ ДОМЕ. В КАЖДОМ ДОМЕ БЫЛО ПО НЕСКОЛЬКО СТОЛОВ, НА КОТОРЫХ БЫЛ СВОЙ ОСОБЫЙ «БЕСПОРЯДОК» В БУМАГАХ. И НИКТО НЕ ИМЕЛ ПРАВА К НИМ ПРИКАСАТЬСЯ(ОРГАНИЗУЮЩАЯ РЕФЛЕКСИЯ) ПРИТЧА ТРЁХ СТРОИТЕЛЕЙ КЁЛЬНСКОГО СОБОРА СПРОСИЛИ:- ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ ЗДЕСЬ?ПЕРВЫЙ СКАЗАЛ: «ТАСКАЮ КАМНИ»;ВТОРОЙ: – «ЗАРАБАТЫВАЮ НА ХЛЕБ СЕМЬЕ»;ТРЕТИЙ ОТВЕТИЛ: – «СТРОЮ СОБОР».(РЕФЛЕКСИЯ РАЗНЫХ РАМОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) ШКОЛЬНИК ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧИ ГОВОРИТ СЕБЕ: «ЧТО-ТО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ; ПОПРОБУЮ-КА Я РЕШИТЬ ЗАДАЧУ ПО-ДРУГОМУ»(РЕФЛЕКСИЯ СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ) ПОДВЫПИВШЕГО ВОДИТЕЛЯ ОСТАНАВЛИВАЕТ ИНСПЕКТОР ГИБДД:«ВЛИП», - ДУМАЕТ ВОДИТЕЛЬ(РЕФЛЕКСИЯ СИТУАЦИИ) На стене университета перед сессией было написано: Я даже не знаю, знаю я или не знаю…(рефлексия рефлексии) Если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. - Самостоятельность- Предприимчивость- Конкурентноспособность ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ В ПЕДАГОГИКЕ: Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Рефлексия деятельности на уроке.3. Рефлексия содержания учебного материала. ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИИ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций;карточки с изображением лиц; цветовое изображение настроения. Прием рефлексии «СВЕТОФОР»: РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Самооценка активности на каждом этапе урока – Лестница успеха Испытываю затруднение Усвоил знание, но ещё нужна помощь Усвоил новое знаниеи научился применятьего на практике сегодня я узнал…_____________________________было интересно…_____________________________было трудно…________________________________я выполнял задания…__________________________я понял, что…_________________________________теперь я могу…________________________________я научился…__________________________________у меня получилось …___________________________я смог…______________________________________я попробую…__________________________________меня удивило…________________________________ Рефлексия содержания учебного материала.Приём рефлексии«Незаконченное предложение» Вопрос: Ответ + / - 1 Комфортно ли вам было на уроке? 2 Поняли ли вы тему урока? 3 Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе Индивидуальная письменная (личностная) рефлексия Лист рефлексии Ф.И ___________________ Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.Урок Я на уроке Итог1. Интересный 1. Работал 1. Понял материал2. Скучный 2. Отдыхал 2. Узнал больше, чем знал 3.Безразлично 3.Помогал другим 3. Ничего не понял Приём рефлексии«Оцени себя на уроке» Учащимся предлагается подчеркнуть то слово, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке: 1. Я считаю, что занятие было интересным___________________скучным. 2. Я думаю, что слушал других внимательно__________________невниматель 3. Я принимал участие в дискуссии часто_________________________редко. 4. Результатами своей работы на уроке я доволен______________________не доволен. Приём рефлексии«Выбор» На уроке я работал2. Своей работой на уроке я3. Урок показался мне4. За урок я 5. Мое настроение6. Материал урока для меня был активно, пассивнодоволен, недоволенкоротким, длиннымне устал, усталстало лучше, стало хужепонятен, непонятенинтересен, скученполезен, бесполезен Приём рефлексии «Выбор» Обучаемым необходимо подчеркнуть 3 слова из 12, которые наиболее точно передают их состояние на уроке.РаздражениеЗлостьРадостьРавнодушиеУдовлетворениеВдохновениеСкукаТревогаПокойУверенностьНеуверенностьИнтерес ПРИЁМ РЕФЛЕКСИИ «ТРИ СЛОВА»