Рефлексия на уроках в начальной школе


Рефлексия на уроках в начальной школеПахолкова Татьяна Владимировна, учитель начальных классовМКОУ «Зуйская СШ №1» от латинского reflexio – обращение назад;размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание (Словарь иностранных слов);самоанализ (Толковый словарь русского языка);В ПЕДАГОГИКЕ: самоанализ деятельности и её результатовРЕФЛЕКСИЯ РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКЕ – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс Для чего нужна рефлексия?Если ребенок понимает:Ради чего он изучает данную тему,Какие цели достигнуты на этом уроке,Какой вклад в общее дело он может внести,Может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,… то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя. Рефлексию можно применять:на любом этапе урока (чаще всего в конце урока);после изучения отдельной темы, раздела. Классификация рефлексии:По содержанию: а) Символическая; б) Устная; в) Письменная.По форме деятельности: а) Коллективная; б) Групповая; в) Фронтальная; г) Индивидуальная.По цели: а) Эмоциональная; б) Рефлексия деятельности; в) Рефлексия содержания материала; Рефлексия настроения и эмоционального состояния- проводится в начале урока (для установления эмоционального контакта с группой) и в конце деятельности Приёмы :Карточки с изображением лиц (1-2 классы). Оцени свою работу;Цветовые символы (квадратики: желтый – все понравилось, красный – не все понравилось, синий – не понравилось);«Пантомима»;Палец вверх – доволен;Голова вниз – не доволен;Закрыть лицо руками – безразлично;«Солнышко». Рефлексия деятельностипроводится при проверке домашних заданий, на этапе закрепления, при защите проектов.помогает осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность, выявить пробелы.Приемы«Лесенка успеха»«Дерево успеха» Желтый – все усвоил;Зеленый – есть небольшие проблемы;Синий – ничего не понял.«Цепочка пожеланий» (Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями по итогам сотрудничества).«Огонек общения»Передача сердечка по кругу;Дарят друг другу цветочки: голубой – самому вежливому, зеленый – самому покладистому, фиолетовый – самому скромному. проводится в конце урока или на этапе подведения итогов;дает возможность оценить эффективность собственной работы на уроке.Приемы: Приём незаконченного предложения:«Мне было интересно…»«Мы сегодня разобрались…»«Я сегодня понял, что…»«Мне было трудно…»«Мне не понравилось…»«На следующем уроке я хочу…» РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Приём «Выбор афоризма или пословицы»:Учащимся предлагается 2-3 высказывания выдающихся людей, фразеологизмы или пословицы. Нужно выбрать фразу, соответствующую своему восприятию урока. (Слышал краем уха, хлопал ушами, считал ворон, «Чтение – вот лучшее учение») Приём синквейна (пятистишье) /технология критического мышления;Название темы.Описание темы.Описание действий.Отношение к теме.Синоним, повторяющий отношение к теме. Прием «Графический» Прием «Выбор» или «Анкета» Вывод: Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика