Доклад «РефлексиЯ на уроках, как один из этапов формирования УУД в начальной школе»


«Рефлексии на уроках, как один
из этапов формирования УУД в начальной школе»
Методика организации рефлексии на уроках как один из этапов формирования УУД в начальной школе
 
(слайд 1,2)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Достижение метапредметных результатов происходит через различные виды деятельности, в том числе и через освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
 
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия, а значит позволяет развиваться как в познавательной так и в личностной сфере. Почему-то принято считать, что рефлексия - это специально спланированный отдельный этап в конце урока. Но я считаю, что любая реакция учеников на любом этапе урока - это и есть рефлексия.
Что же такое рефлексия?
 (слайд 3)
Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля.
Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой».
Это размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния.
Рефлексия связана с очень важным действием - целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей.
Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои  способы и методы с  другими.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
(слайд 4)
Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:
 
Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
(слайд 5)
Функции рефлексии в педагогическом процессе:
1.Диагностическая.
2.Проектировачная.
3.Организаторская.
4.Коммуникативная.
5.Смыслотворческая.
6.Мотивационная.
7.Коррекционная.
Важно чтобы  в процесс рефлексии были вовлечены и учащиеся, и учитель. Как показывает опыт, в случае неучастия кого-либо из субъектов процесса обучения в процессе рефлексии, весь механизм рефлексии оказывается неэффективным.
(слайд 6)
При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:1)физическую (успел – не успел);2) сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
(слайд 7)
 Классификация и содержание рефлексии:
1.По содержанию:
-устная
-письменная
Рефлексия может быть осуществлена в устной или письменной форме. При этом она имеет разное смысловое назначение.  Конечно, сложно к каждому уроку придумать эффектное заключение, но с развитием компьютерных технологий эта задача упростилась. Если в кабинете установлен проектор и экран, то возможно использовать программы, позволяющие за очень короткое время провести рефлексивную часть урока.
(слайд 8)
2.По форме деятельности:
- индивидуальная
- групповая
-коллективная Индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки –почему выбран тот или иной уровень)Групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»(слайд 9)
3. По функциям:
- физическая
- сенсорная
-интеллектуальная
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
 
Этап  урока в начале урока В конце деятельности на этапе проверки д/з,  защите проектных работ в конце урока Этап изучения учебного материала
Задачи установления эмоционального контакта с группой выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой группы осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональ-ныхоценить активность каждого на разных эта-
пах урока, эффектив-ность реше-ния постав-ленной учеб-ной задачи выявления уровня осознания содержания пройденного,  выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
 
(слайд 10)
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
 
1.Рефлексия настроения и эмоционального состояния
2.Рефлексия деятельности
3.Рефлексия содержания учебного материала
(слайд 11)
 
Приемы рефлексии эмоционального состояния
(слайд 121. Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.
2.«Букет настроений»
(слайд13)3. «Солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось.(14)
4. Эмоционально – художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент)
«Пейзаж»
(слайд15)Рефлексия деятельности.
Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.
1. «Дерево успеха» - успешно выполнил задание – повесил синий шарик, были ошибки – повесил красный шарик.
2. «Дерево чувств» - желтый листик - у меня ничего не получилось; красный - у меня были проблемы; зеленый - мне всё удалось.
3. «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика
(слайд 16)
5. «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.(слайд 17)
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
(слайд 18)
На сегодняшнем уроке
я понял…
я узнал…
я разобрался…
Я похвалил бы себя…
После урока мне захотелось…
Было интересно…
Было трудно…

(слайд 19)
«Анкета»
(слайд 20)
«Плюс-минус-интересно». Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Пометки на полях ( маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:«+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать
(слайд 21)
«Пятерочка»
«Все в твоих руках»
(слайд 22)«Волшебный мешок»
(слайд 23)
«Отражение настроения»
(слайд 23)
«Корзина идей»
Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности
(слайд 24)
На разных этапах обучения рефлексии дети учатся анализировать свое настроение, свои успехи, а также проводят анализ работы одноклассников и группы.
(слайд25)
Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.  
 В одной притче говорится: "Жил мудрец, который знал всё.Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: "Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Всё в твоих руках”. В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное успешным.