Рефлексия на уроках русского языка и литературы. Методическая копилка приемов.


РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ СИТУАЦИИ УСПЕХА.
“Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от времени, отстраненности от реальности. Учитель должен сам обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель в нашем обществе – это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевить их мечтой о будущем.
В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.
3.Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают прием письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды, приемы…
Мастерство – это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много. Но есть немало профессионалов. У них - свои приемы. Сильных педагогических приемов не так уж много – часто хороший профессионал активно пользуется всего двумя – тремя “секретами”.
Школьный урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Он учится осмысливать окружающую действительность, любить мир и людей в нем, оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современного общества, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь настоящую и будущую.
Современный урок открывает перед педагогом широкую возможность участвовать в этой жизни.
Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Новый стандарт образования требует от учителя разработки и реализации педагогических методик, обеспечивающих эффективное развитие учебной мотивации, познавательной компетенции школьников и совокупности умений, навыков, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к успешной самореализации.
Но при этом перед нами встают задачи, которые нужно обязательно решать. Исходя из своего опыта работы я выделяю следующие ( у кого-то они могут быть другими или расположены в другом порядке)
проблема несоответствия уровня обучения школьников их реальным возможностям
низкий уровень мотивации
снижение или отсутствие интереса к предмету
высокий уровень тревожности учащихся
Что поможет справиться с этими проблемами? Конечно, это должен быть целый комплекс технологий, приемов, методик. Но я уверена, что неизменной константой здесь будет рефлексия. И успех обеспечен в одном случае - если формирование и развитие рефлексивной деятельности учащихся будет проводиться системно.
Летчик в полете отслеживает по приборам ряд параметров: от температуры за бортом до количества бензина в баках. Без этого успешный полет немыслим. Успешный урок тоже. Только учитель на уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания…
СУТЬ ПОНЯТИЯ РЕФЛЕКСИИ, ЕЕ ВИДЫ.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.
В 17-веке английский философ Джон Локк (1632-1704) впервые употребил понятие «рефлексия», подразумевая под ним процесс за счет которого происходит рождение новых идей. Рефлексия – это один из источников познания, а предметом познания становится сама мысль.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать:
  цель занятия;
  содержание материала;
  тип занятия;
  способы и методы обучения;
  возрастные и психологические особенности учащихся.
состав группы
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия деятельности;
рефлексия содержания учебного материала;
рефлексия как способ обратной связи.
Классификация Приемы Предполагаемый результат
Рефлексия настроения и эмоционального состояния Приёмы:
цветопись, букет настроения,
дерево чувств, художественные изображения, картина, музыкальный фрагмент,
эмоциональное состояние,
настроение телом, карточки с изображением лица,  показ большого пальца вверх или вниз, гномики, маятник настроения… Формирование благоприятного микроклимата на уроке, снижение уровня психологических и физиологических проблем со здоровьем у учащихся за счёт реализации     здоровьесберегающей технологии.
Рефлексия деятельности Приёмы:
лестница успеха, дерево достижений, солнышко, анкеты, оценочный лист, рефлексивная мишень. Рост мотивации учения и развитие умения определять степень достижения цели. Учащиеся выходят на более высокий уровень осмысления способов и приемов своей работы, проявляют умение работать в разных режимах (индивидуальном, коллективном, групповом).
Рост активности каждого учащегося.          
Рефлексия содержания учебного материала
  Приемы:
незаконченное предложение, выбор афоризма, точка зрения,
достижение цели, дерево цели,
отношение к проблеме,
умозаключение, кластер,
опорная схема, интеллект- карта, денотатный граф, фишбоун, синквейн, даймонд, хокку... Рост уровня осознания содержания пройденного материала.
Развитие речи учащихся ( речь становится более яркой, выразительной, образной, насыщенной). Учащиеся размышляют, не бояться выражать свое отношение к проблеме, сами ставят цели, осмысливают то, что поняли, усвоили.
Формирование и развитие новых способов самовыражения учащихся.
Повышение мотивации учения, получения новых знаний. Рост активности каждого учащегося.
Помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Рефлексия как способ обратной связи Приемы: 
сочинения, стихотворения,
эссе, размышления над вопросами… Контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
Стимулирование речемыслительной деятельности учащихся.
Возможность нового взгляда учащихся на проблему.
Формирование и умение выдвигать свои предположения, гипотезы развития событий. Развитие гипотетического мышления.
 
ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИИ
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
1 «Солнышко» Прием называется «Солнышко». Учитель просит детей закончить предложение: «Мое настроение сегодня как…» и предлагает ответы: солнышко, тучка с дождем, тучка, гроза и молния. Педагог в конце занятия подводит итог, учитывая полученную «солнечную» картинку.
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
2 «Яблоня» На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.
3 «Ступени»  С помощью данного символа можно определить, на каком уровне  ученики выполняли задания, какой ступени соответствует их самооценка и т.д.
4 «Корзина идей» Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
5 «Смайлики»  Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащиеся рисуют «мордашки», которые соответствуют их настроению или выбирают из имеющихся. веселое, нейтральное и грустное. 
6 «Цветные карточки» У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. 
7 «Пейзаж». Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
8 «Кораблик» Какое настроение у вас после урока? Прикрепите флажок на соответствующий корабль. Если урок понравился – алый парус, если на душе «тоска зеленая» -зеленый парус, если урок никак не тронул – черный парус.
9 «Маятник настроения» Маятник- подвижный, например, деревянная рейка, жёстко закреплённая вверху ватмана. Слева на картинке- хмурый день, тучи, дождь. Справа солнце, безоблачное небо. В зависимости от того, «солнечное» или «дождливое» настроение, маятник в конце дня отклоняется влево или вправо. При этом внизу, в секторе, до которого отклонился маятник, отмечается число и причина.                                    
10 «Мишень настроения» День это выстрел. В какую область настроения учащийся попал сегодня? В зависимости от этого наклеивается кружок – попадание в одной из цветовых зон. Внутри дата и мотивация.
11 «Одним словом» Учащимся необходимо выбрать 1-3 слова из 12, которые наиболее точно передают их состояние на уроке:
Раздражение
Злость
Радость
Равнодушие
Удовлетворение
Вдохновение
Скука
Тревога
Покой
Уверенность
Неуверенность
Наслаждение
12 «Ресторан» Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний урок они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист ватмана, комментируя.
13 «Бесплатные советы» Классу раздаются листочки, каждый пишет какой-то совет относительно того, что в следующий раз на уроке хотелось бы изменить.
14 «Состояние моей души» Ученик берёт изображение человека и ставит её на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.
15 «Дерево успеха»

16 “Букет настроения” В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”.
 17 «Шкала настроения» У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класс. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.
18 «Светофор» Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).
19 «Кто веселее?» Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению.
20 «Музыкальная гостиная»» Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.
 21 «Пейзаж» Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
22 «Мастерская художника Если есть время, то можно предложить учащимся выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков.
Рефлексия деятельности
1 «Мишень» Дети на доске заполняют «рефлексивную мишень», оценивая
1. свою деятельность 2. деятельность учителя 3. деятельность учащихся.   
2 «Дерево целей» Какие цели видит перед собой ученик? Разместить на своем «дереве». 
3 «Старт» Учитель детям раздаёт листы бумаги и просит написать их за пять минут все слова, которые относятся к теме, которую предстоит изучать. За пять минут все учащиеся выполнят задание и подсчитают, сколько слов им удалось написать. Их количество на каждом из листочков будет разным, потому что у каждого учащегося разная степень готовности усваивать новый материал. (Некоторые списки можно зачитать). 
4 «Мои ответы» На протяжении урока отмечать условно свои ответы:
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный;
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;
« | » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный;
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;
«0» - не ответил. 
5 «Комплимент». Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого. 
6 «Гроздь» и «Паутина» Решение проблемы на уроке можно оформить в виде графического организатора, например схема «паутина» или «гроздь». Они приемлемы на стадии рефлексии, когда учащиеся ещё раз пересматривают, осмысливают то, что узнали, расширяют сферу своих знаний, выдвигают новые идеи.
7 «Три М» Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке. 
8 «Дерево моего успеха» Предлагается на индивидуальном дереве успеха с помощью условных знаков показать, насколько оказался доступным и усвоенным тот или иной фрагмент темы. 
9 «Мишень» На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ. 
 10 "А напоследок я скажу" Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса:
Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?
Что не оправдалось и почему?
Мои и наши перспективы?
Почему было трудно?
Что открыли, узнали на уроке?
Оправдались ли ваши ожидания от урока?
Что вы взяли с сегодняшнего урока?
Над чем заставил задуматься урок?
11 «Оценочный лист»
Выполнил ли я то, что задумал?______________________________ 
Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат проекта?___________ 
Всё ли получилось так, как я задумывал?________________________ 
Что было сделано хорошо?_________________________
Что было сделано плохо?_____________________ 
Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?_____ 
Кто мог бы сказать мне СПАСИБО за проект?_________________
 
Попрошу взрослых оценить мою работу:
что сказала мама:____________________________________ 
что сказала учительница:_______________________ 
как оценили проект друзья:_______________________ 
В чём я с ними согласен, в чём нет?_______________ 
12 «Волшебная палочка». Если я найду волшебную палочку, я попрошу ее помочь…(кому?)
13 «Светофор» Показать, нарисовать в тетради и пр.
Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.
Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.
14 «Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока.
           Фамилия, имя ученика_____________________________
 
Вид задания Отметка
   
   
   
   
15 «Мой сосед» Выберите 1 фразу для соседа по парте:
Ты молодец.
Я доволен твоей работой на уроке.
Ты мог бы поработать лучше. 
16 «Острова» На доске или у каждого ученика карта настроения. Поставьте знак √, на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.
17 «Чемодан, мясорубка, корзина» На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. 
Мясорубка – информацию переработаю. 
Корзина – всё выброшу. 
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.                                   
18 «Я хочу сказать ...» Учащиеся выбирают начало фразы или вопрос и заканчивают предложение.
Мне больше всего удалось ...
За что ты можешь себя похвалить?
За что ты можешь похвалить одноклассников? Что приобрёл?
Что меня удивило?
Для меня было открытием то, что ...
Что, на ваш, взгляд удалось?
Что, на ваш, взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
Мои достижения на уроке ...
 сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
19 «Индекс удовлетворенности уроком» Учащимся раздается таблица и предлагается проанализировать свое эмоциональное состояние.
Состояние +1 0 -1 Состояние
Интерес Скука
Азарт Апатия
Защищенность Беззащитность
Самостоятельность Подчиненность
Удовлетворенность Неудовлетворенность
Чувство успеха Чувство неудачи
Радость общения Чувство одиночества
Уверенность Неуверенность
Подъем настроения Спад настроения
Чувство новизны Ощущение стандартности
Критерии оценки: от 0 до 0,3 – низкий уровень удовлетворенности;
от 0,4 до 0,6 – близкий к норме;
от 0,6 и выше – высокий уровень удовлетворенности.
20 «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.21 «Анкетирование» Позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
Анкета 1.
1.На уроке я работал2.Своей работой на уроке я3.Урок для меня показался4.За урок я5.Мое настроение6.Материал урока мне был7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивнодоволен / не доволенкоротким / длиннымне устал / усталстало лучше / стало хужепонятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скученлегким / трудныминтересно / не интересно
Анкета 2.
Сегодня на уроке я:
научился ...
было интересно ...
было трудно ...
Чему вы научились на занятии?
Какие задания вам понравились больше всего?
Мне показалось важным ...
я понял что ...
 Урок:
заставил задуматься ...
навел меня на размышления ...
 Что нового вы узнали на уроке?
 Что вы считаете нужным запомнить?
  Над чем ещё надо поработать?
 Своей работой на уроке я:
доволен;
не совсем доволен;
не доволен, потому что ...
 я выбрал эти занятия на уроке, потому что:
они мне нравятся больше остальных;
я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями;
они легче остальных.
Анкета 3.
Что нового ты узнал на уроке?
Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении задачи (или на уроке)?
Кто и как тебе помогал(и) на уроке при решении задач?
Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?
Где ты применишь полученные знания?
В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?
Благодаря каким инструментам ты нашел решение?
Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке (составлял таблицу, рисовал схему, составлял тезисы и т.д.)?
С кем тебе было интереснее всего работать в паре/группе? Почему?
За что бы ты себя похвалил на уроке?
Что изменил бы в своих действиях на уроке?
Что бы ты изменил на уроке в последующем?
Что тебе понравилось на уроке больше всего?
Анкета 4.
1. Что вы ожидали от урока и что получилось?
2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?
3. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?
4. Была ли польза от такого рода работы?
5. В чем вы видите собственный рост?
6. Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные из них.
7. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?
8. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.
9. На основании каких критериев можно оценить нашу деятельность?
10.Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему?
22 Запустите корабль в море Знаний. Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил.
                                                    ЗАЛИВ ПРАВИЛ МОРЕ ЗНАНИЙ
23 «Лист самооценки» 
 Узнал что-то новое                                     Научился
 Расстроился                                           Обрадовался
 Удивился                                                      Ничего не понял 
 24 «Инсерт» По ходу получения информации ученик ставит символ: плюс ( все понятно, нравится, справился), минус (непонятно, не нравится, не стправляюсь), вопрос (все понятно, но нужны пояснения), восклицательный знак (важно для меня), многоточие (над этим хочется подумать и вернуться еще раз ). В конце урока – подсчитывает.
Рефлексия содержания
1 «Замыкая круг» В конце дня или урока, расспросите каждого учащегося о том, что они узнали в процессе изучения темы или совместной работы. Отметьте ответы, требующие последующего обсуждения.
2 «Оценка «приращения» знаний и достижения целей»(высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…).
3 «Ответ для выхода» В конце урока, сформулируйте вопросы и попросите учащихся написать ответы на стикерах, после чего они смогут покинуть класс, повесив стикер на доску. Прочитайте ответы и продумайте необходимые указания.
4 «Напишите письмо (телеграмму)» Учащиеся пишут письмо, обращаясь к самим себе, другому классу или предмету изучения. Это помогает учащимся задуматься о взаимоотношениях, как о личностно-значимом понятии. Используйте эти размышления для оценки понимания.
5 «Что, если…?» Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы Вася не познакомился с Валеком и Марусей?(Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»).
 
6 «Подбор афоризма пословицы, стихотворения к уроку» «Заверши фразу» Например, по теме «Особенности языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» «И золотой мешок, и…» (метит в генералы) «Счастливые…» (часов не наблюдают) «В мои лета не должно…» (сметь своё суждение иметь) «Дома новы, а…» (предрассудки стары) «Служить бы рад, …» (прислуживаться тошно) «Чуть свет, и…» (я у ваших ног) «Вон из Москвы…» (сюда я больше не ездок)
7 «Лестница «+» или «-» по теме «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» Узнайте героя и расположите его на «лестнице «+» или «-» в соответствии с нисходящей градацией. Укажите, какой принцип положен в основу этой градации: «В нём чересчур было передано сахару» «Прореха на человечестве» «Средней величины медведь» «Исторический человек» «Дубинноголовая» В основе градационного принципа композиционной последовательности - пугающая картина постепенного угасания человеческого в человеке.
8 «Собери образ» по теме «Женские образы в романе Л. Толстого «Война и мир» Наталья Ростова Добродушная Рассудительная Несдержанная . Искренняя Марья Болконская Элен Курагина Скромная Милосердная Лживая Эгоистичная Развратная
9 «Благодарю» по теме «Любимые герои Льва Толстого в романе «Война и мир» Благодарю Наташу: она научила меня… Благодарю Марию Болконскую : у неё я научился… Благодарю Пьера Безухова: он помог мне понять, что… Благодарю Михаила Илларионовича Кутузова: он убедил меня в том, что … Благодарю Андрея Болконского: наблюдая за ним, я осознал … Благодарю Платона Каратаева: я увидел, что … Благодарю Капитана Тушина: он заставил меня увидеть то, что…
10 "Бортовой журнал" - форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.
11 «Дневник» Есть различные виды дневников: обычный, дневник - художественный альбом, двухчастный дневник (в одной графе - наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой - комментарии) и другие. В отличие от эссе и "бортового журнала", дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени ("отложенная" рефлексия).
12 «Акростих»
13 «Акрослово» Опишите при помощи эпитетов образ цветаевской Москвы.
М - манящая
О –огненно-купольная, отвергнутая Петром
С – святая
К – колокольная, краснокупольнаяВ – возвеличенная, вольная
А – алтарная. 
14 "Синквейн" Умение учащегося составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о степени владения учащимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся:
- знает содержание учебного материала темы;
- умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества;
- умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.
Работа над созданием синквейна является одним из эффективных методов развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Синквейн можно использовать на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
Алгоритм написания синквейна.
1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.
 2-я строка. Какой? 2 прилагательных.
3-я строка. Что делает? 3 глагола.
4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.
5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.
Пушкин
Великий, талантливый.
Думает, страдает, любит.
Чувства добрые пробуждает.
Гений.
15 «Даймонд» («Диаманта») - это стихотворная форма из 7 строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением. Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению.
Алгоритм написания даймонда:  
строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия)
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия)
строчка 6: определение( 2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное)
Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия.
Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки верхнего понятия.
Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают его действие.
Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд.
Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.
Пример даймонда Гипербола
Огромная, наибольшая.
Преувеличивает, преумножает, расширяет.
Гулливера превращает в Мальчика с пальчика.
Преуменьшает, умаляет, суживает.
Крохотная, наименьшая
Литота.
Обломов
Ленивый, добрый,
Лежащий, мечтающий, умирающий.
Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина.
Работающий, решающий, живущий,
Настойчивый, расчетливый
Штольц.
16 «Хокку» стихотворная форма из 3 строк. Стих в виде хокку написать несколько труднее, потому что в нем выражается личное переживание человека. Вместе с тем эта стихотворная форма также имеет определённые плюсы. В хокку самым гармоничным образом сочетается работа с понятием и эмоциональное отношение к нему.
Алгоритм написания хокку:
Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то
Строчка 2: Какого?
Строчка 3: Как? (Категория состояния)
Примеры хокку
Снегирь
Я видел птицу,
Прилетевшую зимой,
Красиво…
Тоска
Я видела деревню
С одним домом
Тоскливо…
17 «Штрихи» Ещё один вид «стихотворения» придумали учитель Сторожева Т.Ю. и её ученики. Они назвали это штрихами – штрихи к правилам, штрихи к мыслям, штрихи, позволяющие проверить словарный запас школьников, их умение видеть и применять части речи, составлять тематические сложные (красивые!) предложения.
Штрихи пишутся по следующим правилам:
1-я строка. 1 существительное.
2-я строка. 2 прилагательных.
3-я строка. 3 причастия.
4-я строка. 4 глагола.
5-я строка. 5 наречий (или деепричастий)
6-я строка. Сложносочинённое или сложноподчинённое предложение по теме.
Работы-примеры учащихся по теме «Весна»:
Молодость,
Зажигательная, весёлая,
Восхитительная, влюблённая, пламенная.
Расцветает, оживляет, приходит, пробуждает,
Не останавливая, не забывая, не старея, не думая, не уставая.
Молодость просыпается весной в каждом живом существе, даже трухлявый пень возрождается с появлением первых весенних лучей солнца.
Ручей,
Свежий, прохладный,
Звенящий, пробуждающий, зовущий.
Бежит, поёт, журчит, течёт,
Радуя, осветляя, возрождая, призывая, оповещая.
Когда на улице появляются первые журчащие вестники весны, жизнь пробуждается от весеннего сна.
18 «Подбор афоризмов» Учитель задает классу вопрос: «Какой из афоризмов наиболее точно соответствует идее и настроению нашего урока?». Учащиеся выбирают и комментируют (вариант: можно предложить учащимся выполнить это задание письменно).
Примерные варианты афоризмов:
1. Ведь лучшая наука – опыт жизненный! (Менандр)
2. Годы детства – это прежде всего воспитание сердца (В. А. Сухомлинский)
3.  Нравственное уродство и преступность являются результатом недостаточного воспитания и испорченности, идущей с раннего возраста (В. М. Бехтерев)
4.  Учатся у тех, кого любят (И.-В. Гете)
5.    Не для школы, а для жизни мы учимся (Античный афоризм)
6.    Человек является воспитанником всех окружающих его предметов, всех тех положений, в которые его ставит случай (К. Гельвеций)
7.     Нравственный облик личности зависит, в конечном счёте, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства (В. А. Сухомлинский)
19 «Графический организатор» «Фишбоун» («рыбья кость»), «Паучок», «Дерево» и др.
Учащиеся продумывают свои значения, устанавливают связи между ними, образуя тем самым систему знаний. Включается эмоциональная сфера, воображение.
Пример приёма - схема «Паучок»: учащиеся рисуют паучка и заполняют его следующими понятиями. Тело - название темы, ножка - понятие темы, башмачки - ключевые слова, которые служат опорой.
Пример приёма - схема « Дерево»: ствол - название темы, ветви - понятие темы, листья - ключевые слова, которые служат опорой для памятки. 20 «Кластер» по теме «Кутузов и Наполеон в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» Параметры Кутузов Наполеон Я-концепция Глубокое понимание хода истории, чувствует «роевую жизнь, близок к народу Носитель ложной идеи «сильной личности», абсолютный индивидуалист Отношение к солдатам «Отец» «Император» Отношение к войне «Страшное, противное человеческому разуму действо» «Война= игра» Отношение к Отечеству «Россия-Родина-Матушка» «Монархия» Ценности Простота, добро и правда Самолюбование, эгоизм, ложное величие.
21 «Ментальная карта»
22 «Интеллект-карта»
1.Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа.
2.От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.
3.От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня разукрупнения, раскрывающие идеи, написанные на ветках 1-го уровня.
4.По возможности используем максимальное количество цветов, для рисования карты.
5.Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.
6.При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках.
7.Для большей понятности нумеруем ветки и добавляем символы.
23 «Денотатные графы» - Денотатный граф – это весьма эффективный приём технологии критического мышления [от лат. denoto – обозначаю и греч. – пишу]. Он является хорошим способом вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Суть данного приёма заключается в том, что ученик выделяет ключевое понятие (существительное). Ниже он подбирает глаголы, описывающие наиболее важные процессы, происходящие с данным понятием (существительным). На данном этапе данный приём перекликается с Синквейном (пять строчек). Для Денотатного графа характерно чередование существительных и глаголов. Поэтому на следующем уровне необходимо представить комментарии к глаголам существительными, иногда связанными с ними прилагательными. На следующем уровне ученик подбирает глаголы к предыдущим существительным.
Рефлексия обратной связи
Резюме, эссе, мини-сочинения… 
РЕФЛЕКСИЯ – СИТУАЦИЯ НЕИЗБЕЖНОГО УСПЕХА НА УРОКЕ.
Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды и неизбежной ситуации успеха на уроке является этап рефлексии.
Мы с радостью делает то, что у нас хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.
- Что я делаю?
- С какой целью?
- Каковы результаты моей деятельности?
- Как я этого достиг?
- Можно ли сделать лучше?
- Что я буду делать дальше?
Пока мы задаём себе эти вопросы, мы развивается.
Большинство приемов рефлексии не требуют оценивания в классном журнале. Нет плохой оценки – нет неудачи. Есть успех.
Как бы ты не сделал задание – ты справился. Нет неправильных решений – есть ТВОЕ решение.
РЕЗУЛЬТАТ ПРИМЕНЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ
1. К современному учебному занятию предъявляется множество требований. Среди них сохранение физического и психического здоровья обучающихся. Это помогает дозировать учебную нагрузку, а также пресекать усталость органов чувств ученика и учителя.
2. Рефлексия направлена не только на эмоциональную сферу, настроение, но и на учебную деятельность, процесс и содержание. Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс.
3. Повышение качества образования.
4. Адаптация и самореализация человека в социуме.
На примере 5 класса:
Достаточно быстро прошла адаптация к учебному процессу в новых условиях – у 74% учеников.(данные исследований, проведенных через 2 месяца после учебы).
Повысился интерес к предмету (русский язык и литература) – на начало года 32 % учащихся, на конец 2 четверти – 91% учеников указали эти предметы наиболее интересными для себя. При этом сложным учебный материал остается для 37% учащихся.
Повысилось качество обучения: по итогам 1 четверти по русскому языку отличников – 0, ударников – 4. 8 учеников из 30 имели реальный средний оценочный балл менее 2,6. На конец 2 четверти – 1 отличник, 6 ударников, средний балл менее 2,6 - 2 человека.
По данным психологического тестирования снизился уровень тревожности на уроках русского и литературы по сравнению с началом учебного года у 79% пятиклассников.

Роль рефлексии в профессиональной деятельности учителя.
Представляется важным отметить несколько моментов, которые акцентируют роль рефлексии в профессиональной деятельности:во-первых, рефлексия необходима при освоении профессиональной деятельности;во-вторых, на ее основании осуществляется контроль и управление процессом усвоения;в-третьих, рефлексия необходима при изменении условий профессионально-образовательной деятельности;в-четвертых, она является одним из основных механизмов развития самой деятельности.Таким образом, рефлексирующий учитель – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог. Это, как сказал Д.Дьюи, "вечный ученик своей профессии" с неутомимой потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию.Педагогическая рефлексия предполагает взаимоотображение, взаимооценку участников педагогического процесса, состоявшегося взаимодействия, отображение педагогом внутреннего мира, состояния развития учащихся и наоборот.
Рефлексивное слушание – активное слушание, объективная обратная связь с говорящим,
"Уточните, пожалуйста, что Вы имеете в виду!", "Повторите, пожалуйста, эту часть!", "Я не понял", "Не объясните ли Вы это еще раз?"."Правильно ли я понял, что …", "Как я понял Вас …", "По Вашему мнению …", "Другими словами, Вы говорите …", "Вы считаете, что …"."Мне кажется, что Вы чувствуете …", "Вы несколько расстроены …", "Мне знакомы Ваши ощущения …", "Я чувствую, что Вы …"."Можно ли сказать, что смысл Вашей речи состоит …", "Если подытожить сказанное Вами, то …", "Правильно ли я понял, что Вашими основными идеями являются …".
При разработке рефлексивной методики учителю необходимо учитывать:
1. Возрастные особенности учащихся и состав класса.
Учитывая их, учитель составляет рефлексивную методику для своего класса. Самые маленькие несут свой якорь на тот корабль, который соответствует их настроению. Ребята постарше поднимают карточку со знаком, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на уроке (вопрос, многоточие, восклицательный знак, три восклицательных знака, двоеточие). Нетрудно догадаться, что означают эти знаки.
2. Особенности предмета, тему и тип урока.
уроки гуманитарного ряда более располагают к рефлексии настроения и эмоционального состояния, уроки математики требуют рефлексии содержания материала, а уроки прикладного творчества не обойдутся без рефлексии деятельности. 
3.Количественный состав группы.
Есть приемы рефлексии, которые требуют от каждого из ее участников определенного временного отрезка. Если мы заставим 30 человек последовательно аргументированно отвечать на вопрос – начинайте тогда с первых минут урока, а то рискуете не успеть.
В структуре современного урока по ФГОС рефлексия занимает от 1 до10 минут.
Заключение.
«Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» (Р. Декарт)
«Учение без размышления бесполезно» (Конфуций)
«Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы будете убивать в детях шалунов» (Жан Жак Руссо)
Все, что делается на учебном занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии, развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Приведенные здесь приемы – лишь малая толика известных на сегодняшний день приемов рефлексии. Цель этого небольшого обзора – показать логику и смысл использования рефлексии на уроке или во внеклассном мероприятии. Несмотря на краткость, данный обзор показывает, что перечисленные методы действительно составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного процесса, приводят к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.
Как проводить рефлексию - для себя сам решает каждый педагог. Это ваше творчество. Придумывайте новые методы, используйте карточки, оценочные листы, графики и рисунки. Все это позволит вам добиваться лучших результатов.
Рефлексия – это деликатное, вкусное и действенное лекарство. Это направление можно развивать бесконечно. Её можно применять абсолютно во всех видах педагогической деятельности и во всех без исключения сферах жизни.