Презентация Рефлексия на уроках русского языка


Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех. 1 Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОСЛюдмила Викторовна БулыгинаУчитель биологииМБОУ «СОШ №39» г. Рязань2015 год Таблица-фиксация знаний по данной теме3ПонятиеЗнаюХочу узнатьУзнал Рефлексия Организация рефлексивной деятельности на уроке- подготовка к  развитию необходимых современной личности качеств. 4Самостоятельность Предприимчивость Конкурентоспособность Способы обучения рефлексииУстное обсуждение.Рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока.Письменное анкетирование. А что же такое рефлексия? от лат. reflexio – обращение назад размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание (Словарь иностранных слов) самоанализ (Толковый словарь русского языка)в современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.6 Цели развития рефлексиивыявление уровня трудности, эмоционального отношения к заданию; развитие оценочной деятельности одноклассников; выявление самооценки детей; выделение детьми критериев оценки;развитие умений оценивать по критериям;выявление причин для преодоления имеющихся трудностей; Рефлексия осуществляется не тольков конце урока, но и на любом его этапе. Цели рефлексии:сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими;собрать в общую копилку замеченное, обдуманное, понятое каждым; уйти с урока с зафиксированным результатом. Виды учебной рефлексии:• физическая (успел – не успел);• сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно);• интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);• духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).9 Формы рефлексииИндивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу)Групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения результата в решении поставленной задачи (какую помощь в работе оказал (имя) Классификация рефлексии:рефлексия настроения и эмоционального состояния;рефлексия деятельности;рефлексия содержания учебного материала.11 Рефлексия настроения и эмоционального состоянияЭтапы урока: в начале урока в конце деятельностиПриёмы: Рефлексия настроения и эмоционального состоянияКарточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.«Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.«Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно. «Светофор».«Мои ожидания»13 «Пантомима» Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично. Рефлексия содержания учебного материала «Плюс-минус-интересно»СинквейнТабличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии 15 Рефлексия деятельности«Лесенка успеха» – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька– у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.16 Рефлексия деятельности«Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.17 Рефлексия деятельности«Поезд» 18 «Корзина идей»Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно. Фразы из рефлексивного экрана:Было интересно…Меня удивило…Материал урока мне был…Мне больше всего удалось…Моё настроение…Могу похвалить своих одноклассников… {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}УрокЯ на урокеИтог1. интересно1. работал1. понял материал2. скучно2. отдыхал2. узнал больше, чем знал. «Для меня сегодняшний урок…»Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям. Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.22 Образовательный эффект рефлексииРефлексия создаёт условия для внутренней мотивации на деятельность.Рефлексия помогает ученикам осмыслить получаемые результаты.Рефлексия помогает наметить цели будущей работы, «соединить» результаты с целями. Список литературыЗагашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб издательство «Речь», 2003 г.Заир- Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. -224 с.Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. http://eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm - Центр дистанционного образования "Эйдос". Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm.24 Спасибо за внимание!Успехов!