Научная разработка с презентацией на тему Рефлексия содержания учебного материала на уроках русского языка


МБОУ «Куженерская основная общеобразовательная школа»
Рефлексия
Рефлексия содержания учебного материала как важный этап в освоении знаний
[Выберите дату]
Константинова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы
Рефлексия содержания учебного материала как важный этап в освоении знаний на уроке русского языка».
Программа реализации ФГОС – ключевая задача для всех образовательных учреждений, нацеленных грамотно и качественно обучить учащихся. Неотъемлемой частью ядра Стандарта являются универсальные учебные действия. Овладение учениками универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конце концов, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться
Современный урок русского языка в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие 6 основных этапов СЛАЙД 2:
1) Мобилизация (предполагает включения учащихся в активную интеллектуальную деятельность)
2) Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме вспомнить – узнать – научиться)
3) осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно)
4) коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе)
5) взаимопроверка, взаимоконтроль;
6) рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке.
На последнем этапе я остановлюсь поподробнее, поскольку считаю, что рефлексия играет существенную роль в усвоении знаний учеником.
Напомню, что приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению, к  развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Слайд 3
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Именно поэтому педагоги советуют выделять на уроках время для рефлексии. Учебной рефлексии может подвергаться СЛАЙД 4:
Настроение, эмоциональное состояние.
Деятельность обучающихся.
Содержание учебного материала.
В центре внимания моей работы – рефлексия содержания учебного предмета. СЛАЙД 5
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.  Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Педагог, проводя систематически рефлексию, может понять, насколько усвоен пройденный материал. В учебном предмете «Русский язык» это особенно актуально, потому как каждая тема важна для осмысления всех последующих. Иначе говоря, оставить пробел в знании единожды значит дать этой лакуне разрастись еще больше в дальнейшем. Учитель, анализируя ответы учащихся в ходе рефлексии, решает, проводить ли обширное закрепление темы на следующем уроке, или достаточно небольшой языковой разминки. Если же проводить рефлексию не только в конце урока, но и после каждого выполненного действия, то можно будет со стопроцентной точностью узнать, какие места вызвали особенную трудность.
Я хочу познакомить вас с несколькими видами рефлексии, некоторые из которых я систематически провожу в конце каждого урока.
Стандартный приемы рефлексии: «Незаконченное предложение». СЛАЙД 6
Ребятам раздаются листочки с высказываниями, которые нужно продолжить. Например,
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Пример из урока СЛАЙД 7: сегодня я узнал, что глаголы бывают разноспрягаемыми.
Было трудно различать их среди остальных глаголов.
Меня удивило, что к разноспрягаемым глаголам относятся всего лишь четыре глагола: есть, бежать, дать, хотеть.
Я окончательно научился определять спряжение глаголов.
2) «Лестница успеха». СЛАЙД 8
На доске рисуются прямоугольники, составляющие лестницу. Каждая лесенка обозначает уровень усвоения знания.
Как альтернативный прием я использую
Дерево успеха СЛАЙД 9. Ученики подходят к елке и с помощью указки показывают, на какой из веток находятся. На первых уроках этот этап рефлексии обязательно обговаривается: ветвь, располагающаяся недалеко от земли – низкий уровень понимания темы, верхушка ели – всё понял, всё смог, всё получилось.
3) «Плюс-минус-интересно» СЛАЙД 10.Рефлексия как содержания материала, так и деятельности. Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Плюс Минус Интересно
Похожий прием бортовой журнал. СЛАЙД 11 . На слайде вы видите пример такого журнала, заполненного учениками 5 класса после изучения главных членов предложения.
4) «Анкета» СЛАЙД 12.
Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / усталстало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным
5) Техника «рефлексивная мишень» СЛАЙД 13.
На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.
6) "Синквейн" СЛАЙД 14.
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Самый трудный прием рефлексии. В русском языке приходится особенно ломать голову над синквейном. Однако если из урока в урок проводить такую рефлексию, то результаты уже есть. Пример синквейна, написанного одним из учеников. СЛАЙД 15
Пример: чередование гласных кас – кос
Корень
Чередующийся, безударный
Зависит, меняется, запомнить
Правописание зависит от последующего суффикса
Чередование
7) Оценочный лист. СЛАЙД 16
Ученикам раздаются уже готовые шаблоны с вопросами по содержанию урока. Ребята должны ответить на представленные вопросы. Отмечу, что этот вид рефлексии нельзя отнести только к рефлексии содержания материала, также можно рассматривать его как рефлексия деятельности.
Этапы урока Виды работ на уроке Оценка
2 3 4 5
Решение проблемы Формулирование правила по новой теме Открытие новых знаний Сравнение своих выводов с текстом правила в учебнике Развитие умений Комментированное списывание (упр. 398) Игра «Корректор» Работа в парах «Найди лишнее слово» Игра «Орфографический футбол» 8) Работа с сигнальными карточками. Или «Светофор». СЛАЙД 17
Стандартный прием рефлексии, самый доступный и понятный для учеников
Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.
Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.
Иногда у ребят не оказывается разноцветных кругов, тогда на помощь приходят разноцветные карандаши с соответствующим или приблизительным цветом, которые они поднимают по просьбе учителя.
Как упрощенную альтернативу на своих уроках я использую иногда вместо сигнальных карточек смайлики. СЛАЙД 18
Ребята рисуют на полях смайл, характеризующий степень понимания темы урока.
10) «Изба» СЛАЙД 19
На плакате изображены фигуры людей. Их более 10. Ученик должен выбрать из количества ту фигуру, которая соответствует его усвоению знания. К примеру, танцующая царевна – тема усвоена хорошо, значит можно с легкостью выполнить домашнее задание. Грустный молодой человек – тема не понята. Отмечу, что ребята этот плакат рисовали сами с особым энтузиазмом.
11) Шляпы. СЛАЙД 20 .
Прием, изобретенный французом Эдвардом де БоноБелая шляпа – без эмоций оценить урок. Что узнали, что было понятно. Итак, на тебе белая шляпа, теперь тебя интересуют ТОЛЬКО ФАКТЫ! Что ты уже знаешь? Какая информация тебе еще необходима? Как можно получить недостающую информацию? Шляпа информации
Красная – можно позволить эмоционально выразиться. Субъективное отношение к изученной теме. Шляпа эмоций Итак, на тебе красная шляпа, ты не думаешь, ты чувствуешь, тебя переполняют ЭМОЦИИ! Чего ты чувствуешь: страх, радость, угрозу, восхищение, желание действовать?..
Черная – негативные стороны урока. Например, тема оказалась трудной, непонятной, мне мешали, работа в группах или парах не была эффективной. Шляпа осторожности Итак, на тебе черная шляпа, теперь ты ворчун-пессимист, ты все КРИТИКУЕШЬ! Что тебе не понравилось? Что вызывает сомнения? Придирайся, придирайся, придирайся…
Желтая – оптимистичный настрой на будущее. Как поможет этот урок в будущем. Шляпа оптимизма Итак, на тебе желтая шляпа, теперь ты обаятельный оптимист, ты всем ДОВОЛЕН! Что тебе понравилось больше всего? Что принесет тебе успех? Почему это стоит знать, применять?
Зеленая – каким образом вы бы разнообразили формы и методы урока. Шляпа творчества Итак, на тебе зеленая шляпа, ты невероятно творческий человек, ты ФАНТАЗЕР! Какие новые идеи у тебя возникают? Как можно еще применять полученные знания?
Синяя – отвечает за весь класс. Как, по мнению ученика, тема урока была усвоена в целом всем классом. Шляпа мудрости Итак, на тебе синяя шляпа, ты размышляешь о пользе, которую несут новые знания, ты МУДРЕЦ! Чего ты достиг? Как следует применять полученные знания для эффективного достижения своих целей?
Это лишь небольшая часть всех приемов рефлексии. Ежегодно учителя со всей страны выкладывают в социальные сети свои индивидуальные приемы, опробованные на практике. Я выделила лишь несколько основных, наиболее результативных. Конечно же, использовать их каждый урок не всегда удается. Признаюсь, что частенько этап рефлексии проходит скомкано, т.к. время поджимает. Но, надеюсь, что в дальнейшем эта погрешность будет исправлена.