Содержание и условия реализации ФГОС по химии (из опыта работы по апробации УМК по химии издательства Вентана-Граф)

Содержание и условия реализации ФГОС по химии
(из опыта работы по апробации УМК по химии издательства Вентана-Граф)
ФГОС второго поколения – новая парадигма отечественного образования, которая предусматривает переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной.
Кто-то из мудрых сказал «Нельзя научить человека на всю жизнь, надо научить его всю жизнь учиться». Что должен знать и уметь школьник, получающий аттестат. Ответ прост – окончив школу, ее выпускник должен начать самостоятельную жизнь, сам себя обеспечивать материально и помогать своим родным, сам принимать решение о своем дальнейшем развитии, самостоятельно ориентироваться в жизни. С позиции химического образования - уметь применять химические вещества, защищаться от отравлений организма, воды, воздуха, продуктов питания. 
В связи с этим кардинально меняется роль участников образовательного процесса. Учитель - это организатор деятельности ученика в инновационной образовательной среде. А ученик – субъект образовательных отношений, осуществляет поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации.
Применить это на практике в своей деятельности без предварительной подготовки нелегко.
Я убедилась в этом, став участником апробации учебника химии 8 Н.П.Воскобойниковой в 2011-2012 учебном году, и пытаясь включить инновационные изменения в образовательный процесс. т.к. учебник предусматривал формирование универсальных учебных действий обучающихся, через реализацию системно-деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного подходов в обучении. Поэтому учитель должен быть готов к существенным отличиям учебников ФГОС от традиционных и в плане содержания, и в условиях реализации. Этот учебник отличался от традиционного тем, что предусматривал:
В плане содержания:
усиление практической составляющей предмета: увеличение химического эксперимента (21 лабораторная работа и 11 домашних экспериментов, расширяющих знания учащихся).
Различные формы представления обобщённого и систематизированного учебного содержания: графическая (кластер, логико-смысловая модель, «звезда» и др.), табличная (основные объекты химии на уровне «СУЩНОСТЬ», «ОСОБЕННОЕ» и «ЕДИНИЧНОЕ») и текстовая.
Авторскую рейтинговую систему оценивания.
Условия реализации:
Возможность выбора варианта обучения:
авторская система успешной деятельности, реализация которой предусматривает мотивированный, природосообразный, комфортный образовательный процесс, построенный по ИОТ с рейтинговой системой оценивания)
индивидуальное
модернизованное традиционное
традиционное.
Возможность выбора образовательной траектории, учитывающей особенности процесса познания ученика:
от теории к практике или от практики к теории и построение индивидуальной образовательной траектории обучающегося на их основе.
Процесс обучения должен проходить в инновационной образовательной среде, которая предусматривает оснащение кабинетов полным комплектом УМК, компьютерной техникой и ЦОР в нужном количестве.
К таким изменениям должны быть готовы и учителя, и ученики. Поэтому обязательным условием введения и реализации ФГОС ООО является обучение педагогов на КПК.
Из начальной школы должны прийти ученики, владеющие первичными навыками самостоятельного поиска знаний, проектной и исследовательской деятельности, с сформированной ключевой компетенцией – умением учиться.
Задача поставлена трудная, но выполнимая. Вспомним слова великого полководца А. Суворова «Непреодолимого на свете нет ничего». ФГОС как ориентир инновационного развития общего образования должны привести к новому качеству образования, а, следовательно, к новому образовательному результату.


15