Методическая разработка классного часа Что в имени тебе моем…

Департамент образования Вологодской области
БПОУ ВО «Вологодский строительный колледж»






Методическая разработка.
Классный час на тему:
«Что в имени тебе моём?..»



Классный руководитель
Корнева Елена
Борисовна





Вологда 2015
Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей Вологодского Строительного Колледжа. Работа включает в себя сценарий классного часа, приложение информации об именах.
Введение.
Тема «Что в имени тебе моём?...» заинтересовала студентов. В ходе предварительной работы инициативной группой были подобраны стих и песни об именах. Песня «Имя» специально была написана Трубановым Вадимом для классного часа.
Ребята занимались исследовательской работай – выясняли происхождение своего имени, записывали семейные истории связанные с именами.
Цель: расширить знания по теме; продолжить работу по созданию благоприятного психологического климата в коллективе; привить любовь к семейным традициям и ценностям.
Форма: классный вечер.
Подготовительная работа:
При подготовке к классному часу можно провести анкетный опрос:
Почему меня так назвали?
Повторялось ли моё имя в семье?
Случались ли забавные случаи, связанные с именами?
Как я хотел бы назвать своих детей?
Материалы к классному часу:
Отрывки из стихотворений М. Цветаевой, Ю. Ливеровского, Н. Гумлёва, А. Парковского, Гомера, В. Жуковского, А. С. Пушкина.




Содержание классного часа.
Классный руководитель:
- Мы живём в мире имён. Недаром ещё Гомер в своей «Одессе» писал:
Студент 1:
- Между живущих людей безымянных никого не бывает Вовсе; в минуту рождения каждый, и низкий и знатный, Имя своё от родителей в сладостный дар получает.
Наши имена – это имена собственные. Они пишутся с заглавной буквы. Имена – это наша первая собственность в жизни. Но имя выбираем не мы, а наши родители. Как? Когда в семье рождается ребёнок, ему всегда дают имя. Выбор имени – процедура сложная.
Студент 1:
- Я Александр в третьем поколении.
Студент 2:
- Я назван Максимом в честь погибшего друга отца.
Студент 3:
- Я первый Илья в нашем роду.
Студент 4:
- Меня назвали Андреем для того, чтобы сохранить в семье память о пропавшем человеке.





Классный руководитель:
- Звучит стихотворение М. Цветаевой «Имя твоё – птица в руке»
Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё – льдинка на языке.
Одно – единственное движение губ.
Имя твоё – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень кинутый в тихий пруд,
Всхлипнем так, как тебя зовут.
В легком щёлканье ночных копыт
Громкое имя твоё гремит.
И назовёт его нам в висок
Звонко щёлкающий курок.
Имя твоё – ах, нельзя! –
Имя твоё – поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижный век.
Имя твоё – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим – сон глубок.
Ведущий 1:
- Новому человеку могут дать такое имя, которое «модно» в этот период. А иногда родители выбирают имя согласно другому принципу, считая, что от имени зависит дальнейшая судьба человека.
Но как появились собственные имена? Сначала они были нарицательными. Если появлялась дочь, то почему бы не назвать её Вера? Она будет верная, верящая. Если родился сын, то почему бы не назвать его Виктор? Он будет легко и просто побеждать врагов. Так нарицательные имена становились собственными. Понравившиеся людям имена кочевали из страны в страну и всё реже связывались с их прежним значением.
Студент 3:
Был в старину такой обычай:
Несли младенца в церковь. Там,
В Страницы святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням.
Коль ты родился в день Ефима,
То назван именем таким.
Но если в день Иеронима,
То – хошь – не – хошь – Иероним!
Ведущий 1:
- Традиционно имя для ребёнка православные люди ищут в Святцах (сборнике христианских имён), поскольку именно там собранны имена святых и святомучеников, у каждого из которых есть свой день памяти поминания на церковных службах. Сокрытие имени до крещения применялось для защиты человека, особенно ребёнка, от нечистой силы, наводящей порчу «на имя», и бессильной, когда настоящее имя жертвы неизвестно.
Студент 4:
Имя ребёнка – Лев,
Матери - Анна.
В имени его – гнев,
В материнском – тишь.
Волосом рыж,
- Голова тюльпана! –
Что ж, осанна
Маленькому царю.
Дай ему Бог – вздох
И улыбку матери,
Взгляд – искателя
Жемчугов
Бог внимательней
За ним присматривай:
Царский сын – гадательный
Остальных сынов.
Ведущий 2:
- Святцы – список церковных праздников и святых в календарном порядке – сформировались как отдельная книга не ранее 15 века. Содержали около 9 тысяч имён, большинство из которых теперь накрепко забыто.
Классный руководитель:
- Мы можем гордиться – все имена в нашей группе есть в Святцах, у каждого – свой Ангел – Хранитель! Их у нас 20. Давайте назовём наши имена.
(Студенты по цепочке называют свои имена)
Классный руководитель:
- Когда я в первый раз увидела список группы – удивилась: у нас оказалось 5 ребят с именем Илья ( теперь уже 4 ) и 3 Дмитрия. Что это, случайность? Говорят, что носители одного имени имеют одинаковую судьбу или сходство характеров. В основе этой веры лежит наличие одного Ангела – Хранителя. Правда наши Ильи и Дмитрии родились в разное время и имеют разных небесных покровителей, но они объединены именами Ильи Пророка и Дмитрия Троицкого.
Студент 5:
- Дмитрий Прилуцкий – мой покровитель. Его имя связывают с победой над Мамаем. Князь Дмитрий Донской приписывал ему и Сергию Радонежскому победу и даже вызвал в Москву крестить своего сына.
Дмитрий Прилуцкий принял постриг в Горицком монастыре. Говорят, что он был очень красив и всегда прикрывал лицо куколем, чтобы не было суетных мыслей ни у, него ни у окружающих.
Студент 6:
- Илья Муромец – любимый герой русских былин. Он просидел сиднем 30 лет и 3 года «близ славного города Мурома, в том ли селе Карачарове», но едва поднявшись на ноги, сделался олицетворением несокрушимой силы богатырской дружины, могучим охранителем стольна – града Киева от «поганой орды», налетевшей на Русь православную. Он с честью – славою несёт на своих могучих плечах немалую службу Родине, обороняя рубеж великокняжеский, сражаясь то с Соловеем – разбойником , то с Калином – царём. Один Илья Муромец всегда остаётся «надёжей» ласкового царя Владимира – Красна Солнышка. Илья Муромец, первый по старшинству лет в гриднице богатырской, первый и по силе, добродушный, хотя и не дающий спуска ничьей обиде – похвальбе.
Но Илья Муромец за свою правду попадает в погреба, под затворы железные. Потому – то так крепко и помнит о нём Русь.
Ведущий 2:
- Влияет ли на наш характер то, как нас звали в детстве? Есть такая теория, основанная на наблюдениях врача Ольги Дунаевой. Она утверждает, что ребёнок подражает мимике родителей, они чаще всего произносят его имя, рефлекторно у ребёнка возбуждаются первые импульсы именно в тех группах мышц которые учувствуют в произношении имени. Выходит, что имя воспитывает в человеке некоторые качества характера и темперамента, и даже черты лица. Все тёски чем – то похожи друг на друга. Замечали?
Звучит песня «Имена». Музыка и слова Вадима Трубанова, исполняет автор.


Студент 7:
- Встречаются удивительные имена с секретом. Секрет есть в моём имени Георгий. Это имя прячет в себе несколько. Русской народной форме Юрий «принесён варягами» соответствует книжная форма Георгий, а в народах говорят – Егор. В современной юридической практике имена Юрий, Георгий, Егор считаются разными, а по сути – это одно имя. Людей с этим именем охраняет Георгий Победоносец.
Студент 8:
Идущие с песней в бой,
Без страха – в свинцовый дождь.
Вас Георгий ведёт святой –
Крылатый и мудрый вождь.
Пылающий меч разит
Средь ужаса и огня.
И звонок топот копыт
Его снегового коня
Он тоже песню поёт –
В ней слава и торжество.
И те, кто в битве падаёт,
Услышат песню его.
Услышат в последний час
Громовый голос побед.
Значкам тускнеющих глаз
Блеснёт немеркнущий свет!
Ведущий 2:
- Новое имятворчество началось у нас сразу же после Октябрьской революции, когда произошло отделение от церкви, от государства и родители получили право называть ребёнка как угодно, минуя церковные каноны. Появились Трактор, Октябрина, Доздраперма. Сейчас мы возвращаемся к традициям.
Студент 9:
А ну – ка, Македонца или Пушкина
Попробуйте назвать не Александром,
А как – нибудь иначе!
Не пытайтесь.
Ещё Петру Великому придумайте
Другое имя!
Ничего не выйдет.
***
И можно кожу заживо сварить,
Но имя к нам так крепко припечатано,
Что силы нет переименовать,
Хоть каждое затёрто и захватано
Классный руководитель:
- У нас целых 3 Александра, а Антон – один , но ему сегодня день рождения и мы его поздравляем с этим праздником.
Студент 10:
Тускло светится луна
В сумраке тумана –
Молчалива и грустна
Милая Светлана
Классный руководитель:
- Откуда Жуковский взял это имя для своей баллады? В святцах его не было. Придумал сам? Или просто сделал кальку с французского имени Люция. Загадка! Но нашу группу освещают сразу 2 девушки с таким именем.
Студент 10:
О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана
Будь, создатель, ей покров!
Ни печали рана,
Ни минутной грусти тень
К ней да не коснётся;
В ней душа как ясный день;
Ах, да пронесётся
Мимо – Бедствия рука;
Как приятный ручейка
Блеск на лоне луга,
Будь вся жизнь её светла,
Будь весёлость, как была,
Дней её подруга.
Звучит мелодия «Аве Мария».
Классный руководитель:
- Девушек в наше группе всего 3,но зато с какими именами.
Мария – самое знаменитое женское имя и конечно вы узнали мелодию «Аве Мария».
Итак, имена чрезвычайно значимы. Каждое несет в себе зашифрованную информацию о своём владельце. На память о сегодняшнем вечере каждый получит перевод своего имени и описание основных черт характера.
Давайте будем помнить об этом и называть друг друга по именам!


Студент 11:
Что в имени тебе моём?
Оно умрёт, как шум печальный
Волны, плеснувший в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мёртвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нём? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине
Произнеси его тоскуя:
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу Я.











Приложение.
«Материалы для классного часа»
Антон – это имя вероятно произошло от древнеримского имени Антолий, что означает «вступающий в бой». Не боится работы, с охотой берётся за любые дела и в итоге умело справляется с ними. Любит книги и читает их с огромным удовольствием.
Андрей – в основе имени лежит греческое слово «андрос» означающий «мужчина». В отношении с девушками Андрей не постоянен. Он может признаться в любви своей знакомой, а на другой день не обращать на неё внимания. Удачлив в бизнесе.
Владимир – это имя имеет старославянское происхождение, состоит из двух корней: «влад» (владеть) и «мир», то есть имя может иметь смысл – «владеющий миром». Не вступает в конфликты, избегает прямого столкновения при обсуждении спорных вопросов.
Михаил – имя происходит от древнееврейского имени Михаэль, что означает «равный, подобный богу». Михаилу свойствен логический склад ума. В незнакомой обстановке ориентируется быстро.
Виктор – имя происходит от латинского слова «виктор» - означающий «победитель». Виктор – борец за справедливость. Он способен выполнить дома любую работу – от починки до мытья посуды.








Рефлексия.
Анализ классного часа показал, что поставленные цели выполнены. Студенты проявили интерес к данной теме, обсуждения велись и после окончания вечера. Ребята задумались над вопросом, как назвать своих будущих детей, осознали необходимость называть своих друзей по имени, а не кличками.
Всем ребятам и гостям были вручены памятки, содержащие информацию об их именах. Студентов заинтересовали личностные качества, свойственные тёскам.
На мероприятии были использованы разнообразные методы и приёмы: выразительное чтение, прослушивание песен, исторические справки, легенды. Всё это вызвало интерес к своему имени, истории своей семьи, народа.





¤ђ Заголовок 115