Конспект урока по Основам светской этики Моральный долг

МБОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа»
Основы религиозных культур и светской этики
Модуль «Светская этика»
Урок №12
Тема урока: Моральный долг
Учитель: Ветлужских Н.Ю.

Цель урока:
Дать понятие о моральном долге и моральных обязанностях.
Задачи урока:
1.Выяснить суть морального долга, выявить основные моральные обязанности человека, проанализировать этические проблемы в ходе работы с литературными источниками.
2.Развивать основы мировоззрения, обогащать чувственный опыт.
3.Воспитывать гражданское самосознание.
Оборудование: учебное пособие «Светская этика», мультимедийная презентация «Моральный долг», иллюстративный материал по теме урока, раздаточный материал (тексты литературных произведений, опора «Основные моральные обязанности»), контрольный тест «Моральный долг»

Ход урока:
1.Орг. момент.
2.Проверка домашнего задания.
-Как называлась тема предыдущего занятия? Свобода и ответственность.
-Что такое ответственность?
-За что вы ответственны дома?
-Заслушивание отрывков из сочинений «Что такое ответственность»
-Проверим, на сколько точно вы выполнили тест на прошлом уроке.
Учитель анализирует качество выполнения теста.
( Приложение №1 Тест «Свобода и ответственность»)
-А есть ли среди нас дети, которые отвечают только сами за себя?
Если среди нас нет таких людей, то значит, среди нас нет эгоистов (себялюбцев).
Задание на развитие мышления на основе материала, изученного на предыдущих уроках.
(На слайде изображение Ю.Гагарина с голубем)
-Кто это? Ю.Гагарин
-Кто это? Голубь
-Кто из них свободен? В чём свободен? Свободен человек в выборе своего поведения.
-А вот я могу сказать, что у человека и птицы есть общее стремление – летать. Птица летает в физическом смысле. Вспомните, что пожелала всем нам поэтесса Ю.Мориц.
«Чтоб летали мы все и росли»
-В чём летает человек? В чём он растёт? Он летает в своих мыслях, он растёт в своих достижениях.
-Вот и сегодня на уроке мы будем расти в наших мыслях, в наших знаниях об окружающем мире, о культуру взаимоотношений. Определим ключевое слово в теме урока.

3.Постановка цели урока.
Учитель зачитывает определения, дети дописывают слова в раздаточном материале.
Качество, противоположное злу. (добро)
Качество, необходимое для выполнения любого поручения. (ответственность)
Величайшее чувство, доступное человеку. (любовь)
Отвага, решительность, самопожертвование в критической обстановке. (героизм)

ДОЛГ (Из первых букв слов - качеств ученики записывают слово ДОЛГ)
-Тема сегодняшнего урока «Моральный долг». Скажите, с каким из записанных вами слов ближе всего по смыслу будет слово долг? Ответственность

4.Работа по теме урока.
А) Выяснение смысла понятия «Моральный долг».
Карточка №1
Толковый словарь русского языка С.Ожегова с.173
Долг – 1. Обязанность, выполнение обязательств.
2.Взятое взаймы (например, деньги).
-Какое из двух значений нас будет интересовать на уроке?
-А теперь давайте откроем учебники и прочитаем, что такое моральный долг в светской этике?
С.26 Долг – это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм.
Определение записывается в тетрадь.
-Давайте прочитаем, что проявляется в моральном долге.
Человек долга выполняет существующие нормы не по принуждению, а на основе своих убеждений.

Б) Моральные обязанности человека.
Анализ литературных источников.
Карточка №2 «Основные моральные обязанности»
Соблюдение установленных в обществе моральных норм, родительский долг, патриотический долг, уважение прав других людей, забота о больных и пожилых родственниках, благодарность, профессиональный долг, бескорыстная помощь другим людям.
-Сейчас мы прочитаем стихотворение А.Барто, а вы назовёте вид долга.
Читается стихотворение А.Барто «Любочка»
-Какие моральные нормы нарушила Любочка? (Соблюдение установленных в обществе моральных норм)
Читается произведение Л.Толстого «Два товарища».
-Какие моральные нормы были нарушены?
-Как вы понимаете моральную обязанность, помеченную цифрой 2?
-Как надо относиться к больным и пожилым людям?
Чтение рассказа В.Сухомлинского «Семь дочерей»
-Как назовём такой моральный долг? Сыновний или дочерний. Он в таблице не отмечен.
-Как понимаете значение выражения «бескорыстная помощь»? Помогать другим людям, не надеясь на собственную выгоду. Так поступают доноры.
-Кого называют донором крови?
Донор – человек, дающий свою кровь для переливания, для медицинских целей. Донорство – моральный долг людей.
О донорстве рассказывает подготовленный ученик.
Учитель дополняет сообщение: Во время Великой Отечественной войны, в 1944 году был учреждён знак «Почётный донор», чтобы отметить тех людей, которые сдавали кровь для спасения жизни раненых солдат и гражданского населения. Донорство крови – моральный долг человека. Когда случается стихийное бедствие или катастрофа, на пунктах переливания крови стоит очередь людей, готовых выполнить свой моральный долг по спасению жизни незнакомых им людей. В Мари-Турекском районе 53 человека являются «Почётными донорами». Из них 33 человека проживают в п.Мари-Турек. Среди них знакомый нам детский врач Гвоздева Светлана Михайловна.
-Прочитаем на с.26, что значит уважать других людей и их права.
-Когда речь идёт о профессиональном долге, то хочется назвать «Почётного жителя п.Мари-Турек», «Заслуженного учителя РМЭ» Гаюк Анну Матвеевну. Долгие годы она добросовестно учила математике детей в нашей школе. Сейчас она на заслуженном отдыхе, на пенсии. Ей 78 лет. Наш моральный долг - помнить об учителях.
-В канун какого праздника мы ходили к Анне Матвеевне?
-Что подарили учительнице? Цветы, которые сами вырастили, и стихи.
-Почему Анна Матвеевна плакала, слушая ваши стихи?

В) Патриотический долг.
-Кого мы называем патриотом?
Кто любит Родину и свой народ, тот настоящий патриот.
-Защита Родины – патриотический долг граждан России.
-Вспомните, когда важнее остановить зло, чем совершать добрый поступок?
Страшная беда обрушилась на нашу страну в 1941 году. Фашистские полчища решили покорить советский народ. Раздирающие душу сирены разрывали дни и ночи.
Звучит звук сирены.
-Вся страна поднялась на защиту Родины. В едином порыве, геройски защищали родную землю жители нашей страны.
Просмотр фрагмента кинохроники времён ВОВ.
5420 защитников ушли на поля сражений из Мари-Турекского района. 1434 человека погибли и 3390 человек пропали без вести. 11 героев Советского Союза – наши земляки, жители Мари-Турекского района. И среди них учитель Суворов Сергей Романович. Ушёл на фронт и прадедушка Алсу и Рамира Ганиевых Габтрахманов Карам Габтрахманович.
Ученик рассказывает о своём прадедушке.
-Поклонимся великим тем годам!
Учитель рассказывает о патриотическом долге Д.С.Лихачёва.
Просмотр кинохроники.
Имя Дмитрия Сергеевича Лихачёва известно на всех континентах. Д.С. Лихачёв  выдающийся специалист в области отечественной и мировой культуры. Он избран почётным членом многих зарубежных академий. Дмитрий Сергеевич прожил долгую жизнь, почти весь 20 век. Как активный гражданин своей страны, он всегда выполнял свой моральный долг. Так, во время Великой Отечественной войны Дмитрий Сергеевич вместе с семьёй оказался в блокадном Ленинграде, в это время он написал книгу «Оборона древнерусских городов», подчёркивая, что такие тяжёлые испытания проявляют величие народа. Эта книга помогла людям вспомнить о героях  предках, победивших врага, придала силы и волю к победе.
-И в мирное время пришлось выпускникам нашей школы выполнять, рискуя жизнью, воинский долг. И не в родной стране, а за пределами Советского Союза. Такой воинский долг называется интернациональным. Интернациональный долг выполнял папа Даши Трухиной - Трухин Владимир Игнатьевич.
Ученица рассказывает о своём папе.
5.Проверка изученного.
А) Установление соответствия между моральным долгом и его проявлением.
Установите соответствие между видами моральных обязанностей и примерами проявления этих обязанностей.
оказание медицинской помощи
Сыновний долг организация летнего отдыха ребёнка
Патриотический долг забота о родителях
Родительский долг защита Родины
Профессиональный долг предотвращение пожаров
посещение родительских собраний
служба в рядах вооруженных сил
Б) Проведение контрольного теста «Моральные обязанности»
(Приложение №2 Тест «Моральные обязанности»)

6.Итог урока.
-Назовите моральные обязанности.
-Что самое главное в моральных обязанностях?
-Думается, что на сегодняшнем уроке мы действительно выполнили наказ Ю.Мориц «Чтоб летали мы все и росли!». Желаю вам расти в мыслях об окружающем мире.
Домашнее задание: с. 27, задание №2 (Привести примеры выполнения морального долга из жизни, фильмов, литературы)












































Приложение №1
Тест «Свобода и ответственность»
1.Что означает свобода выбора человека?
-ограниченная свобода действий
-бесконтрольное поведение
-абсолютная свобода действий
-ответственность человека за решение
2.Подросток нечаянно разбил чужую вазу. Должен ли он отвечать за свой поступок?
-это непреднамеренный поступок, за который надо отвечать
-это преднамеренное действие, за которое надо отвечать
-это действие, которое не будет наказано
-это оплошность, за которую он не несёт ответственности
3.Что такое отношения ответственности?
-все ответы верны
-то, за что человек несёт ответственность
-тот, кто несёт ответственность
-те, перед кем человек несёт ответственность
4.За что отвечает человек?
-за друзей
-за себя и своих родителей
-за всё, что окружает его в обществе и в природе
-все ответы верны
5. Укажите те вопросы, которые должен задать себе человек, который совершает свободный выбор.
-Не нанесу ли вреда?
-Какой будет моя награда?
-К каким последствиям приведёт мой поступок?
-Напишут ли об этом в газете?

Приложение №2
Тест «Моральные обязанности»
1.Почему человек долга выполняет свои обязанности?
-убеждён в необходимости исполнения своих обязанностей
-так поступают все
-испытывает боязнь наказания
-рассчитывает на вознаграждение
2.Какова моральная обязанность человека в обществе?
-иметь много друзей
-уважать людей и их права
-жить только в крупном городе
-жить в богатстве
-выбрать определённую профессию
3.Что такое моральный долг?
-осознание человеком необходимости выполнять нормы общества
-семейная традиция
-государственный закон
-принуждение общества
4.Благодарность – это
-все ответы верны
-признак неуверенности в себе
-моральная обязанность
-способ получить похвалу от родителей
5.Главное в моральном долге
-сознательное и ответственное следование нормам общества
-уважение прав людей
-подчинение законам
-иметь личное мнение
6.Что из перечисленного относится к моральным обязанностям?
-уважать права других людей
-бескорыстная помощь людям
-оплачивать проезд в транспорте
-переходить улицу на зелёный свет светофора
-обязанность исполнять моральные нормы

15