Сценарий весенне-летнего праздника (для старшеклассников с привлечением детей младшего возраста) Береза — символ России


Береза – символ России
Сценарий весенне-летнего праздника(для старшеклассников с привлечением детей младшего возраста)
Ситдикова Фаиля Мусиевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ д. Нуркеево.
Республика Башкортостан, Туймазинский район
На фоне музыки на сцене, оформленном согласно тематике праздника,
появляются ведущие,
1-й ведущий: Добрый день, ребята!
2-й ведущий: Добрый день, дорогие гости нашего праздника, который называется «Береза – символ России».
1-й ведущий: Ум человека беспокоен, его дела велики: нами покорен атом, тяжелые воздушные корабли летают быстрее звука, люди уже подумывают о межпланетных путешествиях. Стоит ли при этом тревожиться о том, что где-то вырублена рощица, а в безымянной речке не стало рыбы, что дорогу в соседнее село вдруг перерезал овраг и под окошком полно мусора и битого стекла? Неужели такие мелочи могут вызывать тревогу и отвлекать нас от созерцания величественной поступи цивилизации на нашей планете?
2-й ведущий: Да, могут! Деревья в лесу бессловесны. Они не могут рассказать о том, как одолевают их миллионы прожорливых гусениц, как выжигают молодую древесную поросль пожары, возникшие по безалаберности туристов…
1-й ведущий: А ведь леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья, они учат нас видеть и понимать прекрасное. В лесах предстают перед нами величавая красота и могущество природы.
2-й ведущий: Лес – это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Он бережет почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие ветры, пыльные бури преграждает своими зелеными плотинами путь к сыпучим пескам…
1-й ведущий: Невозможно перечислить все бедствия, какие несет нам отсутствие леса. Если б мы знали о них, то у нас, должно быть, не поднялась бы рука сломать ветку цветущей липы.
2-й ведущий: О судьбах лесов написано немало, но время снова и снова возвращает нас к этой теме. Необыкновенно важна роль леса в истории и даже в процессе становления человека.
1-й ведущий: Лес дал нам первые орудия труда, познакомил с огнем и снабдил топливом.
2-й ведущий: Лес кормил наших далеких предков, давал им кров, защищал от солнца, ветра, дождя и морозов, спасал от хищных зверей и иноплеменников.
1-й ведущий: Из дерева делались дома и лодка, копье и соха, колыбель и гроб. Подлинная история современной цивилизации началась с изобретения бумаги, книги, материал для которых дал лес…
2-й ведущий: Наши далекие предки к нему относились бережно. Они были уверены, что природа: деревья и травы, леса и облака – разговаривают. Они могут предупреждать или грозить, пугать или поощрять!1-й ведущий: Среди древних людей ходили легенды про травинку, цветок, про каждое деревце.(Участники фольклорного кружка исполняют русскую народную песню «Тонкая рябина»)
Что стоишь, качаясь,Тонкая рябина,Головой склоняясьДо самого тына?
А через дорогу,За рекой широкойТак же одинокоДуб стоит высокий.
Как бы мне, рябине,К дубу перебраться,Я б тогда не сталаГнуться и качаться.
Тонкими ветвямиЯ б к нему прижаласьИ с его листамиДень и ночь шепталась.
Но нельзя рябинеК дубу перебраться,Знать, судьба такая, –Век одной качаться.
1-й чтец: Рябина. Она издавна на Руси пользовалась большим почетом, в народе слагали о лесной красавице песни, наделяли ее волшебной силой. Рыбак брал с собой в море рябиновую палку – с ней не страшна буря. Считали, что рябина может противостоять злым козням колдунов и ведьм, поэтому на новорожденного ребенка надевали ожерелье из рябины, листья ее подстилались в обувь новобрачных. Веткой рябины крестьяне слегка ударяли коров, чтобы у них было больше молока. Плоды и цветки рябины широко применяются в народной медицине.
2-й чтец: Дуб. Самым почитаемым деревом в традиционной культуре славян считался дуб. Он был связан с языческим богом – громовержцем и символизировал силу, крепость и мужское начало. В Древней Руси дуб называли царем деревьев, под ним совершали религиозные обряды, ему приносили различные подношения в виде угощения.
1-й чтец: Осина. «Золушкой русского леса», «говорливой хозяйкой», «заклятым деревом», «трепетой» называют в народе это стройное дерево с зеленовато-серой корой и негустой кроной, раскрашивающейся в осеннюю пору в красные, суриковые и лимонно-желтые цвета.Согласно одной из легенд, состоялся как-то между деревьями спор, кто больше пользы приносит людям. И сосна, и лиственница, и ясень, и кедр, и береза наперебой хвастались друг перед другом своими заслугами, и только осине нечего было сказать. Но потом само время развеяло мифы о бесполезности осины. На протяжении столетий почки и листья ее широко применялись народными целителями.А из сказок мы знаем, что только осиновый кол способен обезвредить вурдалака и вампира.
2-й чтец:Из детских всех воспоминанийОдно во мне свежее всех,Я в нем ищу в часы страданийДуше младенческой утех.Я помню липу, нераздельноЯ с нею жил; и листьев шумМне веял песней колыбельной.Всей негой первых детских дум.Как ветви сладостно шептали!Как отвечал им лепет мой!Мы будто вместе песнь слагалиС любовью, с радостью одной.Давно я с липой разлучился;Она, как прежде, зелена.А я? Как стар! Как изменился!Не молодит меня весна!Увижу ль липу я родную?Так мог бы сердце я согретьИ песнь младенчески простуюС тобой, мой добрый друг, запеть.
1-й ведущий: Это стихотворение А. Одоевского посвящено липе, одной из настоящих чудес природы.Известны целые города, которые росли и строились под липами и нарекались в их честь – Липецк, Лиепая, Лейпциг. А сколько в России деревень с названием Подлипки!Об этом дереве много преданий, сказок, легенд. Дерево это любо нам. Оттого и растет на красном месте – под окном, вдоль улицы. И везде в почете.
2-й ведущий: Верба, ива, ель, сосна, яблоня… Каждое из этих деревьев имеет свое место в устной народной словесности, в поэзии и живописи, но более всего жизнь и судьба русского человека связана с красавицей, о которой эти загадки.
Стоит Алена – платок зеленый,Тонкий стан, белый сарафан.Она весну встречает –Сережки надевает.Накинута на спинкуЗеленая косынка.А платьице – в полоску.Ты узнаешь… (березку)?
1-й ведущий: Известно, что ни в какой стране нет такого обилия берез, как у нас. Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь стройные и тихие березки. Береза и в песнях, и в загадках, и в сказках. Мила она русскому сердцу.
1-й чтец:Люблю березку русскую,То светлую, то грустную,В беленом сарафанчике,С платочками в карманчиках,С красивыми застежками,С зелеными сережками.Люблю ее, нарядную,Родную, ненаглядную,То ясную, кипучую,То грустную, плакучую.Люблю березу русскую.Она всегда с подружками,Под ветром низко клонитсяИ гнется, но не ломится!
  «Березка» А. Прокофьев.
2-й чтец:Уже туман над полем розов,Раздольно зори занялись,А под моим окном березыВ кадрили за руки взялись!
Своих подружек окликая,Все в солнце кружатся, прямы,И машут друг другу платками,Не побеленными с зимы.А. Прокофьев.
1-й чтец:Белая березаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром.На пушистых веткахСнежною каймойРаспустились кистиБелой бахромой.И стоит березаВ сонной тишине,И горят снежинкиВ золотом огне.А заря ленивоОбходя кругом,Обсыпает веткиНовым серебром.                                                  С. Есенин.
1-й ведущий: Вот сколько стихов и песен. А есть еще и загадки:– На каком дереве две коры вместе одной? (На березе). Сверху кора белая да тонкая, а снизу – черная да корявая.– Черные полоски на белой коре нужны дереву для того, чтобы береза могла через них дышать.
2-й ведущий: Стоят столбы белены, на них шапочки зелены. (Березы)
1-й ведущий: Беленькие палочки, зеленые махалочки. (Береза)
2-й ведущий: Кудревата, беловата, наклоняется у хаты. (Береза)
1-й ведущий: Какой гриб растет под березой? (Подберезовик)
2-й ведущий: – Как называется кора березы? (Береста)1-й ведущий: Что раньше изготовляли народные умельцы из бересты? (Короба, кузовки, лодки, обувь).
2-й ведущий: – Почему кору березы очень любят ученые-историки? (В древности не было бумаги и люди писали на бересте – коре березы. До нас дошли берестяные грамоты, прочитав которые, ученые – историки смогли много узнать о жизни наших предков).
1-й ведущий: Какое дерево весной может утолить жажду?(Береза. Березовый сок).
2-й ведущий:Стоит дерево цветом зелено:В этом дереве четыре угодья:Первое – больным на здоровье,Другое – от теми свет,Третье – дряхлых, вялых пеленать,А четвертое – людям колодец.
(Береза угодила нам четырежды. Из ее веток делали банный веник, из ствола – лучину для освещения изб, из коры – берестяную посуду, и еще весной пили березовый сок. Еще из бересты варят жвачку, очень вкусную и полезную для здоровья)
2-й ведущий:Отчего так в России березы шумят?Отчего белоствольные все понимают?У дорог, прислонившись по ветру, стоятИ листву так печально кидают?
Это строки из песни «Береза». Исполняет ее Николай Расторгуев и группа «Любэ». (Звучит аудиозапись песни).
1-й ведущий: Береза… Сколько стихов и песен посвящено этой красавице!
2-й ведущий: А сколько картин написано живописцами.  Каждый стремился излить перед ней свои чувства: любовь и восхищение. В пейзажах нашего земляка, художника Бориса Федоровича Домашникова береза занимает особое место. Его картины называются: «Березки», «Май. Березняк», «Лето. Березы», «О березах», «Снова о березах». Это нежное изящное дерево вносит лирическую ноту в содержание картин.
1-й ведущий: Вот одна из картин художника (демонстрируются репродукции). Мы видим высокий уральский кряж, поросший деревьями. Суровый пейзаж смягчают белые березки, отчетливо выписанные на переднем плане.
2-й ведущий: Произведения Домашникова воспитывают в людях высокое чувство любви к Родине, к ее природе.
1-й ведущий: К образу березы обращались не только русские поэты. Стихотворение «Одинокая береза» принадлежит перу другого знаменитого нашего земляка, народного поэта Рашида Нигмати.
Чтец:Нагая степь пуста, опалена,Надвинулась со всех сторон.Здесь не качает кроною соснаИ не шумит кудрявый клен.Лишь одиноким странником в степиСтоит береза… глянешь в дали –И безнадежность взоры ослепит.И душу захлестнет печать.Грустит береза: где ее друзья?Она в степи одна… одна…«Когда, когда же с ними встречусь я!» –Тоскливо думает она.Кто слышит тихий стон ее в грозуСквозь ливня гул, сквозь ветра вой?Кто видит, как она, смахнув слезуДрожит озябшею листвою?Как в час, когда бушует ураган,Задохшись, вся в густой пыли, –Страдалица сгибает белый стан,Клонясь макушкой до земли.… Стряхнув песок с ресниц, открыв глаза,Береза видит – степь мертва,Песчаный смерч все, как огнем, слизал,Поникла жухлая трава.И саженцы, березу окружив,Растут и крепнут что ни год.И, старый друг из праха вставших нив,Она забыла дни невзгод.
2-й ведущий: В грузинской поэзии образ березы тоже нередко появлялся. Послушайте стихотворение Симона Чиковани «Березы» в переводе Евгения Винокурова.
Чтец:  
Дорога на Иену: стройный рядПлатанов шумнолистных и могучих.Баранку крутит названый мой брат –Рязанский парень, юный мой попутчик.
Чужие мчатся четкие леса,В их зелени нежданно, у откосаВдруг чистая сверкнула, как слеза,Задумчивая, светлая береза.
За ней вдали вторая, третья…– Брат,Гляди, растут березы в крае этом!Как землякам, я им, высоким, рад.И лепет их звучит для нас приветом.
Водитель мой, слегка убавив газ,В окно взглянул задумчиво и строго:– Да, хороши, но все же там, у нас,Они стройнее и светлей намного!
В России белым пламенем слепятБерезы в гуще рощ и на покосах…Мы мчим вперед, но к Родине назадНас возвращают мысли о березах.
Взор опоясав белизной стволов,Шумят березы в долах и на кручах,Среди пудовой зелени дубов,Средь гнутых ив, усталых и плакучих.
Я не в краю березовом возрос,Моя Бичвинта слышит волн удары,Но беспечальный караван березВедет в мой край самшита и чинары.
Придем домой, и верить я готов –Березы встретят нас на крутосклоне,На их ветвях возникнет жар плодовИ опадет в широкие ладони.
1-й ведущий: Часто о березе мы говорим: стройная, высокая, кудрявая. Но для того, чтобы это дерево стало таковым, требуется не один десяток лет. Много силы и упорства нужно приложить маленькому росточку, чтобы выдержать все невзгоды: зимнюю стужу и летний зной, проливные дожди и затяжную засуху.
Чтец:
Ты видел, как рождаются березы?Совсем, как травы:Стебель да листок.Средь бела дня,Или на зорьке розовой,Чуть полыхнет очнувшийся восток, –Посмотришь, –Приподнялся из пеленокИ, как былинка хлипкая, стоитБерезы русской махонький ребенокИ вовсе не березовый на вид.Не всякий и заметит эту кроху,В два – три едва раскрывшихся листка.Ей сызмала не раз придется плохо:То – непогода,То – земля жестка,То – солнце заслонитьСтремятся травы…О, сколько в жизни надо испытать и вынести,Чтоб стройной да кудрявойДа белою березонькою стать!
2-й ведущий: В истории нашей Родины немало трагических страниц: Русь защищалась от нашествий половцев и печенегов, давала отпор полчищам хана Батыя и многочисленным завоевателям из Европы. Не сломили Россию непобедимые наполеоновские войска. Выдержала наша страна под огнем пожарищ революций и гражданской войны в начале XX столетия; одержала Победу над фашисткой Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
1-й ведущий: И здесь белоствольная береза давала силы нашим бойцам, она стояла, напоминая любимых жен, невест, сестер… Воины погибали в бою за матерей, за Родину и … русскую березу.
Чтец: (в форме солдата).
Я помню, ранило березуОсколком бомбы на заре,Студеный сок бежал, как слезы,По изувеченной коре.
За лесом пушки грохотали,Клубился дым пороховой,Но мы столицу отстояли,Спасли березу под Москвой.
И рано-раненько весноюБереза белая опятьОделась новою листвоюИ стала землю украшать.
И с той поры на все угрозыМы неизменно говорим:«Родную русскую березуВ обиду больше не дадим!»
1-й ведущий: Наши леса славятся липой, благоухающей по весне, кленом, радующим своим ярким убранством осенней порой, дубом, который, подобно былинному богатырю, готов сразиться с врагом, чтобы защитить слабого. И, конечно же… береза. Издавна это дерево считается символом нашей Родины.
2-й ведущий: История, происшедшая с писателем Виктором Петровичем Астафьевым убеждает нас в этом еще больше.
Чтец: Заболел я однажды, и мне дали путевку в Южный санаторий, где я никогда еще не бывал.В приморском парке росли деревья и кусты, собранные со всех сторон мира. Встречались здесь деревья с африканским знойным отливом в широких листьях. Фикусы росли на улице, а я-то думал, что они растут лишь в кадках по российским избам. Воспетые в восточных одах, широко стояли платаны и чинары, роняя на чистые дорожки мохнатые шарики с ниточками. Кипарисы, темные и задумчивые, и днем и ночью мудро молчали. И пальмы, пальмы. Низкие, высокие, разлапистые, с шевелюрами современных молодых парней.Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три березки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут березы в этих местах. Но они стояли на поляне в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Березы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, а здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и все-таки от них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берез пестрели, как веселые строки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности.Березки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья берез лицевой стороной были повернуты к северу, и вершины тоже…Я глядел на эти березы и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене березового листа…
Учитель: Наша страна многонациональна. И каждый может назвать своим любимым деревом березу. Но обычаи и традиции русского народа настолько тесно связаны с этой красавицей, что вполне справедливо словосочетание «русская береза». Обязательным обрядом на Руси еще в стародавние времена было величание березы. Отголоски этого можно и сегодня видеть в православном празднике Троица.Накануне праздника в лесу рубили зеленые березовые ветки, траву собирали, чтобы на Троицу – в воскресенье – дом и церковь ими украсить. Этот праздник напоминает мне встречу Нового года, только на Новый год наряжают елку, а на Троицу – березку. Березовыми ветками украшали горницу и вход в дом, полы посыпали душистой свежескошенной травой.Троицу считали девичьим праздником. Девушки брали с собой угощенье – пироги да ватрушки – и шли в лес, где находили нарядную березку. Завязывали на ее ветвях ленточки, кланялись ей и просили выполнить их желания.
Звучит фонограмма песни «Во поле березонька стояла…»Выполняя простые танцевальные движения, появляются две девочки. Они одеты в белые сарафаны, разрисованные как ствол березки. На головах веночки, у каждой в руке по березовой веточке. Они становятся посреди зала.
1-я березка:К нам праздник пришел,Пришла Троица!Травой-муравой земля покроется,Цветочками приукрасится.Красны девушки придутКо березонькам,Хоровод заведутС песней звонкою!
2-я березка:– Береза к себе гукала,Дорогих гостей зазывала:– «Ходите, девушки, в луг гулять,Зеленые веночки завивать.Я к вам согнуся,Сама в веночки завьюся.А вы меня прославляйте,Алой лентой украшайте.Будут веночки зеленые,А вы весь год веселые!
1-я девочка (в русском национальном костюме, с веночком из березовых веток и цветов):– Березы радуйтесь!Зеленые, радуйтесь!К вам девушки идут.К вам красные идут –Завивать венки идут
Музыка продолжает звучать. Вереницей выходит группа девочек (5-6 человек), в хороводе окружают «березки».
2-я девочка:– Вокруг березки я хожу,Вокруг беленькой я хожу.
3-я девочка:– Я не знаю, чем березку наряжу,Чем я бело-кудревату одарю.
4-я девочка:– Одарю березку алой ленточкой,Да переленточкой;
5-я девочка:А еще шелковым платкомДа лазоревым венком.
Девочки подходят к «березкам», украшают их разноцветными ленточками, «связывают» «макушки» их так, чтобы получалась арка.Потом берутся за руки и заводят хоровод.
Нынче праздник Троица.Стройная береза.Пусть дождем умоется,Пусть прольются грозы.Коль на ветку тонкуюЛенту повязать,То береза ломкаяСчастье может дать.Из веточек березовыхМы заплетем венок.Корою бело-розовойУкрасим кузовок.Деревце заветноеНам на праздник этотСкажет: «Вас волшебноеОжидает лето!»Светлая ты Троица,Ласковая ночь,Буря успокоитсяЗло отступит прочь.Из веточек березовыхМы заплетем венок.Корою бело-розовойУкрасим кузовок.
6-я девочка:
– Ты, березка кудреватая,Ты, кудрявая, моложавая,Ты когда взросла?Когда вызрела?
1-я березка:Я весной взросла,По зорям расцвела,Под солнцем вызрела,Летом выросла.7-я девочка:– Ты, березонька мая зелененькая,Кудреватая, веселенькая,Когда ты к нам пришла?
2-я березка:– Я к вам пришла,Когда стелется рекойДо небес высоко –Шелкова трава,Зелена мурава;Когда в поле цветочкиИ сиреневы кусточки;Когда солнышко,Колоколнышко!1-я девочка:
– Белые березоньки!Ходите с нами гулять,В хороводе постоять.Ваши веточки зеленые,Наши песни веселые.
Девочки поют «Во поле березонька стояла…», змейкой проходят через «арку», в центре оказывается то одна, то другая «березка».
Во поле березонька стояла;Во поле кудрявая стояла.Люли, люли стояла,Люли, люли стояла.
Я пойду, пойду погуляю,Белую березку золомаю.Люли – люли заломаю,Люли – люли заломаю.
Срежу я с березки три пруточка,Сделаю из них я три гудочка,Люли, люли три гудочка,Люли, люли три гудочка.
Стану я на дудочке играти,А подружки станут подпевати.Люли, люли подпевати,Люли, люли подпевати.
Во поле березонька стояла,Во поле кудрявая стоялаЛюли, люли стояла,Люли, люли стояла.
2-я девочка:
– Уж мы, девушки, дело сделали,Уж мы березоньку завили,А теперь пора нам венки в речку покидать.На судьбу, на счастье погадать.
3-я девочка:
– В речку, в речку,В студеную водицу.
4-я девочка:
– Уж мы первый веночек –За батюшку доброго.
5-я девочка:
– Уж второй-то венок –За матушку любимую.
6-я девочка:
– А третий венок –За самих себя.
Девочки кланяются «березкам», берутся за руки и под музыку уходят из зала вместе с «березками».
Учитель: Ребята, береза на Руси широко использовалась на многих весенне-летних праздниках.Ее заламывали (не ломали!), связывая с травой ее макушку, создавали своеобразные ворота; на самой березке из веточек плели «оконца» для кумления (девушки становились друг напротив друга, целовались через такое «оконце» и клялись быть подружками; под березой гадали, угощали друг друга пирогами, яичницей…)В некоторых местах был еще и такой обычай: березу срубали, приносили и устанавливали ее в центре села, наряжали. После окончания праздника деревце сжигали или бросали в воду. Сама троицкая береза в разных русских зонах называлась по-разному: кума, гостейка, семик, сад, куст и др.Пальмы, баобабы, кофейные деревья… названия эти связаны с далекими странами, о которых мы узнаем сначала из книг и телевизионных передач, позже – совершая туристические поездки и путешествуя по миру. А вот нашу Родину, невозможно представить без березки, белоствольной красавицы.
1-й чтец:Без березы не мыслю России, –Так светла по-славянски она,Что, быть может, в столетья иныеОт березы – вся Русь рождена.
Под березами пели, женили,Выбирали коней на торгах;Дорогих матерей хоронилиТак, чтоб были березы в ногах.
Потому, знать, березы весноюЧеловеческой жизнью живут:То смеются зеленой листвою,То сережками слезы прольют.Олег Шестинский.
Учитель: О белоствольной березе можно говорить еще долго: тема эта неисчерпаема. Пройдут десятилетия, сотни лет, но береза, как и в былые времена, будет символизировать нашу бессмертную, славную и могучую Родину, имя которой РОССИЯ.Давайте завершим нашу встречу стихотворением Всеволода Рождественского. На прощание послушаем его «Березку».
Чтец:Чуть солнце пригрело откосы,И стало в лесу потеплей,Березка зеленые косыРазвесила с тонких ветвей.Вся в белое платье одета,В сережках, в листве кружевной,Встречает горячее летоОна на опушке лесной.
Наряд ее легкий чудесен.Нет дерева сердцу милей,И столько задумчивых песенПоется в народе о ней!
Он делит с ней радость и слезы,И так уж она хороша,Что кажется – в шуме березыЕсть русская наша душа.
Снова звучит песня «Береза» в исполнении Николая Расторгуева и группы «Любэ».
Использованная литература
1. Народные приметы: хотите – верьте, хотите – проверьте. – Казань: Татарское кн.изд-во, 1987.
2. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках: Сборник фольклорных материалов. Запись, составление и нотация Г.М. Науменко. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.
3. Календарь на 2003 год «Времена года» Составитель И. Носкова. ООО фирма «Журна».
4. В.К. Соколова. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов (XIX – начало XX в.). – М., «Наука», 1979. 284 с.
5. Стихи - из разных источников…