Метапредметный подход в изучении регионального компонента


МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Бубнова Татьяна Николаевна
учитель географии
МБОУ СОШ№30 г. Пятигорска
bubnovatanya@mail.ruВ познании своей Родины начальным этапом является изучение ее природных условий. В связи с этим большими возможностями обладают краеведческие музеи, имеющие природоведческие коллекции. Самым богатым на КМВ является старейший в регионе Пятигорский краеведческий музей.
Сотрудничество с краеведческим музеем позволяет формировать мировоззрение учащихся посредством метапредметного подхода и средствами музейной педагогики на основе регионального компонента.
Из образовательных программ, представленных научными сотрудниками музея, для работы с обучающимися, я выбрала две:
1. Образовательная программа: «Природные особенности уникального эколого-курортного региона КМВ». Расcчитана программа на 6 часов. Цель - содействие в освоении учащимися школьной программы «География Ставропольского края». Получение ими дополнительных знаний по географии региона Кавказских Минеральных Вод.
2. Образовательная программа «Культура народов Северного Кавказа» рассчитана на 6 часов. Тематический план объединяет проблематику этнической истории и этнической культуры народов Северного Кавказа.
Такая форма интеграции направлена на метапредметные результаты обучения через формирование умений познавательной направленности, формирование коммуникативных, регулятивных умений, воспитание экологического мышления и формирование навыков поведения.
Рассмотрим образовательную программу: «Природные особенности уникального эколого-курортного региона КМВ». Занятия проводила научный сотрудник музея Чагаева Е.Ю.
Предлагаемый цикл занятий предназначен для учащихся 6 – 9 классов общеобразовательной школы. Он предполагает 2 формы занятий в музее: урок-беседа, пешеходные экскурсии с элементами самостоятельной научной деятельности и защита проектов учащихся по заданным темам, под руководством учителя географии.
Важной особенностью занятий является их прикладной характер. Они проводятся на базе музейных экспозиций и сопровождаются открытым показом предметов из фондов Пятигорского краеведческого музея в качестве наглядных пособий.
Темы занятий:
География Северного Кавказа.
Геологическая история и рельеф региона Кавказских Минеральных Вод.
Растительный и животный мир КМВ.
Минеральные источники и их происхождение.
Использование лечебных ресурсов на Кавказских Минеральных Водах.
Чудесная Горячая гора – колыбель Пятигорска (экскурсия).
Понятийный аппарат: геология, альпийская складчатость, Предкавказье, Ставропольская возвышенность, Прикаспийская низменность, Приазовская равнина, Кумо – Манычская впадина, Большой Кавказ, Главный Кавказский хребет, Эльбрус, Казбек, высотная поясность, снеговая линия. Пятигорье, азональный ландшафт, предгорные лесостепи, Джинальский хребет, Боргустанский хребет, Кисловодская котловина, Скалистый хребет, плато Бермамыт, субальпийские и альпийские луга.
Карст, водоносные слои, минерализация, сухой осадок, ионы, сульфаты, карбонаты, травертин.
Константиногорская крепость, ученый-естествоиспытатель, бальнеология, Русское бальнеологическое общество; персоналии: Гюльденштедт, П.С.Паллас, Ф.П.Гааз, С.А.Смирнов, Ржаксинский.
Наглядный материал: геологические чертежи останцовых магматических (палеовулканических) гор Пятигорья.
Подлинные экспонаты - рельефная карта Кавказских Минеральных Вод, карты города Пятигорска XIX века, фотографии и открытки с видами лечебных зданий городов КМВ, медицинские инструменты XIX – начала XX в., чучела птиц и животных, гербарии, образцы минеральных вод, различные формы травертинов, образцы горных пород минералогической коллекции.
Презентация с видами 17 гор Пятигорья, щит со схемой образования минеральных вод.
Музейные выставки: «Старейший музей региона», «Природные особенности региона КМВ».
Проведены 2 пешеходные экскурсии: к Пятигорским бюветам с минеральной водой и комплексная пешеходная экскурсия по центральной части города Пятигорска от парка Цветник до Провала через Горячую гору.
Во время пешеходной экскурсии учащиеся собирали гербарий и геологические образцы. Этот материал послужил основой для самостоятельной научной и поисковой деятельности.
В базисном учебном плане на изучение регионального компонента отводится не менее 10% учебного времени. В тематическом планировании 8 класса после темы № 5 «Природно-хозяйственные зоны», я предлагаю изучение физической географии Ставропольского края. Темы курса и занятий тесно переплетены, поэтому ученики, посещавшие занятия в музее, готовят проекты по выбранным темам и на уроках географии в своих и в параллельных классах их показывают. Готовят и проводят викторины.
Какие педагогические технологии, методы и формы закрепления материала я применяю?
Выбрав тему, обучающийся составляет под руководством учителя и защищает свой проект (проектная технология).
Учится пользоваться полученной информацией, выбирать из неё всё необходимое для проекта, работать со всеми видами информации (информационно-коммуникативные технологии).
Применяет знания, полученные на уроках информатики, составляет презентации, использует интернет ресурсы (ИКТ).
Работает с подлинными источниками, экспонатами музея, предметами частных коллекций, выполняет работу (исследовательские технологии).
Некоторые ученики выбрали в качестве проекта составление сценария викторины по теме «Геологическая история и рельеф региона Кавказских Минеральных Вод (игровые технологии).
«Народ, не знающий или забывший своё прошлое, не имеет будущего!» (Платон).
Привлекательным материалом в содержании школьной географии являются и исторические факты. Использование принципа историзма — важный фактор формирования мотивов в учебном процессе.
Интеграционный потенциал географии и истории довольно велик. В связи с гуманизацией и гуманитаризацией содержания школьной географии расширяется объем историко-географических вопросов во всех курсах географии. Больше внимания уделяется не только изучению истории географических открытий и исследований в пределах всей планеты, отдельных материков и океанов, но и своей страны, своей «Малой Родины».
Образовательная программа «Регион КМВ в древности и средневековье».
Экскурсии по выставочным залам музея проводил старший научный сотрудник Семендяев М.В.
Эту программу я выбрала для учащихся 6 класса, где являюсь классным руководителем, в качестве внеклассных мероприятий. Ребята узнали о ранних страницах истории Пятигорья, начиная с каменного века и по период позднего средневековья(16-18 в.в.). В ходе работы с подлинными артефактами перед ребятами раскрылась картина жизни древних и средневековых обитателей региона, их хозяйственная деятельность, торговля, ремёсла и религиозные представления.
Результатом посещения музея стала исследовательская работа ученика 6в класса Аргунова Эльдара «Многонациональный Кавказ. Этнографическая карта МБОУ СОШ №30», выполненная под моим руководством. Увеличилось количество учащихся, участвующих в дистанционных олимпиадах по географии и истории.
При переходе к ФГОС ООО возникла необходимость новых методов и подходов к ведению дисциплин школьного курса на качественно новый уровень.
Интеграция с краеведческим музеем особенно помогает при работе с одарёнными детьми, при подготовке к олимпиадам, конкурсам регионального и Всероссийского уровня. Выход за рамки школьного курса позволяет осуществлять предпрофильную подготовку учащихся.
А главное - формирует личностную систему ценностей: отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования, уважение к истории, культуре, национальным традициям народов, проживающих в регионе.