Презентация для родителей Реализация регионального компонента


УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Совместная работа Д/С и семьи по реализации задач регионального компонента. Что такое КРАЕВЕДЕНИЕ?Это изучение природы родного края, его хозяйства, экологических проблем, особенностей населения, истории и культуры. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ КРАЕМ Большое значение в воспитании современного дошкольника придаётся региональному компоненту содержания образования, наиболее полному использованию нравственного потенциала исторического прошлого нашего города, изучения народной культуры.Главной целью является приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре родного города; стремление возродить в современном ребенке утраченное чувство патриотизма и гордости за своё Отечество, национальное достоинство, которое начинается с любви к малой Родине. В ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯДетского сада № 207 «Эдельвейс», лежит программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Большое внимание в Программе отводится формированию у детей представлений о малой Родине, Отечестве; воспитанию патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим. Цель: Воспитание любви к родному краю через формирование умственных и нравственных представлений в процессе интеграции эмоционально – краеведческих знаний и творческой деятельности детей 3 – 7 лет. Задачи: формирование эмоционально отзывчивого ребенка через приобщение к культурно – эстетическим ценностям родного края; формирование физически развитого ребенка посредством ознакомления с подвижными играми народов Поволжья; формирование любознательного и активного ребенка через развитие познавательного интереса к родному краю; воспитание у детей чувства любви к родному краю посредством формирования первичных представлений о себе, семье, обществе, его культурных ценностях, нравственных представлений о родном крае. Вариативная часть Программы, разрабатываемая с учетом специфики региона (Региональный компонент Программы). Основные особенности региона. Национально-культурные особенности; Климатические и экологические особенности; Особенности промышленного комплекса; Особенности культурного и оздоровительного комплекса Тольятти. Региональный компонент Программы  Содержание воспитательно-образовательной работы с учетом региональной специфики разрабатывается на основе программы «Волжская земля – Родина моя». /Волжская земля – Родина моя. Программа по эколого-краеведческому образованию дошкольников./ О.В.Каспарова, О.В.Щеповских, В.Н.Гандина. - Тольятти, 2013.- 299 с./. Младшая группа (3-4 года). Региональный компонент: Проявляет интерес к материалам краеведческого содержания. Имеет представления о своей семье, близких родственниках; ориентируется в детском саду и на его участке, имеет элементарные представления о труде сотрудников детского сада. Имеет общие представления об автомобильном транспорте в ближайшем окружении. Имеет конкретные представления о признаках живого на примере растений и животных родного края, особенностях сезонных изменений; своеобразии погоды в разные сезоны. Узнаѐт птиц. Различает некоторые характерные для данной местности виды деревьев и кустарников, трав (по листьям, цветкам, плодам). Понимает необходимость помощи птицам и другим животным. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе. Проявляет интерес к семейному быту в далекие времена, видит отличия от современности. Средняя группа (4-5 лет). Региональный компонент: Проявляет познавательный интерес к материалам краеведческого содержания. Имеет представления о своей семье, близких родственниках; знает домашний адрес, адрес детского сада, ориентируется в детском саду и на его участке, имеет элементарные представления о труде сотрудников детского сада. Имеет общие представления об автомобильном транспорте, некоторых моделях автомобилей Волжского автозавода, проявляет интерес к труду автомобилестроителей. Узнает и называет некоторые достопримечательности города Тольятти. Имеет конкретные представления о признаках живого на примере растений и животных родного края, особенностях сезонных изменений, приспособлении к разным условиям среды; своеобразии погоды в разные сезоны. Различает виды птиц. Различает некоторые характерные для данной местности виды деревьев и кустарников, трав (по листьям, цветкам, плодам). Понимает необходимость помощи птицам и другим животным, участвует в подкормке, изготовлении кормушек, следит за тем, чтобы в кормушках был корм; заготавливает плоды и семена для подкормки птиц в холодное время года. Знает и соблюдает правила поведения в природе, правила экологической безопасности. Имеет общие представления об истории возникновения города, предметах старинной материальной культуры, жителях Ставрополя-на-Волге. Проявляет интерес к старине, семейному быту в далекие времена, умеет сравнивать, видеть отличия от современности. Старшая группа (5-6 лет). Региональный компонент: Проявляет познавательный интерес к родному городу, некоторым особенностям его архитектуры и художественного облика. Элементарное умение пользоваться планом, картой территории, помещения детского сада, микрорайона города. Узнает основные архитектурные сооружения, монументальные и садово-парковые скульптуры (Преображенский собор, скульптуры Детского парка, памятник В.Татищеву). Узнает герб и флаг России, родного города. Эмоционально-положительное отношение к семейным и некоторым городским традициям, уважение к результатам труда жителей Тольятти, интерес к трудовой деятельности, негативное отношение к беспорядку, действиям людей нарушающих красоту города, его экологическую безопасность. Проявляет желание и умение убрать мусор на доступном уровне, защитить зеленые насаждения, оберегать птиц. Имеет представления о Самарской Луке как необычном природном комплексе, его погодных условиях, основных лесообразующих древесных породах, редких видах животных. Проявляет интерес к традициям. Имеет представления о народных промыслах г.Ставрополя-на-Волге, ориентируется в разных видах транспорта, знает особенности мужского и женского костюмов. Понимает, что значат в жизни человека семейные традиции. Подготовительная группа (6-7 лет). Региональный компонент: Проявляет познавательный интерес и уважение к природе, культуре, истории родного края, родного города, его людям, их деятельности, людям другой национальности, культуре народов Поволжья. Владеет элементами музейной культуры, осознает ценность музейных материалов, соблюдает правила поведения в музее. Имеет элементарные навыки коллекционирования, оформления экспонатов в уголке краеведения, умеет содержательно и интересно рассказать о них другим детям, родителям, гостям. Испытывает чувство осознанно-ответственного отношения к природе родного края, ее самоценности и неповторимости. Выполняет правила поведения в природе, соблюдает правила экологической безопасности, ориентируется по карте города, области, страны, на элементарном уровне (находит на карте России Волгу, г.Самару, Тольятти, Москву; на карте города свой микрорайон, квартал, улицу, расположение детского сада). Испытывает потребность в самостоятельном познании краеведческого материала (книги, видеофильмы, картины). Проявляет интерес и эмоциональный отклик к произведениям музыкального народного творчества, откликается на содержание литературных произведений краеведческого содержания (стихи, сказки, музейный материал и др.); отражает свое отношение в творческих проявлениях (играх, сочинениях сказок, историй, изобразительной деятельности). Умеет различать виды декоративно-прикладного искусства народов Поволжья, особенности народных традиций, костюма; узнаѐт архитектурные сооружения, произведения монументальной скульптуры (памятники, станковая скульптура и др.), определяющие художественный облик города. «В содружестве семьи и детского сада, в обоюдной заботе и ответственности педагогов и родителей - рождается огромная созидательная сила». Именно эта идея лежит в основе организации взаимодействия коллектива детского сада № 207 «Эдельвейс» с родителями воспитанников. Родители законодательно признаются «полноправными субъектами педагогического процесса». В связи с выходом ФГОС проблема взаимодействия с семьей стала еще более значимой. Впервые в истории дошкольное образование определено первой и важной ступенью общего образования, а родителей – главными ответственными за воспитание и развитие детей. Основные положения ФГОС ДО отражают необходимость включения родителей и других членов семей воспитанников в образовательный процесс детского сада как участников образовательных отношений. В рамках общеобразовательной программы и реализации регионального компонента в детском саду организуется ознакомление дошкольников с культурой народов Поволжья.Осуществляется эта работа в соответствии с ФГОС по пяти образовательным областям:Познавательное развитие;Речевое развитие;Социально – коммуникативное развитие;Художественно – эстетическое развитие;Физическое развитие. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Цель образовательного процесса Сформировать у детей представления о культуре народов Поволжья.Задачи проектируемого процесса:Вызвать у дошкольников интерес к культуре народов Поволжья.Способствовать формированию осознанного отношения родителей к проблеме патриотического воспитания дошкольников.Обогатить предметно-развивающую среду. «Знакомство старших дошкольников с культурой народов Поволжья в разных видах деятельности»Знакомство с атрибутами народного быта РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Знакомство с фольклором Знакомство с традиционной кухней народов Поволжья. СОЦИАЛЬНО -КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ «Знакомство с костюмами народов Поволжья Самарской области»Народный костюмСодержание деятельности:- Читаем сказки народов Поволжья - Рассматриваем иллюстрации, альбомы, книги- Составляем фотоальбом «Костюмы народов Поволжья»-Моделируем костюмы- Играем в дидактическую игру «Традиционные костюмы народов Самарской области»-Рисуем орнаменты ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ «Знакомство с подвижными играми народов Поволжья» Спортивные развлечения «Подвижные игры народов Поволжья»Содержание деятельности:- Изготавливаем атрибуты к подвижным играм народов Поволжья-Составляем подборки п/игр народов Поволжья - Разучиваем правил подвижных игр- Готовимся к спортивному развлечению- Разучиваем заклички, потешки ЛЮБИ И ЗНАЙ РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ Поволжье – самый курортно-речной регион России. На удельную единицу площади по течению Волги здесь приходится просто рекордное количество храмов, монастырей, старинных домов и необычных музеев. Повышенный интерес иностранцев к волжским величавым красотам как нельзя лучше сказался на развитии туристической инфраструктуры региона. Жигулевские горы,река Волга Поволжье – регион, способный предложить туристам почти все виды отдыха. Поклонники экотуризма и просто желающие полюбоваться природой придут в восторг от воспетых поэтами волжских пейзажей: вольное течение могучей реки, живописные зелёные острова, изумрудные берега со словно кистью живописца нарисованными берёзовыми рощами и дубравами – и вдруг из-за поворота покажется белоснежная церквушка с изящной колокольней и горящими на солнце золотыми «звёздами» на кобальтовых куполах. Самарская Лука Туризм в Поволжье внесезонный. Летом тут можно купаться и загорать на берегах Волги, рыбачить, охотиться, ходить в походы, исследовать живописные окрестности; зимой – кататься на санках с крутейших волжских берегов, попробовать силы в горнолыжном спорте, культурно просвещаться в музейных собраниях, наконец – просто созерцать пушистый белейший снег из окна пятизвездочного бутик-отеля со всеми удобствами. В Самарских глубинках можно провести спокойный и безмятежный отдых всей семьей. Если хочется современного комфорта базы отдыха и санатории предоставляют большие номера или отдельные домики. На территории области бьют источники минеральной воды, которые используются для лечения в санаториях и пансионатах. Два самых известных курорта - Сергиевские Минеральные Воды и Волжский Утес. Волжский Утес с советских времен является правительственным санаторием от Кремля. Каменная чаша Каждый гость найдет здесь что-то свое: отдых на Волге или лечение в санатории, экскурсии по загадочной Самарской луке или катание на яхте, горные лыжи или верховую езду или яркую ночную жизнь. Путешествуйте в нашем родном краю вместе с вашими детьми и не пожалеете – ведь пребывание в Поволжье комфортно и незабываемо Природа родного края Только при тесном сотрудничестве детского сада и семьи возможно результативное воспитание у детей нравственных и культурных ценностей, и любви к родному краю