Рабочая программа по русскому языку (3 класс) ПНШ


Пояснительная записка

Авторская программа по систематическому курсу русского языка М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с. Проект «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г). Рабочая программа разработана на основе авторской программы по предмету «Русский язык» Н.А. Чуракова,  М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Т.А. Байкова, Н.М. Лаврова (Программы по учебным предметам, ч.1, М., Академкнига, 2012).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Н.А. Чураковой,  М.Л. Каленчук, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой Русский язык 3 кл. в 3-х частях,  М.: Академкнига/Учебник, 2012 Лаврова Н.М. Русский язык: Проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М.: Академкнига/Учебник, 2008 г.
Согласно учебному плану образовательного учреждения всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. Из них в 1 классе 165 ч.(5 ч.- в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 170 ч. (5 ч. - в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Цели и задачи курса
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
• познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
• социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
освоение первоначальных знаний о языковых единицах, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
создание предпосылок для формирования грамотного, безошибочного письма;
развитие устной и письменной речи учащихся;
развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству;
формирование основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдения, измерения, моделирования),
формирование способов организации учебной деятельности (планирование, самоконтроль, самооценка и др.).
Планируемые результаты освоения учебной программы
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающиеся научатся:
выполнять звукобуквенный анализ слова.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающиеся научатся:
правильно употреблять приставки на- и о-;
правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Обучающиеся научатся:
сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования;
мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;
обнаруживать регулярные исторические чередования видимые на письме.
Раздел «Лексика»
Обучающиеся научатся:
отличать прямое и переносное значение слова;
находить в тексте синонимы и антонимы;
отличать однокоренные слова от омонимов и синонимов.
Раздел «Морфология»
Обучающиеся научатся:
различать части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог;
различать на письме приставки и предлоги;
изменять существительные по числам и падежам; определять их род;
различать названия падежей;
изменять прилагательные по числам, падежам, родам;
изменять глаголы по временам и числам; в прошедшем времени – по родам; в настоящем и будущем – по лицам.
Раздел «Синтаксис»
Обучающиеся научатся:
находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное и зависимое слово; ставить от первого ко второму вопрос;
находить в предложении основу и второстепенные члены предложения;
задавать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающиеся научатся:
определять орфограммы;
использовать разные способы проверок орфограмм;
писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
писать о-ё после шипящих в окончаниях существительных;
писать слова с наиболее употребительными приставками, с приставкой с-, приставками на –с, -з;
писать слова с суффиксами – ек и – ик; писать безударные падежные окончания существительных и прилагательных;
писать о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных;
находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающиеся научатся:
Определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении;
Членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
Грамотно писать и оформлять письма элементарного содержания;
Владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях;
Работать со словарями;
Соблюдать орфоэпические нормы речи;
Устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
Содержание тем учебного предмета
Материал курса «Русский язык» представлен следующими темами:
Фонетика и орфография (20 часов)
Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм.
Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем.
Правописание наиболее употребительных приставок, приставки –с, приставок на -с, -з-
Правописание предлогов.
Разграничение на письме приставок и предлогов.
Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов –ик-/-ек- с учетом беглого гласного.
Написание суффикса –ок- после шипящих.
Звукобуквенный разбор слова.
Морфемика и словообразование (20 часов)
Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.
Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.
Разбор слова по составу.
Морфология и лексика (85 часов)
Понятие о частях речи.
Имя существительное как часть речи. Категориальное значение.
Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность.
Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам.
Синтаксическая функция имен существительных в предложении.
Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение.
Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты).
Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.
Правописание безударных падежных окончаний.
Написание о-ё после шипящих и «ц» в падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-.
Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение. Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.
Глагол как часть речи. Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам.
Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями.
Синтаксическая функция глаголов в предложении.
Различение написания -ться и тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.
Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы.
Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.
Синтаксис и пунктуация (15 часов)
Словосочетание и предложение. Понятие о главных и неглавных членах предложения. Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения. Понятие дополнения, обстоятельства, определения. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.
Формирование умения составлять схему предложения.
Разбор простого предложения по членам предложения.
Лексикография (изучается во всех разделах в течение года)
Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.Развитие речи с элементами культуры речи (30 часов)
Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.
Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения.
Освоение изложения как жанра письменной речи.
Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
Сравнение научно-популярных и художественных текстов.
Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему.
Определение темы и основной мысли живописного произведения.
Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания).
«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.
Словарь
Автобус, аллея, аптека, багаж, библиотека, болото, вагон, винегрет, вокзал, восток, герой, горох, горячий, декабрь, дорога, животное, завтрак, запад, земляника, комбайн, компьютер, космонавт, космос, Кремль, кровать, лестница, магазин, малина, месяц, металл, метро, молоток, ноябрь, обед, овощ, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, песок, пирог, пирожное, победа, погода, помидор, потом, праздник, пшеница, ракета, рассказ, расстояние, рисунок, север, сентябрь, сирень, соловей, солома, тарелка, топор, трактор, трамвай, троллейбус, ужин, февраль, футбол, хоккей, хороший, четверг, чувство, шоссе, шофёр, экскурсия, январь (75 слов) Основные виды учебной деятельности
Сравнение слов, связанных отношениями производности: объяснение, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
Выполнение разбора слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленение окончания и основы, в составе основы находить корень, приставку, суффикс).
Обнаружение регулярных исторических чередований (чередований, видимых на письме).
Морфология (70 ч*)
Понятие о частях речи
Различение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога.
Упражнения в различении на письме приставки и предлога.
Изменение существительного по числам и падежам; определение их рода.
Различение названия падежей.
Изменение прилагательного по числам, падежам и родам.
Изменение глаголов по временам и числам; в прошедшем времени — по родам; в настоящем и будущем времени — по лицам.
Синтаксис (15 ч*)
Упражнения в нахождении в составе предложения всех словосочетаний; умение в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос.
Нахождениев предложении основы (подлежащего и сказуемого) и второстепенных членов предложения (дополнения, обстоятельства, определения).
Постановка смысловых и падежных вопросов к разным членам предложения.
Лексикография**
Работа со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим, устойчивых выражений).
Развитие речи с элементами культуры речи (30 ч*)
Определение темы и основной мысли (основное переживание) текста, составление плана текста и использование его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении.
Членение текста на абзацы, оформляя это членение на письме.
Оформление писем элементарного содержания.



Тематическое планирование
№ Дата ТЕМА УРОКА КОЛ-ВО ЧАСОВ
по плану Фактич. 1 четверть
1.09 Что такое орфограмма. 1
2. 09 Что такое орфограмма. 1
5.09 Что такое орфограмма. 1
6.09 Что такое орфограмма. 1
7.09 Развитие речи с элементами культуры речи.
Для чего нужна речь 1
8.09 Звукобуквенный разбор слова 1
9.09 Звукобуквенный разбор слова. 1
12.09 Части речи. Имя существительное 1
13.09 Части речи. Имя существительное 1
14.09 Развитие речи с элементами культуры речи.
Какие бывают предложения 1
15.09 Части речи. Имя прилагательное 1
16.09 Части речи. Имя прилагательное 1
19.09 Части речи. Глагол 1
20.09 Вводный диктант 1
21.09 Работа над ошибками. Части речи. 1
22.09 Развитие речи с элементами культуры речи. Какие бывают предложения 1
23.09 Части речи 1
26.09 Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова 1
27.09 Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова 1
28.09 Развитие речи с элементами культуры речи.
Текст, его тема и основная мысль 1
29.09 Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова 1
30.09 Части речи. Местоимение 1
3.10 Части речи. Местоимение 1
4.10 Предлоги и приставки 1
5.10 Развитие речи с элементами культуры речи.
Последовательность предложений в тексте 1
6.10 Научные названия главных членов предложения 1
7.10 Синонимы 1
10.10 Изменение существительных по числам 1
11.10 Изменение существительных по падежам 1
12.10 Развитие речи. Работа с картиной Клода Моне «Прогулка». Устное сочинение 1
13.10 Именительный падеж 1
14.10 Родительный падеж 1
17.10 Дательный падеж 1
18.10 Винительный падеж 1
19.10 Развитие речи с элементами культуры речи.
Главное переживание автора, выраженное в тексте 1
20.10 Творительный падеж 1
21.10 Предложный падеж 1
24.10 Диктант за I четверть с грамматическим заданием 1
25.10 Работа над ошибками. Изменение
существительных по падежам 1
26.10 Развитие речи с элементами культуры речи.
Работа с картиной Аркадия Рылова «Зеленый шум». 1
27.10 Изменение существительных по падежам 1
28.10 Изменение существительных по падежам 1
7.11 Изменение существительных по падежам 1
8.11 Изменение существительных по падежам 1
9.11 Развитие речи с элементами культуры речи.
План текста 1
10.11 Антонимы 1
11.11 Антонимы 1
14.11 Различение падежей 1
15.11 Различение падежей 1
16.11 Развитие речи с элементами культуры речи.
Порядок абзацев в тексте 1
17.11 Различение падежей 1
18.11 Различение падежей 1
21.11 Что такое устойчивые выражения 1
22.11 Склонения имен существительных 1
23.11 Развитие речи с элементами культуры речи.
Устное изложение 1
24.11 Существительные первого склонения 1
25.11 Существительные первого склонения 1
28.11 Существительные второго склонения 1
29.11 Существительные второго склонения 1
30.11 Развитие речи с элементами культуры речи.
Письменное изложение 1
1.12 Существительные третьего склонения 1
2.12 Существительные третьего склонения 1
5.12 Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова 1
6.12 Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова 1
7.12 Развитие речи с элементами культуры речи.
Азбука вежливости. Как писать письмо 1
8.12 Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова 1
9.12 Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова 1
12.12 Правописание падежных окончаний 1
13.12 Правописание падежных окончаний 1
14.12 Развитие речи с элементами культуры речи.
Текст-описание и текст-повествование 1
15.12 Правописание падежных окончаний 1
16.12 Правописание падежных окончаний 1
19.12 Диктант за 2 четверть с грамматическим заданием 1
20.12 Работа над ошибками. 1
21.12 Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Валентина Серова «Портрет Мики Морозова». 1
22.12 Второстепенные члены предложения. Обстоятельства 1
23.12 Второстепенные члены предложения. Обстоятельства 1
26.12 Второстепенные члены предложения. Дополнения 1
27.12 Второстепенные члены предложения. Дополнения 1
28.12 Развитие. Работа с картиной Клода Моне «Лондон. Парламент». Письменное сочинение 1
29.12 Безударные окончания существительных в единственном числе 1
11.01 Безударные окончания существительных в единственном числе 1
12.01 Безударные окончания существительных в единственном числе 1
13.01 Как пишутся приставки 1
16.01 Развитие речи с элементами культуры речи. Текст-описание и текст-повествование 1
17.01 Как пишутся приставки 1
18.01 Как пишутся приставки 1
19.01 Безударные окончания существительных
в единственном числе 1
20.01 Безударные окончания существительных
в единственном числе. Контрольная работа 1
23.01 Развитие речи с элементами культуры речи.
Устное изложение 1
24.01 Безударные окончания существительных в единственном числе 1
25.01 Значения слов. Повторение старого и открытие нового 1
26.01 Значения слов. Повторение старого и открытие нового 1
27.01 Окончания существительных 1-го и 2-го склонения 1
30.01 Развитие речи с элементами культуры речи.
Письменное изложение 1
31.01 Окончания существительных 1-го и 2-го склонения 1
1.02 Слова с удвоенной согласной, пришедшие из других языков 1
2.02 Окончания существительных 3-го склонения 1
3.02 Окончания существительных 3-го склонения 1
6.02 Развитие речи с элементами культуры речи.
Составляем рас-сказ по рисунку 1
7.02 Слова с удвоенной согласной 1
8.02 Написание букв «о» и «е» после шипящих и «ц»
в окончаниях существительных 1
9.02 Написание букв «о» и «е» после шипящих и «ц»
в окончаниях существительных 1
10.02 Написание букв «о» и «е» после шипящих и «ц»
в окончаниях существительных 1
13.02 Развитие речи с элементами культуры речи.
Учимся писать сочинение 1
14.02 Написание букв «о» и «е» после шипящих и «ц»
в окончаниях существительных 1
15.02 Жизнь корня в составе слов разных частей речи 1
16.02 Жизнь корня в составе слов разных частей речи 1
17.02 Слова с удвоенной согласной, пришедшие из других языков 1
20.02 Развитие речи с элементами культуры речи.
Азбука вежливости 1
21.02 Окончания существительных во множественном числе 1
22.02 Окончания существительных во множественном числе 1
27.02 Окончания существительных во множественном числе в родительном падеже 1
28.02 Окончания существительных во множественном числе в родительном падеже 1
1.03 Развитие речи с элементами культуры речи.
Научный текст 1
2.03 Написание существительных с суффиксом -ищ- 1
3.03 Написание существительных с суффиксом -ищ- 1
6.03 Окончания существительных во множественном числе в разных падежах 1
7.03 Окончания существительных во множественном числе в разных падежах 1
9.03 Развитие речи с элементами культуры речи.
Работа с картиной Ивана Шишкина «Дубовая роща». Устное сочинение 1
10.03 Окончания существительных во множественном числе в разных падежах 1
13.03 Написание суффикса -ок- после шипящих 1
14.03 Диктант за III четверть с грамматическим заданием 1
15.03 Работа над ошибками. Написание суффикса -ок- после шипящих 1
16.03 Развитие речи с элементами культуры речи.
Письменное изложение 1
17.03 Изменение прилагательных по родам и числам 1
20.03 Изменение прилагательных по родам и числам 1
21.03 Изменение прилагательных по родам и числам 1
22.03 Окончания прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах 1
23.03 Развитие речи с элементами культуры речи.
Устное изложение 1
3.04 Окончания прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах 1
4.04 Окончания прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах 1
5.04 Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода 1
6.04 Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода 1
7.04 Развитие речи Работа с картиной Константина Коровина «Портрет Татьяны Любатович». Устное сочинение 1
10.04 Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода 1
11.04 Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки 1
12.04 Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки 1
13.04 Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки 1
14.04 Развитие речи с элементами культуры речи.
Азбука вежливости 1
17.04 Склонение прилагательных во множественном числе 1
18.04 Окончания прилагательных во множественном числе в именительном и винительном падежах1
19.04 Окончания прилагательных во множественном числе в родительном, винительном и предложном падежах1
20.04 Окончания прилагательных во множественном числе
в дательном и творительном падежах 1
21.04 Развитие речи с элементами культуры речи.
Сочиняем басню по картине Готфрида Минда «Кошка в клетке» 1
24.04 Слова с удвоенной буквой согласного 1
25.04 Начальная форма глагола. Суффикс -ть- (-ти-, -чь-) 1
26.04 Написание частицы -ся1
27.04 Другие суффиксы глагола: -а-, -е-, -и-, -о-, -у-, -я- 1
28.04 Развитие речи Устное изложение. Устный рассказ по серии рисунков Херлуфа Бидструпа1
2.05 Времена глагола. Прошедшее время 1
3.05 Времена глагола. Настоящее время 1
4.05 Времена глагола. Настоящее время 1
5.05 Времена глагола. Будущее время 1
8.05 Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение 1
10.05 Времена глагола. Настоящее время 1
11.05 Времена глагола. Прошедшее время 1
12.05 Времена глагола 1
15.05 Развитие речи с элементами культуры речи.
Работа с картиной Дитца «Охота на редис». Письменное сочинение 1
16.05 Итоговый диктант с грамматическим заданием 1
17.05 Работа над ошибками. Написание «ь» после шипящих во всех формах глагола 1
18.05 Написание «ь» после шипящих во всех формах глагола 1
19.05 Обобщение по теме «Фонетика и орфография 1
22.05 Обобщение по теме «Морфемика и словообразование» 1
23.05 Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Огюста Ренуара «Девочка с лейкой». Устное сочинение 1
24.05 Обобщение по теме «Лексика» 1
25.05 Обобщение по теме «Синтаксис» 1
26.05 Обобщение по теме «Развитие речи» 1
29.05
30.05 Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся писать сочинение по наблюдениям 1
31.05 Заседание для членов клуба «Ключ и заря» 1