Презентация на тему: Стилистические фигуры речи


Стилистические фигуры.Стилистические фигуры – фигуры речи, усиливающие ее воздействие благодаря определенным синтаксическим построениям, но не привносящие нового содержания. АНАФОРА- стилистическая фигура; скрепление речевых отрезков (частей фразы, стихов) с помощью повтора слова или словосочетания в начальной позиции.Например:Это – круто налившийся свист,Это – щёлканье сдавленных льдинок, Это – ночь, леденящая лист,Это – двух соловьёв поединок. Анафора, как и вообще всякого рода повторения отдельных слов или выражений, независимо от местоположения их, придает часто стиху остроту и выразительность, подчеркивая известные моменты подобно руководящему мотиву (лейтмотив) в музыкальном произведении.Так, в строфе Блока: Опять с вековой тоскоюПригнулись к земле ковыли,Опять за туманной рекоюТы кличешь меня издали… – Анафорическое «опять» в первом и третьем стихе строфы оттеняет «вековечность» русской тоски и несмолкаемость голоса, который зовет куда-то поэта. Другим примером анафоры могут быть:1) Анафорическое «сумрак» в полустишиях тютчевского стиха: «Сумрак тихий, сумрак сонный», где повторением слова «сумрак» поддерживается определенное мелодическое воздействие стиха или;2) Анафорическое «край» или приближающиеся к полной словесной анафоре «эти» и «эта» в знаменитой строфе Тютчева: Эти бедные селенья,Эта скудная природа — Край родной долготерпенья,Край ты русского народа.Расположением в этой строфе анафор в начале каждой пары стихов Тютчев, конечно, подчеркивает, что именно «эти селенья» и «эта природа», родной ему край — Россия. Разновидности анафоры.1. Анафора звуковая - повторение одних и тех же сочетаний звуков.Например:Грозой снесённые мосты,Гроба с размытого кладбища" (Пушкин А.С.)2. Анафора морфемная - повторение одних и тех же морфем или частей слов.Например:Чёрноглазую девицу,Чёрногривого коня!..(Лермонтов М.Ю.) 3. Анафора лексическая - повторение одних и тех же слов:Например:Не напрасно дули ветры,Не напрасно шла гроза.(Есенин С.А.)4. Анафора синтаксическая - повторение одних и тех же синтаксических конструкций:Например:Брожу ли я вдоль улиц шумных,Вхожу ль во многолюдный храм,Сижу ль меж юношей безумных,Я предаюсь моим мечтам.(Пушкин А.С.) 5. Анафора строфическая:Например: Земля!..От влаги снеговойОна еще свежа.Она бродит сама собойИ дышит, как дежа.(Твардовский А.Т.)6. Строфико-синтаксическая анафора: Например:Пока не жаждет пулеметРаспотрошить людскую гущу,Живет и здравствует ометСредь мельниц, урожай жующих.Пока не страждет командармРассечь врага одним ударом,Амбары полнятся недаромПолей золотоносным даром.(Тихонов Н.С.) Градация.ГРАДАЦИЯ- стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи. Различается два вида градации - климакс (подъем) и антиклимакс (спуск).Климакс - одна из популярных фигур русской поэзии, в которой слова и выражения в фразе расположены в порядке их возрастающего значения. Например:И мысли в голове волнуются в отваге,И рифмы легкие навстречу им бегут,И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,минута – и стихи свободно потекут.(А.С. Пушкин)Антиклимакс - фигура, в которой слова и выражения расположены по силе интонации и по смыслу в нисходящем порядке. Например:Присягаю ленинградским ранам,Первым разоренным очагам;Не сломлюсь, не дрогну, не устану,Ни крупицы не прощу врагам.(О.Г.Бергольц) Наиболее распространена трехчленная градация. Например:Пришел, увидел, победил. (Цезарь);  Градация может быть принципом композиции целого стихотворения.Например строфическая градация с анафорой может быть у Фета стихотворение: «Я пришел к тебе с приветом»: Я пришел к тебе с приветом,Рассказать, что солнце встало,Что оно горячим светомПо листам затрепетало;Рассказать, что лес проснулся,Весь проснулся, веткой каждой,Каждой птицей встрепенулсяИ весенней полон жаждой; Рассказать, что с той же страстью,Как вчера, пришел я снова,Что душа все так же счастьюИ тебе служить готова;Рассказать, что отовсюдуНа меня весельем веет,Что не знаю сам, что будуПеть - но только песня зреет. Эпифора.ЭПИФОРА- стилистическая фигура - повторение одного и того же слова в конце смежных отрезков речи, одна из разновидностей параллельных синтаксических конструкций. Например: Меня зовут юнцом безусым,Мне это, право, всё равно.Зато не величают трусом…Давным-давно… Давным-давно…Иной усищи крутит яро,Бутылкам всем глядится в дно,Но сам лишь копия гусара…Давным-давно… Давным-давно…Иной клянётся страстью пылкой,Но, коли выпито вино,Вся страсть его на дне бутылки…Давным-давно… Давным-давно…Влюблённым море по колено,Я с ними в этом заодно,Но караулит всех измена…Давным-давно… Давным-давно…(А. Гладков) Эпифора, как и анафора, имеет свои разновидности:1. Грамматическая эпифора - приём повтора одних и тех же звуков на концах смежных слов в строках. Примеры её часто встречаются в детских стихахНапример:На балконе дружно жили Мак, нарцисс. Они дружили. 2. Лексическая эпифора - повторение в конце отрезка речи одного и того же слова.Например:Когда подымет океанВокруг меня валы ревучи,Когда грозою грянут тучи,Храни меня, мой талисман.В уединенье чуждых стран,На лоне скучного покоя,В тревоге пламенного бояХрани меня, мой талисман…(А.С.Пушкин) 3. Семантическая эпифора - повторение в конце синонимичного слова.Например:Под трубами повити, под шеломы възлелеяны, конец копия въскръмлени... ("Слово о полку Игореве") 4. Риторическая эпифора. Примеры этого приёма можно встретить в песнях, особенно часто – в русских народных. Детская песенка про двух гусей прекрасно демонстрирует его своими незабвенными строчками: Юлии Друниной «Ты рядом»:Ты – рядом, и все прекрасно:И дождь, и холодный ветер.Спасибо тебе, мой ясный,За то, что ты есть на свете.Спасибо за эти губы,Спасибо за руки эти.Спасибо тебе, мой любый,За то, что ты есть на свете.Часто в поэзии употребляют повтор первого четверостишия в заключении. Иногда они слегка отличаются, чаще – повторяются дословно. Это также риторическая эпифора. Эпифора постоянно используется в самых разных стихотворных жанрах.Например, в стихотворении Ф.Г. Лорки «Пустыня» (перевод М. Цветаевой): Прорытые временем лабиринты — исчезли. Пустыня — осталась. Несмолчное сердце — источник желаний — иссякло. Совсем по-другому воспринимается эпифора, содержащаяся в эпиграмме О.Э. Мандельштама на художника Н.И. Альтмана (написавшего портрет поэта): Это есть художник Альтман, очень старый человек. По-немецки значит Альтман — очень старый человек». Эпифора в чистом виде употребляется реже, чем анафора, но в ослабленном варианте (параллелизм синонимов или грамматических форм) — гораздо чаще.Эпифора как фигура противоположна анафоре, в соединении с которой образует новую фигуру — симплоку.К этим фигурам близок параллелизм - одинаковое синтаксическое построение отрезков речи. ПараллелизмПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч. — идущий рядом, параллельный) — композиционный прием, подчеркивающий структурную связь двух (обычно) или трех элементов стиля в художественном произведении; связь этих элементов состоит в том, что они располагаются параллельно в двух или трех смежных фразах, стихах, строфах, благодаря чему выявляется их общность.Современной поэтикой установлены следующие типы параллелизма:1. Синтаксический параллелизм, наиболее распространенный, заключается в том, что в смежных стихах соблюдается одинаковая структура предложений.Например:В синем море волны плещут,В синем небе звезды блещут.(А. Пушкин)И, новым преданный страстям,Я разлюбить его не мог;Так храм оставленный — все храм,Кумир поверженный — все бог!(М. Лермонтов) Синтаксический параллелизм.Синтаксический параллелизм как стилистический прием часто встречается в произведениях устного народного творчества в виде аналогии, сближения явлений (например, явлений природы и человеческой жизни).То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит. То мое сердечко стонет, Как осенний лист дрожит.(русская народная песня).2. Строфический параллелизм состоит в том, что в смежных строфах стихотворения повторяется одинаковое синтаксическое, а иногда и лексическое построение:Горе несешь — думаешь, Как бы с плеч сбросить,Куда бы его покинуть,Где бы его оставить.Счастье несешь — думаешь,Как бы с ним не споткнуться,Как бы оно не разбилось,Кто бы его не отнял.(В. Тушнова) Помимо прямого параллелизма, в поэзии встречается отрицательный параллелизм, состоящий в том, что первый член параллели дается с отрицательной частицей «не». Такая форма параллелизма особенно употребительна в народной поэзии, нередка она и в авторских стихах. Например: Не ветра шумят холодные,Не пески бегут зыбучие, –Снова горе подымается,Словно злая туча черная.Не ветер бушует над бором,Не с гор побежали ручьи,Мороз-воевода дозоромОбходит владенья свои.(Н. Некрасов) Лексические повторы.ЛЕКСИЧЕСКИЕ ПОВТОРЫ – повторение одного и того же слова, словосочетания.Например:И вот мама приготовила на три дня три обеда, три завтрака и три ужина и показала мальчикам, как их нужно разогревать. (Е.Шварц)Путем повторения слова в тексте выделяется ключевое понятие. Поэтому убирать лексические повторы из речи нужно не всегда.В одних случаях это невозможно, в других – будет ненужным обеднением, обесцвечиванием речи.Несколько однокоренных слов в предложении стилистически оправданы и в том случае, если родственные слова являются единственными носителями соответствующих значений и их не удается заменить синонимами. Лексические повторы могут использоваться и как средство юмора. В пародийном тексте нагромождение одинаковых слов отражает комизм описываемой ситуации.1) Самовыражайся, не выражаясь!2) Казалось, что хотелось, но,  оказалось, хотелось, потому что казалось;3) Очень важно уметь вести себя в обществе. Если приглашая даму на танец, вы наступили ей на ногу,  и она сделала вид, что не заметила этого, как она заметила, но сделала вид, что не заметила.В художественной речи словесные повторы могут выполнять разные стилистические функции. Это необходимо учитывать, давая стилистическую оценку использованию слова в тексте. Симплока.СИМПЛОКА  — фигура синтаксического параллелизма в смежных стихах, у которых а) одинаковые начало и конец при разной середине и б) наоборот, — разные начало и конец при одинаковой середине.Образцы симплоки первого вида чаще встречаются в народной поэзии.Например:Во поле березонька стояла,Во поле кудрявая стояла.(Народная песня)Было пированье, почестный пир,Было столованье, почестный стол.(Русская былина) Спасибо за внимание!!!