Рабочая программа по литературе 5 класс с региональным компонентом РБ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой В.Я. Коровиной. - Москва «Просвещение» 2011 и учебника для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, - 2-е изд. - М: Просвещение, 2013.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
В 5 классе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развивается умение осознанного чтения, способность общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции. Пятиклассники активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5 классе это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5 классе. Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи (РР), на уроки внеклассного чтения (ВЧ). В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Место курса «Литература» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме: в 5 классе — 102 ч, в 6 классе — 102 ч, в 7 классе — 68 ч.
Результаты изучения предмета
«Литература»
Личностными результатами учащихся к окончанию 5 класса, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» к окончанию 5 класса проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников 5 класса состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• овладение навыками анализа литературного произведения: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка;
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; формирование эстетического вкуса;
• понимание роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
ВВЕДЕНИЕ
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальное представление).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений), речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации.
ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХХ ВЕКА (обзор)
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).
«Ради жизни на Земле…»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».
Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ
Н.А.Тэффи. "Валя" (для внеклассного чтения), Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
Пословицы и поговорки.
В.А.Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И.А.Крылов. Басни.
А.С.Пушкин. «У лукоморья…».
Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»).
Ф.И.Тютчев. «Весенние воды».
А.А.Фет. «Весенний дождь».
М.Ю.Лермонтов. «Бородино».
По теме «Война и дети» - 1-2 стихотворения.
По теме «О Родине и родной природе» - 1-2 стихотворения.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 303 с.: ил.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Наименование разделов и тем Всего часов Планируемые результаты
1. Введение. Книга в жизни человека 1 Ценностно-ориентационная сфера: формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка.
2. Устное народное творчество и русская народная сказка 2
8 Познавательная сфера: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора.
3. Древнерусская литература 2 Познавательная сфера: понимание ключевых проблем древнерусской литературы, понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.
4. Литература XVIII века 2 Познавательная сфера: понимание ключевых проблем изученных произведений литературы 18 века. Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимании их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения.
5. Литература XIX века 47 Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе.
Метапредметные результаты: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
Предметные результаты: умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка, умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог. Написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы.
6. Из русской литературы XX века 28 Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Метапредметные результаты: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе.
Предметные результаты: понимание ключевых проблем изученных произведений, умение анализировать, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять их. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие. Владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Написание сочинений на темы, связанные с тематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы.
7. Из зарубежной литературы
10 Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культуре других народов. Предметные результаты: понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы, умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять героев. Умение пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств и цитат из текста, уметь вести диалог.
8. Итоги года 2 Метапредметные результаты: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса. Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Итого: 102 Планирование прохождения программы
Содержание Кол-во часов В том числе развитие речи Внеклассное чтение Контрольные работы Региональный компонент
Введение 1 - - - -
Устное народное творчество 10 1 1 - 6
Из древнерусской литературы 2 - - - -
Из литературы XVIII века 2 - - - -
Из литературы XIX века 47 7 5 3 12
Из литературы XX века 28 2 3 3 11
Из зарубежной литературы 10 2 3 - 1
Итоговые уроки 2 1 - - -
Итого: 102 13 12 6 30
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Для учащихся:

1. Ахмадуллина Р.Г. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций в 2ч. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
2. Вокруг тебя – Мир… Книга для ученика. 5 класс / Авт.-сост. А.Делетроз, В.Ю. Выборнова, М.Р. Савова, А.М. Розов, В.В. Шишкина. – М.: Издательство МАИК «Наука», 1996. – 96 с.
3. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.
4. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2013.
5. Репродукции картин художников
6. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
Для учителя:
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
2.Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ, 2006 г.
3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.
5. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
6. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
7. Литература. 5 класс : поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташктна. – 3-е изд., перераб. и доп. – Волгоград : Учитель, 2011. – 237 с.
8. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.
9. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
10. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор).
11. Репин А.В. Литература. 5 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с.
12. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
13. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК – 160 с.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей
Раздаточный материал по темам курса
Репродукции картин художников
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2012.
Экранные пособия
Интернет-ресурсы:
Художественная литература:
http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

Справочно-информационные и методические материалы:
http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
№ п/пТема урока Примечание Дата проведения
план факт
1 Учебник литературы и работа с ним. Книга и ее роль в жизни человека и общества. С.6 задание 1 (придумать небольшой рассказ, используя одну из пословиц).
1.09 2-3 Русский фольклор. Малые жанры. Детский фольклор.
Малые жанры фольклора народов РБ С. 8 (определить, к какому виду малых жанров ф. относятся тексты)
2.09 4 Русские народные сказки. Жанры народных сказок.
Сопоставление башкирских народных сказок с русскими народными сказками. Выучить определения: сказка, постоянные эпитеты, присказка, зачин, концовка.
6.09 5 Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев.
Башкирские волшебные сказки. Подготовить сказывание сказки с использованием сказочных особенностей (зачин, устойчивые сказочные выражения, постоянные эпитеты и др.)
8.09 6 Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки. Прочитать сказку «Иван-Крестьянский сын и Чудо-Юдо».
9..09 7 "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо" - волшебная сказка героического содержания.
Башкирские сказки героического содержания.
Составить развернутый устный ответ на проблемный вопрос "Каков мой любимый герой русской народной сказки."
13.09 8 "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо". Образ главного героя. Особенности сюжета сказки.
Пересказ с. 6-8. 15.09 9 Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка "Солдатская шинель".
Башкирские народные сказки о животных. С. 44, з.4 (жанры сказок, пересказ одной из сказок).
16.09 10 ВЧ. Мои любимые русские и башкирские сказки.
С. 44-45 – прочитать статью «Из рассказов о сказочниках», проверить себя (с.46). 20.09 11 РР. Создание волшебной сказки Оформить сказку письменно. 22.09 12-13 Русское летописание.
Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». Отзвуки фольклора в летописи.
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Прочитать притчу;
Подготовить чтение притчи по ролям.
23.09
27.09 14 М.В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру...»
Выразительное чтение стихотворения
29.09 15 Роды и жанры литературы.
Выучить определения родов литературы, привести примеры.
30.09 16 Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр.
С.57 (прочитать статью, выучить термины)
4.10 17 И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне, патриотическая позиция автора.
С.58-59 (прочитать статью об И.А.Крылове), з.2.
6.10 18-19 И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом», «Зеркало и обезьяна» и др.
Башкирские баснописцы. Выучить наизусть басню И.А.Крылова (по выбору)
7.10
13.10 20 Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни. Конкурс инсценированной басни.
Прочитать народную сказку «Журавль и Волк» и басню Крылова «Волк и Журавль» (нач. 19 века). Сравнить сказку и басню, ответить на вопрос: «Как время написания басни и записи сказки обусловило своеобразие их финалов?»
14.10 21 ВЧ. Басенный мир Ивана Андреевича Крылова.
Подготовить выразительное чтение басни Крылова 18.10 22 РР. Сочинение по басне.
Написать сочинение по одной из выбранных тем. 20.10 23 В.А.Жуковский "Кубок". Понятие о балладе.
Баллады М. Гафури. Выучить определение «баллада» 21.10 24 В.А. Жуковский -сказочник. Сказка «Спящая царевна»
С. 70-71 –подготовить Пересказ статьи о В.А.Жуковском.
Прочитать сказку «Спящая царевна».
25.10 25 «Спящая царевна».
Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.
Прочитать «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.
27.10 26 А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы. Стихотворение «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людмила».
Образы башкир в творчестве Пушкина. Выучить наизусть по выбору «К няне», «У лукоморья…»
28.10 27 РР. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.
Выучить наизусть термины «рифма», «ритм», знать и различать виды рифмовок.
1.11 28 А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета, система образов.
С.113 «Будьте внимательны к слову».
8.11 29 «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом. С. 117-118 – прочитать статью.
10.11 30 РР. Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского со «Сказкой о мертвой царевне…» А.С. Пушкина Прочитать сказку А. Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители"
11.11 31 Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. "Чёрная курица, или Подземные жители" как литературная сказка.
Башкирская литературная сказка. Найти и принести на электронном носителе иллюстрации к сказке. 15.11 32 "Чёрная курица, или Подземные жители".
Мир детства в изображении писателя. Принести книгу с любимыми авторскими сказками.
17.11 33 ВЧ. Русские и башкирские писатели-сказочники и их герои.
Прочитать стихотворение «Бородино» М.Ю.Лермонтова. 18.11 34 КР. Тест по произведению А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Прочитать и принести текст стих-я Н.А.Некрасова «На Волге». 22.11 35 М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». Выучить стих-е «Бородино» наизусть.
24.11 36 Образ простого солдата - защитника Родины в стихотворении «Бородино». Роль башкир в Бородинском сражении.
Прочитать повесть Н.Гоголя «Заколдованное место»
25.11 37 Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место»
с. 170, з. 1 и 2. 29.11 38 «Заколдованное место». Реальное и фантастическое в сюжете повести.
Прочитать другие произведения из сборника «Вечера на хуторе…»
подготовить презентацию по другим произведениям из сборника «Вечера на хуторе…» 1.12 39 ВЧ. Урок-презентация других повестей сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Подготовиться к КР.
2.12 40 Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге»
Прочитать стих-е Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». 6.12 41 Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» и в стихотворениях башкирских писателей.
Стих-е Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Выучить отрывок наизусть. 8.12 42 ВЧ. Н.А. Некрасов. "Мороз, Красный нос". Поэтический образ русской женщины.
Прочитать рассказ И.С.Тургенева «Муму».
9.12 43 И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе.
С. 225, з. 5 (выразительное чтение описания Герасима).
13.12 44 Герасим - «самое замечательное лицо» в рассказе.
Герасим в доме барыни.
Герасим и Татьяна.
С. 224 – выучить термины (сравнение, гипербола).
15.12 45 Герасим и Муму. Счастливый год.
С. 224 – Творческое задание. 16.12 46-47 РР. Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму».
Проанализировать, какие трудности испытывали при написании сочинения.
20.12
22.12 48 Анализ сочинения.
Заочная экскурсия по знаменитым местам Башкортостана.
Подготовиться к КР (факты биографии писателей, термины, произведения и их герои)
23.12 49 КР по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева. (Тестирование)
Подготовить сообщение об А.А.Фете. 27.12 50 А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь».
Выучить стих-е А,А,Фета (на выбор)
29.12 51
Ф.И.Тютчев -великолепный певец природы.
Создание совместной презентации «Моя малая Родина»
Выучить стих-е Ф.И.Тютчева наизусть (на выбор)
30.12 52 РР. Стихотворные размеры. Ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. Прочитать рассказ-быль Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
17.01 53 Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.
Изучение быта и фольклора башкир Л. Н. Толстым.
С.254 – анализ иллюстрации.
19.01 54 Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. С.259 – выучить термины (идея, сюжет, рассказ). 20.01 55 Любимый рассказ Л.Н. Толстого. Смысл заглавия рассказа. Роль картин природы в рассказе. Особенности языка произведения.
С.259, з.1756 (письменно).
24.01 56 РР. Обучение сочинению по рассказу «Кавказский пленник»
Написать сочинение. 26.01 57-58 А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хирургия».
Обучение составлению киносценария по рассказу "Хирургия".
Прочитать и принести тексты 1-2 рассказов А.П.Чехова (на выбор).
27.01
31.01 59 ВЧ. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Рассказы Антоши Чехонте.
Чехов в Башкирии. Выучить наизусть стих-е И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова.
(по выбору).
2.02 60-61 Русские поэты XIX века о Родине и родной природе.
Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова. Башкирские поэты
О Родине и родной природе. Создание собственных иллюстраций к стихотворениям.
3.02
7.02 62 РР. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии XIX века) «Роль описания природы в создании настроения автора (героя)»
Написать сочинение.
9.02 63 ВЧ. И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказах русских и башкирских писателей.
Прочитать главы 1-6 повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».
10.02 64 В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Описание городка Княжье-Вено.
Портрет как средство изображения героев.
Прочитать до конца повесть В.Г.Короленко «В дурном обществе».
14.02 65 РР. Обучение работе над сочинением.
С.49 «Литература и изобразительное искусство 16.02 66 Контраст судеб героев в повести «В дурном обществе». Счастье дружбы в повести Короленко
с.49 – выучить термин «повесть»
17.02 67 КР. Анализ эпизода из повестиВ.Г.Короленко «В дурном обществе». Жизнь детей бедняков в рассказах Мажита Гафури.
Подготовиться к КР
21.02 68 КР по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе».
Нарисовать иллюстрации к стихотворению (ям) С.А.Есенина.Выучить одно из стихотворений наизусть.
24.02 69-70 С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…
Моя малая Родина (история села Красноусольский) Подготовить проект «Иллюстрации к стихотворениям С.А.Есенина».
Прочитать сказ П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка».
28.02
2.03 71 П.П.Бажов. Слово о писателе. Сказ "Медной горы Хозяйка". Трудолюбие и талант Данилы-мастера.
Проанализировать образ Хозяйки Медной горы 3.03 72 Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка.
Мотивы и образы башкирского фольклора в произведениях П. П. Бажова.
С.68 – выучить термины «сказ» и «сказка». Прочитать сказку «Тёплый хлеб».
7.03 72-
73 К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке "Тёплый хлеб".
Роль пейзажа в сказке. Нравственные проблемы произведения. Прочитать рассказ «Заячьи лапы».
9.03 74 ВЧ. К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы". Природа и человек в произведениях русских и башкирских писателей. Прочитать сказку «12 месяцев». Принести полный текст сказки. 10.03 76 С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы.
Сказка «Двенадцать месяцев» в театрах Башкортостана. Подготовить чтение по ролям заданных отрывков текста. Выучить термины «драма», «пьеса».
14.03 77 Анализ картины «Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами».
Образы падчерицы и мачехи в романе З. Биишевой «Емеш»
Подготовить пересказ эпизода «встреча падчерицы с 12 месяцами» от лица зайчика (ворона и т.п.), спрятавшегося за деревом.
16.03 78 Положительные и отрицательные герои пьесы "Двенадцать месяцев". Победа добра над злом – традиция РНС.
Подготовить характеристики положительных и отрицательных героев сказки.
17.03 79 РР. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе- сказке
С.Я.Маршака
«Двенадцать месяцев»: «Падчерица и Королева», «Добро и зло в сказке». Написать сочинение.
21.03 80 А.П. Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита».
Подготовить рассказ о главном герое, используя план. 23.03 81 А.П. Платонов-"Никита". Представление о фантастике в литературном произведении.
Прочитать рассказ «Васюткино озеро» В.П.Астафьева.
24.03 82 В.П Acтафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои.
Составить план пересказа истории с глухарём. 4.04 83 В.П Acтафьев. «Васюткино озеро». Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя рассказа. Человек и природа в рассказах башкирских писателей.
Подготовить выразительное чтение одного из стих-й К.М.Симонова или А.Т.Твардовского.
6.04 84 К.М.Симонов. Слово о поэте. "Майор привёз мальчишку на лафете…". Война и дети. А.Т.Твардовский. Слово о поэте. "Рассказ танкиста". Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.
Солдаты Башкортостана в ВОВ.
Проанализировать любое стихотворение о ВОВ.
7.04 85 Русские поэты XX века о Родине и родной природе:
И.А.Бунин, А.А.Прокофьев, Д.Б.Кедрин. Образ Родины в стихах о природе.
Заочная экскурсия по Гафурийскому району Выучить одно из стихотворений наизусть.
11.04 86 Русские поэты XX века о Родине и родной природе: Н.М.Рубцов, Дон-Аминадо.
Нарисовать иллюстрацию к любому из стихотворений.
Принести тексты рассказов Н.А.Тэффи.
13.04 87 ВЧ. Н.А.Тэффи. "Валя".
Составление презентации «Санаторий Красноусольский»
Прочитать рассказы Саши Чёрного "Кавказкий пленник", "Игорь-Робинзон"). 14.04 88-89 Саша Черный. Образы детей в рассказах "Кавказский пленник", "Игорь-Робинзон".
Ю.Ч.Ким «Рыба-кит». Юмор в стихотворной форме.
РР мини-сочинение «В роли какого литературного героя я могу себя представить» С.188, творческое задание.подготовиться к КР.
18.04 90 КР по русской литературе 19-20 вв. (тестирование).
Прочитать балладу Р. Л. Стивенсона «Вересковый мед» 20.04 91 Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». Развитие понятия о балладе.
Бережное отношение к традициям предков в республике Башкортостан.
Прочитать роман Д.Дефо «Робинзон Крузо
21.04 92-93 Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа.
ВЧ. Необычайные приключения Робинзона Крузо.
Характер главного героя романа Д. Дефо "Робинзон Крузо". Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Прочитать сказку Х.К.Андерсена «Снежная королева».
25.04
27.04 94 ВЧ. Х.К.Андерсен. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Снежная королева». Композиция сказки. Подготовить инсценировку одного из эпизодов сказки.
28.04 95 Характеристика героев сказки «Снежная королева». нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.
2.05 96 РР. Подготовка к домашнему сочинению «Герда против Снежной королевы», «Что изменилось в характере маленькой разбойницы после встречи с Гердой?» Написать сочинение.
4.05 97 Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише».
Подготовить пересказ «Сказания о Кише» от лица главного героя.
5.05 98 РР. Нравственное взросление героя рассказа. Прочитать «Приключения Тома Сойера» М.Твена.
11.05 99
Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера.
Прочитать сцену «в пещере».
12.05 100 ВЧ. Том Сойер и его друзья. Черты характера героев. Том и Гек в романе М. Твена.
Вспомнить литературные произведения, изученные в 5 классе. Какое из них произвело наибольшее впечатление, заставило задуматься?
16.05 101 РР. Итоговый урок-праздник. "Путешествие по стране Литературии 5 класса".
Подготовить представление книги, прочитанной в этом году (не программное).
18.05 102-105 Резервные уроки
19.05
23.05
25.05
26.05