Урок математики на тему «Уравнение. Решение уравнений способом подбора» (2 класс)


Михайлова Галина Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 38 имени Героя РФ Константинова Леонида Сергеевича» г. Чебоксары
Первые уроки по решению уравнений в начальных классах.
В условиях внедрения ФГОС НОО формируется активная личность, обладающая способностью эффективно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим учителю начальной школы необходимо развивать потенциал каждого ученика, используя новые формы подачи учебной информации для усиления мыслительной деятельности и повышения активности обучения.
Решение уравнений - одна из главных тем математики начальной школы. Грамотно организованное обучение этой темы поможет учащемуся в дальнейшем успешно справляться со сложными уравнениями и задачами. Поэтому на первых уроках учитель должен показать эффективный путь решения уравнения способом подбора. Прежде всего, этот способ развивает осознанно верный подход к решению уравнения: ученик сразу ориентируется на то, что подобранное им число он должен проверить и выяснить, верное или неверное числовое равенство получится. Так, решая уравнение x + 2 = 5, ученик подставляет вместо x числа 1, 2, 3. Даже если он смог сразу дать верный ответ, то должен еще “доказать” его правильность, подставив найденное число в уравнение вместо х. В этом случае для проверки осознанности действий учащегося можно задать ему вопрос: «Почему х равен 3?». «Если вместо х подставить 3, то получится верное равенство: 3 + 2 = 5. 5 = 5». Таким образом, на первых уроках в процессе решения уравнений ученик учится целесообразно подбирать числа и выполнять самопроверку.
Урок математики во 2 классе
«Уравнение. Решение уравнений способом подбора»
Цели урока:
1) Обучающие: познакомить учащихся с новым математическим понятием «уравнение», с решением уравнения способом подбора значения неизвестного; сформировать умение правильно записывать уравнение и выполнять его проверку.
2) Развивающие: продолжить работу над развитием УУД; развить вычислительные навыки учащихся и умение решать текстовые задачи.
3) Воспитательные: воспитать чувство товарищества и взаимопомощи; повысить уровень познавательного интереса к предмету математики.
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, карточки с заданиями для групповой работы, учебник М. И. Моро и др. «Математика», 2 класс, 1 часть. – М.: Просвещение, 2011.
Тип урока: урок формирования новых умений.
Формирование познавательных УУД: добывать новые знания, найти и переработать необходимую информацию в учебнике, наблюдать и делать самостоятельные выводы, моделировать алгоритм решения уравнения способом подбора, учиться строить речевые высказывания и эффективно решать уравнения, выполнять рефлексию.
Формирование регулятивных УУД: определить цель деятельности на уроке с помощью учителя, совместно с ним обнаруживать и формулировать учебную проблему, выполнять самоанализ и самоконтроль результата учебной деятельности, оценивать свои знания и незнания, качество и уровень усвоения новых знаний.
Формирование коммуникативных УУД: учиться сотрудничать с учителем и с одноклассниками, работать в группе: контролировать, корректировать действия одноклассников; формулировать с достаточной полнотой и точностью несложные выводы и находить аргументы, подтверждающие вывод.
Ход урока.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент.
Самоопределение к деятельности.
Эмоциональный настрой. Долгожданный дан звонок, начинается урок!
Сегодня важная работа у нас:
Знайка - математик пришёл к нам в класс.
Решение уравнения мы с ним разберём,
Будем внимательны – всё быстро поймём.
- Ребята, сегодня нас ждут новые интересные задания (слайд 2).
Читают стихотворение вместе с учителем.
II. Постановка учебной задачи. - Откройте тетрадь и красиво запишите число, классная работа.
- Как вы думаете, что разберём на уроке? Правильно, на уроке будем учиться решать уравнения.
- А что такое уравнение? Верно, мы ещё не знаем, что такое уравнение.
- Какие учебные задачи появились? Правильно, познакомимся с уравнениями, будем старательны и научимся решать их. Записывают число, классная работа.
Определяют цель деятельности на уроке и формулируют учебную задачу с помощью учителя.
III. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений вдеятельности. - Ребята, на уроке нам пригодится ваше умение считать быстро и правильно. Поэтому начнём урок с устного счёта. Каждое число увеличьте на 5 (слайд 3).

Молодцы!
- Ребята, вы уже знаете, что числовые равенства бывают верные и неверные. Следующее задание. Найдите и выпишите в первый столбик верные равенства, а во второй – неверные равенства:
63 – 3 = 60 10 + 4 = 12 10 + 7= 17 85 – 80 = 5
8 – 2 = 3 6 + 5 = 11 5 + 6 = 12 9 – 4 = 4
– Проверьте свою работу и оцените её (слайд 4).

- Кто нашёл у себя ошибку? В каком примере? Объясните причину ошибки. Что необходимо сделать, чтобы избежать дальнейших ошибок? А кто не ошибся? Молодцы, ребята! Устно составляют примеры и решают их.
Самостоятельная работа.
Самопроверка и самоанализ.
IV.Усвоение нового учебного материала. - Рассмотрите рисунок в учебнике на странице 80. Что вы видите? Какое число надо поместить в окошко, чтобы это равенство стало верным? Выберите его. Правильно, поставив число 8 в окошко, получится верное равенство.
- Дети, посмотрите внимательно на доску. Я заменю окошко буквой x - маленькой буквой латинского алфавита и запишу: x + 4 = 12. В этой записи есть знак «=». О чём говорит этот знак?
- Правильно, получилось равенство. Чем отличается это равенство от равенств, знакомых нам? Верно, в этом равенстве есть неизвестное число х, его надо найти. Это равенство называется уравнением. Подумайте и сделайте вывод: что такое уравнение? Сравним наш вывод с правилом в учебнике на стр. 80. Наш вывод точный?
- Запишите в тетрадь это уравнение. Подумайте и найдите ответ на вопрос: как его решить? Как найти значение х, при котором наше равенство будет верным? Правильно, надо подобрать подходящее число. (Подходящее число 8). Почему х равен 8? (Если вместо х подставить 8, то получится верное равенство). Правильно, запишем: x = 8. Выполним проверку. Подставим вместо х число 8, получим равенство: 8 + 4 = 12. Проверим: верное ли равенство получили? Сумма 8 и 4 равна 12. Отметим: 12 = 12. Мы нашли корень уравнения: x = 8.
- Составим алгоритм решения уравнения способом подбора:
1) выбирать число, подставить его в уравнение и
проверить, получится ли верное равенство;
2) если равенство неверное, то надо выбрать
другое число и выполнить проверку;
3) если получили верное равенство, то уравнение решено, найден корень уравнения. Отвечают на вопросы.
Делают вывод и сравнивают его с правилом в учебнике.
Записывают уравнение в тетрадь и решают его способом подбора. Выполняют проверку.
Составляют алгоритм решения уравнения способом подбора.
V.Первичное закрепление новой темы. - Работаем по учебнику. Выполним №1 на стр. 80. Решим уравнения по составленному алгоритму.
Решу уравнение 9 + х = 14 подбором чисел. Выберу первое число 7. Проверю: получится равенство 9 + 7 = 14. Это равенство неверное. Выберу второе число 5. Получилось верное равенство: 9 + 5 = 14. Уравнение решено: (корень уравнения) х = 5. (Устно продолжают работу.) Поясняют, уточняют, проверяют свою работу,
контролируют, корректируют действия одноклассников
VI.Закрепление знаний. Самостоятельная групповая работа с самопроверкой по эталону. - Ребята, помогая друг другу, выберите уравнения и решите их:
28 + а 14 – 9 = 5 x + 3 = 10 9 – х = 4
20 – х х – 8 = 12 b > 10 8 + х = 12
- Будьте внимательны. Успехов вам, дружной работы!
Групповая работа.
Самоконтроль результата групповой деятельности (слайд 5).
VII. Физминутка. Отдохнём, выполним гимнастику для глаз. Выполняют гимнастику
(слайд 6).
VIII. Закрепление ранее изученного. - К задаче №7 на стр. 81 выбираете задания любого уровня сложности:
А) Узнать, сколько времени занимает дорога на автобусе.
Б) Узнать, за сколько минут мама доедет до работы.
На оценку «4» выполнить задание А.
На оценку «5» выполнить задания А и Б.
- Проверьте свою работу.
Самостоятельно решают задачу №7 (с. 81) по уровням сложности.
Проверяют и оценивают свою работу по слайду 7.
IX.Логическая задача. Определите закономерность и продолжите ряд чисел: 4, 7, 11, 16, 22, …, …, … (слайд 8).
Резервное задание.
X.Рефлексия учебной деятельности. - Ребята, чем запомнился вам сегодняшний урок? Что понравилось больше всего?
- Какие учебные задачи появились в начале урока?
- Кто выполнил все учебные задачи?
- Запомнили, что называется уравнением? Что значит решить уравнение?
- Вы молодцы! Оценивают свою работу, собственные знания, соотносят цель и
результаты деятельности на уроке.
XI.Домашнее задание. № 2 (с. 80) и № 6 (с. 81).