Семинар с элементами тренинга Профилактика жестокого обращения с детьми


«Профилактика жестокого обращения с детьми»
Уважаемые родители, мы собрались здесь, чтобы обменяться опытом общения со своими детьми. Возможно, тренинг поможет многим из вас по-другому взглянуть на свою привычную манеру обращаться не только с домочадцами, но и с окружающими вас людьми.
Восточная мудрость гласит: «Сегодняшний гнев оставь на завтра». И действительно, не всегда нам хватает терпения выслушать и понять ситуацию, в которой оказались. Намного чаще случается сгоряча наказать, накричать. Чтобы потом пожалеть об этом.
Справочная информация:
Уровни насилия над детьми, которые встречаются во многих семьях:
- пренебрежение нуждами;
- эмоциональное;
- физическое;
Пренебрежение нуждами — когда игнорируются жизненные потребности ребенка (не, кормят, не одевают, запирают в доме, не играют, не покупают игрушек, не разговаривают, не следят за чистотой и т. п.). При этом необходимо отметить, что от пренебрежения нуждами по статистике умирает больше детей, чем от прямой агрессии.
Эмоциональное насилие — это когда ребенка оскорбляют словами, сюда же относятся обвинения, угрозы, издевательства и высмеивания, а также отсутствие эмоционального тепла, перекладывание на ребенка ответственности за то, в чем он не виноват. Например, кровные родители внушают ребенку, что его отдали в детский дом за то, что он не слушался; сюда же относятся угрозы самоубийства — с целью контроля над, поведением ребенка; конфликты между воспитателями и  родителями; вопросы типа «кого ты больше любишь, — папу или маму?».
Физическое насилие — это чаще всего побои, затрещины и различные телесные повреждения от родителей, других взрослых или детей. Также это могут быть не опасные для жизни, но унизительные действия. В связи с этим дети могут рассматривать обязанности по дому в семье как что-то унизительное: «я вам не раб, я вам не шестерка».
Упражнение 1.
«Сражение «за» и «против».
Родители делятся на две команды. По возможности, организуется группа из двух-трёх родителей – жюри. Инструменты: ватман, маркер. Задача одной команды – подобрать аргументы «ЗА» наказание детей (физическое, эмоциональное). Задача второй команды – подобрать аргументы «ПРОТИВ» наказания детей. На выполнение задания даётся 10 минут. После чего каждая команда выбирает одного представителя. Цель каждого: используя подобранные группой аргументы, отстоять свою точку зрения («баттл»). Задача жюри: со стороны оценить, насколько убедительны были аргументы каждой из команд.
В выводе: насколько оправданны бывают цели, для достижения которых родители прибегают к наказаниям детей.
Упражнение 2.
«Анонимный опрос».
Родителям предлагается ответить на вопросы, расположенные на большом листе. Напротив каждого вопроса – прямоугольники разных цветов. Участникам выдаются конверты, в которых находятся фигуры всех цветов. Лист с вопросами вывешивается за дверь (отдельное помещение). Инструктаж: «каждый из вас останется наедине с самим с собой и с не самыми простыми вопросами. Опрос анонимный, о ваших ответах никто не узнает. Напротив каждого вопроса – фигура определённого цвета. Если на вопрос вы отвечаете положительно, то найдите в конверте нужный цвет и положите в коробку, которая стоит рядом».
Вопросы, на которые предложено ответить:
«Часто наказание, которое я применяю к ребёнку, я могу назвать жестоким».
«Я никогда не повышал голос на своего ребёнка».
«Я никогда не применял физического наказания к своему ребёнку».
«Подзатыльник, шлепок – это не наказание, а профилактическая мера».
«Часто ребёнок не понимает слов, и необходимо прибегать к физическим наказаниям».
«Я не всегда могу извиниться за свои поступки перед ребёнком»
«Мне есть за что просить прощения у своего ребёнка»
«Я могу наказать, когда мне кажется, что ребёнок меня не слышит».
После того, как все участники ответят на вопросы, бланк и коробку с фишками заносят в аудиторию и раскладывают все полученные ответы напротив вопросов. Обсуждение результатов.
Вывод: даже в самой внешне благополучной семье могут случаться моменты воспитания, которые способны негативно повлиять на ребёнка. Но всегда можно найти пути решения проблемы, выходы из сложных ситуаций.
Упражнение 3. «Сердечки»
Коллективное творческое дело. Родителям предлагается на бумажных сердечках написать заповеди мудрого родителя «Как побороть свой гнев и найти альтернативу наказанию». Затем на общем ватмане предлагаются и записываются варианты.