Педагогического крика. Почему она должна быть исключена из профессиональной работы педагога?


Педагогического крика.
Почему она должна быть исключена из профессиональной работы педагога?
Какими качествами должен обладать хороший педагог? Классическая педагогика, анализируя качества личности хорошего педагога, указывает нам на такие бесспорные свойства личности, как любовь к детям, знание детской психологии , владение методикой преподавания. Но оказывается, что со стороны ребенка эти важные качества личности высвечиваются совсем по-иному.
В одном из исследований Ирины Демаковой опрашивались дети разных регионов России на предмет того, у какого учителя они хотели бы больше всего учиться. К её удивлению, одно из первых мест занял ответ, в котором ребята разных возрастов написали в своих ответах: «У такого, который бы не кричал».
Внимательное рассмотрение этой проблемы приводит к грустному выводу о том, что в наших школах сегодня действительно много крика- как со стороны учителей, так и со стороны самих детей. И последним это очень не нравится.
В самом деле, учитель кричит и ребенок глупеет, цепенеет, начинает его бояться и хуже учиться.
Но тогда почему учитель кричит? Большинство читателей смогут сразу ответить: скорее всего, это происходит от осознания учителем своей неспособности повлиять на ребенка и добиться того, что ему нужно.
Крик – очень сильное психологическое воздействие взрослого на ребенка и вполне сравним с физическим наказанием. Устрашающий крик вызывает у ребенка сильное торможение в коре головного мозга, после чего мозг становится неспособным к формированию точных дифференцировок. А это является одной из важнейших сторон учения с точки зрения психологии.
Причин педагогического крика может быть несколько. Часть из них педагогическая и психологическая, часть физиологическая, часть – социально-психологическая.
Что такое эта любовь к детям, спроси у любого учителя нашей школы, обладает ли он таким качеством, он ответит: несомненно. Так скажут даже самые одиозные члены нашего коллектива. В чем же проявляется эта их любовь, если на урок вместо ребенка, предмета и педагогики они несут себя любимых?! Таких учителей, якобы «любящих детей и свою работу», легко узнать по обилию конфликтов с детьми, родителями и коллегами. Чем больше таких конфликтов, тем больше этот учитель врет о своей любви к детям. Как правило, они могут часами говорить о школе, но не самой технологии обучения и воспитания, не о будущем своих учеников, не о новых своих открытиях в познании профессионализма. Нет, чаще всего их легко можно узнать по разговорам типа: кто, когда, с кем, зачем, т.е. типичным разговорам у колодца. С поправкой, естественно, на образование.
Много раз отмечал и такой феномен. Чем меньше учитель любит детей, чем больше конфликтует, о чем написано выше, тем он более ограничен в своих интеллектуальных поисках. Тем меньше его интересует суть процесса обучения, воспитания, сама суть взаимоотношений. Таким коллегам более свойственна информация типа сплетни. Недавно одна из коллег, усердно работающая над собой, отметила: работаю в школе и ничего не знаю из происходящего в ней, а коллега, ушедшая на пенсию, знает столько много и подробно о «событиях» происходящих в ней! Чем больше учитель предан своей профессии, тем больше он интересуется новой информацией, в т.ч. и по психологии.
Хитрая штука эта методика преподавания. В школе достаточно умных людей, но среди них есть совсем не интересные преподаватели, порой ленивые. Они закрываются от жизни предлогами типа: «кто-то должен быть плохим», «это происки администрации, она меня не любит» и прочее. На самом деле лень или самоограниченность мешает им расти и подниматься выше. Люди знающие методику, как правило, любимы учениками, уважаемы родителями и ценимы администрацией.
Одна из главных причин здесь – недостаток педагогического мастерства и культуры педагога , показатель отсутствия должного профессионального мастерства , неумение влиять на ребенка так, как бы учителю этого хотелось .
Пример: учитель хочет повлиять на поведение ребенка, что-то ему говорит, но ребенок не выполняет педагогических требований. Согласно обыденной логике, в этом случае надо приложить больше усилий, усилить воздействие, чтобы оно возымело действие. Следовательно, голос надо усилить и повысить. Он и усиливается, и повышается до тех пор, пока ребенок не выполняет требование… Или не убегает от своего наставника, с тем чтобы как можно реже попадаться ему на глаза.
Конечно, было бы гораздо лучше, если бы учитель пересмотрел свою методику педагогического воздействия и нашел тот обучающий или воспитательный прием, который сделал бы его требование или объясняемый материал более понятным. Но напрягать мысль и собственную личность оказывается труднее, чем просто прикрикнуть на нерадивого учащегося .Многие взрослые любят показать свое превосходство над другими и стремятся делать это всеми возможными средствами . Здесь идут в ход не только демонстрация своей одежды , походка и осанка, но и громкий голос. Начальственный тон высказываний, внушающий и угрожающий – кто не видел и не слышал его у разного рода начальников, учителей и директоров?
В скрытом виде силой своего голоса люди демонстрируют окружающим уровень своей самооценки и социального статуса. Уверенные в себе индивиды и начальники, как правило, говорят более громкими голосами и используют при этом другие интонации, которыми пользуются их подчиненные. И этим самым начальники показывают, кто здесь в данной ситуации самый главный.
Спросите у детей в классе, кто в школе самый главный, - многие дети, а скорее всего подавляющее большинство из них, особенно в младших и средних классах, ответят «директор» или «учитель». И только старшеклассники, может быть, смогут сказать, что главный в школе все-таки ученик. И будут совершенно правы. Но многие учителя думают совсем наоборот. И потому считают вправе показывать свое главенство и превосходство силой своего голоса.
В авторитарной педагогике недавнего прошлого крики и угрозы были вполне привычным делом . В сегодняшней личностно ориентированной парадигме преподавания педагогический крик становится анахронизмом, но пройдет, наверное, ещё долгое время, прежде чем он будет окончательно изжит в наших школах.
Известно, что перегретом котле пар с силой стремиться вырваться наружу, чтобы давление в нем уменьшилось. Для многих учителей возможность покричать на своих подопечных – проверенный и надежный способ нормального психического состояния. Ещё Фрейд выявил, что агрессия может перемещаться в безобидные объекты, которые не могут особенно повредить её носителю. Когда у художника не получается его картина, он может в ярости разорвать её, когда писателю не нравится его книга, он может в ярости её сжечь. Когда ученик не может выполнить требование учителя, тот в ярости может накричать на него или даже ударить. Поскольку наказание в нашей школе запрещено законом, то немудрено, что в сложной ситуации многие учителя просто кричат на своих воспитанников, проявляя вербальную агрессию, которая есть эквивалент физического наказания.
Но надо быть честным до конца и справедливости ради признать, что учитель во многих случаях может кричать на своего ученика и из-за своей социальной незащищенности, и от психологической усталости, и наконец, просто из-за семейных неурядиц. По некоторым данным невротизация среди учителей достигает 70%. В крике также присутствует некоторый момент страха перед возможностью оказаться несостоятельным среди коллег в достижении позитивных результатов своей педагогической деятельности.
Крик – естественный и широко распространенный способ снятия нервного напряжения, от этого никуда не денешься. Дикие вопли и крики на школьных переменах – это естественная реакция детей на чрезмерное нервно-психическое напряжение на трудных уроках. Но их энергию можно и нужно канализировать, направлять в позитивное русло, или, как говорят психоаналитики, сублимировать.
Энергия крика может трансформироваться в энергию певческого звука. В школе облагораживающим ее окружающую среду средством может и должно стать пение детей вместе со своими учителями в хоре. Пение даст всем участникам хора необходимую нервно-психическую разрядку и разовьет у них умение пользоваться своим голосом.
В школах, где учащиеся поют вместе с учителями, возникает особая атмосфера положительных вибраций, животворящая аура, которая благотворно действует на психику как учащихся, так и учителей.
Медитативное упражнение для управления своим психоэмоциональным состоянием
Мой спокойный красивый голос
Я нахожусь в спокойном и расслабленном состоянии.
Мне дышится легко, приятно и спокойно.
Все мышцы моего тела приятно расслаблены.
Я совершенно спокоен.
Голосовые связки в моем горле приятно расслаблены.
Сейчас я мысленно представляю ситуацию, в которой мне случается срываться на крик.
Отчетливо представляю эту ситуацию, но остаюсь при этом совершенно спокойным.
Я наблюдаю и слышу мой красивый голос со стороны.
Я слышу и ощущаю его таким благородным и спокойным.
Я вхожу в образ спокойного и уверенного в себе человека, которому не надо кричать.
Я ясно вижу и чувствую, как мне надо спокойно и благоразумно вести себя.
Спокойно, не надрываясь и не портя себе нервы, объясняю присутствующим, что и как надо делать в данной ситуации.
Все мышцы моего тела остаются расслабленными.
Мое дыхание ровное и спокойное.
Никакие неприятные мысли не достигают моего сознания и не выводят меня из себя.
За то, что я смогу победить себя и не сорваться на крик в трудной ситуации, я потом сделаю себе приятный сюрприз – куплю книгу, о которой давно мечтал(а).
А если я все-таки сорвусь, то мне придется наказать себя нюханием нашатырного спирта или лишить себя приятного удовольствия, например, поболтать с приятельницей по телефону.
Я снова слышу свой спокойный и ровный голос, который звучит плавно и выразительно.
Даю себе обещание, что в реальной жизни я всегда буду стремиться контролировать мышцы моего тела и стараться без нужды их не напрягать, особенно в трудных ситуациях.