Презентация Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости 11 кл книга Сухорукова


Почему похожи? Почему схожи, в чем причина? Верно изменчивость Вспомним:1. изменчивость2. фенотип3. генотип4. кариотип5. модификационная изменчивость6. комбинативная изменчивость7. мутационная изменчивость8. мутагенез9. генА. участок молекулы ДНК отвечающий за структуру определенной молекулы белкаБ. совокупность признаков хромосомного набора, характерные для каждого вида.В. совокупность всех признаков организма.Г. разнообразие признаков среди представителей данного вида, а также свойство потомков приобретать отличия от родительских форм.Д. изменчивость, которая возникает вследствие рекомбинации генов во время слияния гамет.Е. изменчивость, вызванная возникновением мутации.Ё. внесение изменений в нуклеотидную последовательность ДНК.Ж. изменчивость, которая возникает вследствие рекомбинации генов во время слияния гамет.З. совокупность генов данного организма. Заполни схему Проверяем1 г2 в3 з 4 б5 д6 ж7 е8 ё9 а Оцениваем себяправильно ответов - оценка4-5 – «3»6-7 – «4»8-9 - «5» Тема урокаЗакон гомологических рядов в наследственной изменчивости Цели:1. Почему в природе встречаются параллельные (похожие) формы?2. Гомологические ряды в наследственной изменчивости.3. Значение закона гомологических рядов4. Наследие Н. И. Вавилова. Задачи урокаПознакомить учащихся с формами наследственной изменчивости, их причинами и влиянием на организм. Развить у школьников умение классифицировать формы изменчивости, сравнивать их друг с другом; приводить примеры, иллюстрирующие проявление каждой из них;Сформулировать закон гомологических рядов и объяснить его значение;Убедить учеников в том, что мутационный процесс очень важен для эволюции органического мира и селекционной работы человека. Основываясь на понятии «изменчивость» в природе встречаются организмы схожие, т. е параллельные формы.Вот примеры Ген находится в нескольких состояниях, т.е. мутировать несколько разМножественный аллелизм – разнообразие аллелей одного гена.Параллельная изменчивость – явление возникновения сходных признаков у разных видов и родов одного семейства. Закон был сформулирован Н. И. Вавиловым в 1920 году. Изучая изменчивость признаков у видов и родов злаков и других семейств, Н. И. Вавилов обнаружил, что все виды и роды генетически близкие между собой характеризуются тождественными рядами наследственной изменчивости, но при этом он допускал, что при внешнем сходстве признаки могут иметь разную генетическую природу. Изучение наследственной изменчивости у культурных растений и их предков позволило Н. И. Вавилову сформулировать закон гомологических рядов наследственной изменчивости: «Виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости с такой правильностью, что, зная ряд форм в пределах одного вида, можно предвидеть нахождение параллельных форм у других видов и родов. Чем ближе генетически расположены в общей системе роды и виды, тем полнее сходство в рядах их изменчивости. Целые семейства растений в общем характеризуются определенным циклом изменчивости, проходящей через все роды и виды, составляющие семейство». Суть этого закона заключается в том, что у близких по происхождению видов и родов организмов возникают сходные наследственные изменения. Так, у разных видов млекопитающих встречаются формы бесшерстные, длинношерстные, короткопалые и т.д.Согласно закону гомологических рядов, зная ряд форм для одного вида, можно предвидеть нахождение форм у других видов и родов. Вавилов пришел к выводу, что целые семейства растений характеризуются определенным циклом изменчивости, проходящей черед все роды, составляющие семейства. Хотя закон касался изменчивости у растений, Н. И. Вавилов указывал на его применимость и к животным. Теоретической основой гомологии рядов фенотипической изменчивости у близких таксономических групп является представление о единстве их происхождения путем дивергенции под действием естественного отбора. Поскольку общие предки имели определенный специфический набор генов, то и их потомки должны обладать в основном таким же набором за небольшим исключением.


Учитывая, что каждый ген может мутировать в разных направлениях (множественный аллелизм) и что мутационный процесс носит ненаправленный характер, можно предположить, что спектр изменений одинаковых генов у особей близких видов будет сходным. Следовательно, в основе закона гомологических рядов лежит параллелизм генотипической изменчивости у особей со сходным набором генов.


Являясь теоретической основой сравнительной генетики, закон объясняет полиморфность видов. Закон гомологических рядов, отражая общую закономерность мутационного процесса и формообразования организмов, является биологической основой методов целенаправленного получения нужных наследственных изменений. Вклад в генетикуУчение об иммунитете растенийВавилов является основателем учения об иммунитете растений, положившего начало изучению его генетической природы. Он считал, что устойчивость против паразитов выработалась в процессе эволюции растений в центрах их происхождения на фоне длительного (в течение тысячелетий) естественного заражения возбудителями болезней.Учение о центрах происхождения культурных растенийВыделил 7 центров: Южноазиатский тропический, Восточноазиатский, Юго-Западноазиатский, Средиземноморский центр, Эфиопский, Центральноамериканский, Андийский центр.Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Каково значение работ Н. И. Вавилова?Среди дрозофил никогда не встречались мухи с зелеными или синими глазами, какова вероятность обнаружения таких мутаций в будущем? ЗакреплениеСоставляем таблицу Центры происхождения культурных растений {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Центры многообразия и происхожденияСтраныКультурыЮжноазиатский тропический центрТропическая Индия, Индокитай, Южный Китай, о-ва Юго-Восточной АзииРис, сахарный тростник, плодовые и овощные культурыВосточноазиатский центрЦентральный и Восточный Китай, Япония, о-в Тайвань, КореяСоя, просо, плодовые и овощные культуры, 20% мирового многообразия культурных растенийЮго-Западноазиатский центрМалая Азия, Средняя Азия, Иран, Афганистан, Северо-Западная ИндияПшеница, рожь, зерновые, бобовые, виноград, плодовые, 14% мировой флорыСредиземноморский центрСтраны Средиземного моря11% культурных растений, маслины, кормовые растения (клевер, одноцветковая чечевица), многие овощные (капуста)Абиссинский центрТерритория ЭфиопииСорго, бананы, аута, пшеница, ячменьЦентральноамериканский центрЮжная МексикаКукуруза, длинноволокнистый хлопчатник, какао, тыква, фасоль (около 900 видов культурных растений)Андийский центрАндийский горный хребетКлубненосные растения (картофель), лекарственные (кокаиновый куст, хинное дерево) Что нового узнали на уроке?В какой области применим полученные знания? § 29, 32, допматериал прочитать; термины выучить (на «3»)На «4-5» – подготовить сообщение 1.Хромосомные болезни человека2. Генеалогические исследования в историиДля творческих – «Моя родословная» в виде дерева и символики Спасибо за внимание!