Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.

ПРОБЛЕМА ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Воршевская М.Л.
Директор

В основу инклюзивного образования, которое с каждым годом расширяется в разных странах (США, Англия, Германия, Франция и т.д.), положена идеология обеспечения равного отношения ко всем детям и создание особых условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Российская система образования имеет глубокие научные и практические традиции, и в ней принята иная терминология – «интегрированное обучение».
Концепция модернизации образования Российской Федерации, которая изначально предполагает создание личностно-ориентированной модели педагогического пространства для детей, особое внимание уделяет условиям успешной социальной и образовательной интеграции детей с особыми образовательными потребностями.
Современная система психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии уже имеет значительное число коррекционных технологий формирования у этих детей эффективных способов интеграции в социум (О.П. Гаврилушкина, А.А. Головчиц, М.А. Егорова, 2001; И.Ю. Левченко, 2000; Е.А. Стребелева, 1996; У.В. Ульенкова, 1994 и др). За последнее десятилетие особенно интенсивно стало развиваться направление социализации детей со сложной структурой дефекта (сочетание психических и физических недостатков).
Особенно актуальными на данном этапе становятся идеи Л.С. Выготского о социальном подходе к пониманию дефектности, в частности, мысль о том, что понимание процесса развития аномального ребенка невозможно без анализа социальных условий, в которых совершается его взаимодействие и сотрудничество с окружающей средой.
Далее мы будем говорить о решении проблемы интегрированного обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе, с детским церебральным параличом.
В настоящее время учреждение посещает 95 детей от 1,5 лет до 8 лет.
Основными целями образовательного процесса являются:
реабилитация воспитанников с особыми образовательными потребностями путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием;
социальная адаптация детей к жизни в обществе;
комплексная коррекция, направленная на формирование и развитие двигательной сферы обучающихся, воспитанников, их познавательной деятельности и речи.
Направления работы учреждения:
выявление семей и ранняя помощь детям с проблемами в развитии;
комплектование интегрированных групп дошкольного возраста с детьми с проблемами в развитии и нормально развивающимися сверстниками;
мобильная организация обучения детей со сложными дефектами в развитии;
обеспечение прохождения выпускниками учреждения намеченного реабилитационного маршрута.
Комплектование учреждения осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии Сормовского района. В учреждении работает психолого-медико-педагогический консилиум, на котором обсуждаются результаты обследования каждого ребенка и разрабатывается скоординированный план работы специалистов и педагогов с ребенком и семьей.
План работы включает в себя:
обучение по государственным образовательным программам;
коррекционные занятия с педагогами;
оздоровительно-восстановительные мероприятия, которые проводит медицинский персонал, работающий в штате учреждения;
определение реабилитационного маршрута обучающихся, воспитанников и выпускников.
Формы обучения детей в учреждении самые разные. Это и занятия с воспитателем, подгруппове занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, направленные на коррекцию недостатков психофизического развития именно этого ребенка.
Применение разных форм обучения помогает детям в будущем лучше адаптироваться в других образовательных учреждениях.
Многие школы района принимают для обучения выпускников нашего учреждения. Родители могут выбрать школу для последующего обучения по месту жительства.
Формирование и обоснование дальнейшего реабилитационного маршрута ребёнка с особыми образовательными потребностями должно учитывать несколько факторов:
возможность продолжения коррекционно-образовательной работы с учётом индивидуальных особенностей детей (например: наличие специалистов – учителей-логопедов, учителей-дефектологов, психологического сопровождения);
создание комфортных условий обучения для детей с нарушениями в развитии
(специальные приспособления для детей с двигательными нарушениями, особый
психологический климат на этапе адаптации и др);
наличие комплекса восстановительно-оздоровительных услуг для продолжения медицинской реабилитации детей с неврологическими нарушениями;
знание педагогами особенностей обучения детей с нарушениями в развитии.
Реабилитационный маршрут не заканчивается обучением в школе, он продолжается и в семье. Образование родителей носит постоянный и системный характер. Консультативная методическая помощь осуществляется разными формами – семинары, консультации, открытые показы, выпуск родительского журнала «Мы вместе», реализация совместных проектов с общественной организацией «Инватур» («Школа самоадвоката»).
Особое место в этой работы отводится знакомству с возможными вариантами обучения наших воспитанников. Мы показываем родителям, где может быть продолжено образование детей, проводим совместные с администрациями и учителями родительские собрания, организовываем экскурсии в интересующие родителей школы.
Специалисты учреждения ежегодно проводят мониторинг результатов обучения и адаптации выпускников. На основе результатов мониторинга составляется план методических мероприятий для педагогов школ района, вносятся коррективы в план работы специалистов учреждения для предупреждения выделенных недостатков.
Среди выпускников учреждения:
студенты НГГУ, политехнического университета;
выпускники Нижегородского профессионального училища-интерната для инвалидов; освоившие профессию часовщика и работающие по специальности,
молодые люди, работающие в нашем учреждении.
По наблюдению педагогов, работающих с выпускниками учреждения, отмечается трудолюбие, умение общаться, социальная активность детей.
За 22 года нашей работы 17 детей научились самостоятельно передвигаться. Это говорит о том, что у детей со сложными дефектами появилась возможность получать дальнейшее образование в коллективе сверстников.
Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья, конечно же, требует значительного внимания со стороны всех структур системы образования. Решение этой проблемы откроет возможность дальнейшего качественного образования ещё большего количества детей с проблемами в развитии.








Заголовок 115