Рабочая программа по ИЗО в 5 классе


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Петровский Добринского муниципального района Липецкой области
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МОприказ МБОУ СОШ п. Петровский
_____________от __________ № ____
/Хавлина Т.В./директор школы:
___________________
/Исаева Е.А./
Рабочая программа
по изобразительному искусству
5 класс
по учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской
«Изобразительное искусство»
программа разработана
Поповой Ритой Николаевной
учителем изобразительного искусства
(на основе авторской программы
под редакцией Б.М.Неменского)
2014-2015 уч.годПояснительная записка
Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для V класса полностью составлена на основе авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 класс. М.: Просвещение. 2010», соответствующей федеральному компоненту государственного образовательного стандарта приказа управления образования и науки от 26 апреля 2006 года № 656 "Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Липецкой области", реализующих программы общего образования. Рабочая программа по изобразительному искусству для V класса построена на основе преемственности, вариативности, и комплексного художественного подхода.
Цели и задачи:
развивать интерес к внутреннему миру человека и умение сопереживать ему через художественно-творческую деятельность учащихся в процессе освоения образного языка декоративно – прикладного искусства, конструируя и выполняя эскизы посуды, архитектуры, одежды и игрушек.
формировать художественную культуру и потребность постоянного общения с декоративно – прикладным искусством, местными художественными традициями и промыслами.
воспитывать интерес к народному, классическому, современному декоративно - прикладному искусству и компетентность зрителя, осознающего смысловую связь между декором вещи и идеями общества у разных народов в разные времена.
Учебно-методический комплект. Преподавание предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе осуществляется на основе учебника: Горняева Н.А. Островская О.С.. Изобразительное искусство. 5 кл. – М.: Просвещение, 2012г.
Количество часов. В школьном учебном плане на изучение «Изобразительное искусство» отводится в 5 классе 1 час из базисного учебного плана. Таким образом, в 5 классе за год должно быть проведено 34 часа.

Формы организации учебного процесса: Основной формой проведения занятий является урок. Типы уроков: урок-восхождение, урок - образ, урок-путешествие, урок – вернисаж, урок-экскурсия.
Преобладающие формы текущего и промежуточного контроля знаний, умений и навыков: устная и тестовая.
Содержание тем учебного курса
1 четверть. Раздел: "Древние корни народного искусства". (8 часов)
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома.
2 четверть. Раздел: "Связь времен в народном искусстве". (8 часов)
Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка.
3 четверть. Раздел: "Декор, человек, общество, время". (10 часов)
Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи.
4 четверть. Раздел: "Декоративное искусство в современном мире". (8 часов)
Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Учебно-тематический план
Четверть Тема Количество часов
I Древние корни народного искусства. 8
II Связь времён в народном искусстве. 8
III Декор – человек, общество, время. 10
IV Декоративное искусство в современном мире. 8
Итого за год 34
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
Знать:
Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ.
Иметь представление о роли декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа.
Иметь представление о разнице между произведениями традиционного народного искусства и профессионального.
Знать несколько художественных промыслов России.
Понимать:
Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства; выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный). Типы орнаментальных композиций: линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая.
Понимать взаимосвязь пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения.
Понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина.
Уметь:
Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора.
Уметь создавать условное, символическое изображение, работать с выбранным материалом в художественно-творческой работе.
Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета.
Календарно-тематическое планирование
Тема курса «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека»
№ п/пНазвание раздела, темы уроков Основные понятия Задания для учащихся Кол-во часов
Дата
По плану фактически
5
5
1 четверть. Тема « Древние корни народного искусства» 8 1. Древние образы в народном искусстве. Древо жизни, символы Стр.
12-19 1
2. Убранство русской избы. Народное искусство, декор, изба Стр.
20-29 1
3. Внутренний мир русской избы. Интерьер Стр.
30-35 1
4. Конструкция и декор предметов народного быта. Народный быт, тема росписи, символика вышивки, орнамент Стр.
36-43 1
5. Русская народная вышивка. Народный быт, тема росписи, символика вышивки, орнамент Стр.
44-49 1
6. Народный праздничный костюм. Народный костюм, рубаха, сарафан, славянские головные уборы Стр.
50-59 1
7. Народные праздничные обряды. Хоровод, Масленица Стр.
60-63 1
8. Современное повседневное декоративное искусство.
Что такое дизайн. Архитектура, дизайн, мода Подбор материалао глиняной народной игрушке 1
2 четверть. Тема « Связь времён в народном искусстве»
8 9-10 Древние образы в современных народных игрушках. Дымково, Филимоново, Каргополь, Полкан, глиняные игрушки Стр.
66-75 2 11 Искусство Гжели. Промыслы, ремёсла, Гжель, керамика Стр.
76-81 1
12. Городецкая роспись. Городец Стр.
82-85 1
13. Хохлома. Хохлома Стр.
86-91 1
14. Жостово. Роспись по металлу. Жостово Стр.
92-95 1
15-16. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Береста, , щепа, мезенская роспись Стр.
96-103 2 3 четверть. Тема «Декор – человек, общество, время»
10 17 Зачем людям украшения. костюм, символика цвета Стр.
106-107 1
18-19. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Священные символы, искусство древних ювелиров, костюм, символика цвета Стр.
108-117 2 20-21 Одежда говорит о человеке. Костюм, стиль Стр.
118-133
2 22-23 О чём рассказывают нам гербы и эмблемы Символ, эмблема, герб Стр.
134-139 2 24-25 Костюм эпохи Древней Греции. Греческая керамика. Чёрнофигурные и краснофигурные вазы Повтор пройденного материала
2 26. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщающий урок-викторина) 1
4 четверть. Тема «Декоративное искусство в современном мире» 8 27. Современное выставочное искусство. Керамика, художественное стекло, металл, гобелен, батик. Стр.
142-167, принести картон, шпагат, клей ПВА, солёное тесто. 1
28. Ты сам мастер. Эскиз, замысел, работа с картоном. Стр.
168-173,
принести ткань, картон. клей ПВА 1
29. Лоскутная аппликация, или коллаж. Лоскутная аппликация, рисунок-эскиз. Стр.
174 1
30. Витраж в оформлении интерьера школы. Витраж, контурный рисунок, эскиз. Стр. 175-179,
принести бумагу, клей, ножницы. 1
31. Нарядные декоративные вазы. Основа, украшения для вазы. Стр.
180-181,
принести шпагат, волокно, клей. 1
32. Декоративные игрушки из мочала. Мочало. Декоративное панно. Стр.
182-187,
принести картон, клей, ткань, нити, поролон. 1
33. Декоративные куклы.
Кукла-образ. Стр.
188-189,
подготовить сообщения о народных промыслах Липецкого края. 1
34. Народные промыслы Липецкого края. Художественные промыслы, ремёсла. 1
Список литературы (основной и дополнительной)
Основная литература
Н.А.Горяева О.В.Островская «Изобразительное искусство» «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс , под редакцией Б.М.Неменского, Москва «Просвещение» 2012 год.

Дополнительная литература
Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобр. искусству для 5-8 классов. - Обнинск. Титул, 2006.
Поурочные планы «Изобразительное искусство» 5 класс по программе
Б.М. Неменского, автор составитель О.В.Свиридова, Волгоград «Учитель»
2005 год.
Белгородская энциклопедия. - Белгород, 2005.; Белгородоведение: учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.А. Шаповалова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2002.;
Белгородский народный костюм И.П. Зотова. - Белгород: Истоки, 2005.;
Изобразительное искусство. 5-8 классы: Проверочные и контрольные тесты Авт.-сост. О.В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 94 с. - Библиогр.: с. 92.
Изобразительное искусство. 5 класс: Поурочные планы по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286 с. - Библиогр.: с. 285.
Изобразительное искусство. 1-8 классы: Развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.Я. Воробьева, Е.А. Плещук, Т.В. Андриенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 72 с.
Народная художественная культура Белгородчины: учебное пособие. М.С. Жиров. - Белгород, 2000.; Митрягина Т.А. Традиционный народный костюм Белгородчины / Т.А. Митрягина - Белгород: ИПЦ Политерра, 2005.; Зотова И.П.
Наследие Белогорья. (Редкол. В.В. Романенко, Т.В. Васильева и др.). Упр. культ. Бел. обл. – Белгород, 2006. - 172 с.;
Очерки краеведения Белгородчины: учебное пособие. - Белгород, 2000.; Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской: учебное пособие. В 2-х ч. / С.И. Ботова, Т.А. Приставкина Т.А., А.В. Рябчиков. - Белгород, 2000.; Жиров М.С.
Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей: Методическое пособие / Е.А. Ермолинская, Е.И. Коротеева, Е.С. Медкова и др.; под ред. Е.П. Кабковой. - М.: Просвещение, 2009. - 174 с.
Календарно-тематическое
планирование
Класс 5
Учитель Попова Рита Николаевна
Количество часов
Всего 34 час; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков _______, зачётов _______, тестов ________.
Планирование составлено на основе
Программы « Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы» под руководством и редакцией Б.М. Неменского, Москва «Просвещение» 2010 г.
Учебник
Н.А.Горяева О.В.Островская «Изобразительное искусство» «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс , под редакцией Б.М.Неменского, Москва «Просвещение» 2012 год

Дополнительная литература
Поурочные планы «Изобразительное искусство» 5 класс по программе
Б.М. Неменского, автор составитель О.В.Свиридова, Волгоград «Учитель»
2005 год
Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобразительному искусству для 5-8 классов. - Обнинск. Титул, 2006.