Методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине менеджмент


ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»






Методические указания
к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
по дисциплине
ОП.16 МЕНЕДЖМЕНТ
для специальности
150 412 «Обработка металлов давлением»






Преподаватель Горюнова Нонна Петровна









2016



Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК
Протокол № ___ от___________20__г.
Председатель ПЦК __________________________


Составлены в соответствии рабочей программой дисциплины
ОП.16 «Менеджмент» для специальности:
150 412 «Обработка металлов давлением»






Составитель: Горюнова Н.П. преподаватель истории и социально-экономических дисциплин







Пояснительная записка

Цель методических указаний: оказание помощи обучающимся в выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Менеджмент
Настоящие методические указания содержат работы, которые позволят обучающимся самостоятельно овладеть профессиональными знаниями и умениями, опытом творческой деятельности при решении проблем учебного и профессионального уровня
и направлены на формирование следующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации,
необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии
в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий
в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).



В результате выполнения самостоятельных работ по дисциплине Менеджмент
обучающийся должен
уметь:
- организовывать работу и обеспечивать условия для профессионально-личностного совершенствования исполнителей.

знать:
- современные технологии управления персоналом;
- функции, виды и психологию менеджмента;
- основы организации работы коллектива исполнителей;
- принципы делового общения в коллективе;
- информационные технологии в сфере управления производством.



Описание каждой самостоятельной работы содержит: тему, цели работы, задания, основной теоретический материал, алгоритм выполнения типовых задач, порядок выполнения работы, формы контроля, требования к выполнению и оформлению заданий. Для получения дополнительной, более подробной информации по изучаемым вопросам, приведено учебно-методическое и информационное обеспечение.





Вид учебной работы
Объем часов

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
24

подготовка рефератов
2

составление таблиц
4

составление схем
8

разработка рекомендаций по мотивационной политике организации
2

подготовка сообщений
4

составление презентаций
4






















Перечень видов самостоятельной работы

№ темы
Вид самостоятельной работы
№ работы
Кол-во часов
Форма контроля


Раздел 1.
Основные понятия менеджмента


Тема 1.1.
Сущность и характерные черты современного менеджмента
Самостоятельная работа обучающихся № 1
Заполнение сравнительной таблицы: Особенности японского и американского менеджмента.
1
2
Просмотр таблицы, оценка таблицы.

Тема 1.2.
Внешняя и внутренняя среда организации
Самостоятельная работа обучающихся № 2
Разработка схемы взаимодействия организации «Уральская кузница» с внешней средой.


2
2
Просмотр схемы, оценка схемы.

Тема 1.2.
Внешняя и внутренняя среда организации

Самостоятельная работа обучающихся № 3
Разработка схемы: Внутренняя среда организации «Уральская кузница»

3
2
Просмотр схемы, оценка схемы.

Тема 1.3.
Характеристика составляющих цикла менеджмента
Самостоятельная работа обучающихся № 4
Подготовка сообщения: Цикл менеджмента.

4
2
Прослушивание сообщения, оценка сообщения.


Тема 1.3.
Характеристика составляющих цикла менеджмента
Самостоятельная работа обучающихся № 5
Подготовка презентации: Итоговая документация по контролю.
5
2
Просмотр презентации, оценка презентации.

Раздел 2.
Управление
Производством
Тема 1.3.
Характеристика составляющих цикла менеджмента
Самостоятельная работа обучающихся № 6
Составление схемы структуры участка прессового цеха с учетом принципов разделения труда и распределения полномочий.


6
2
Просмотр схемы, оценка схемы.

Тема 1.3.
Характеристика составляющих цикла менеджмента
Самостоятельная работа обучающихся № 7
Разработка рекомендаций по мотивационной политике организации «Уральская кузница» на основе изучения профессиональных потребностей, обучающихся ЧПТ.
7
2
Просмотр рекомендаций, оценка рекомендаций.

Тема 2.2.
Система методов управления

Самостоятельная работа обучающихся № 8
Заполнение таблицы: Методы принятия управленческих решений на основе творческого мышления.

8
2
Просмотр таблицы, оценка таблицы.

Тема 1.3.
Характеристика составляющих цикла менеджмента
Самостоятельная работа обучающихся № 9
Подготовка сообщения: Методы управления.
9
2
Прослушивание сообщения, оценка сообщения.

Тема 2.2.
Система методов управления

Самостоятельная работа обучающихся № 10
Подготовка реферата: Методика принятия управленческих решений.
10
2
Просмотр реферата, оценка реферата.

Раздел 3.
Этика и психология управления
Тема 3.1.
Стили управления, коммуникации, принципы делового общения
Самостоятельная работа обучающихся № 11
Составление схемы: Классификация стилей управления.

11
2
Просмотр схемы, оценка схемы.


Тема 3.1.
Стили управления, коммуникации, принципы делового общения
Самостоятельная работа обучающихся № 12
Подготовка презентации: Правила ведения деловой беседы, переговоров совещаний, условия эффективного общения.
12
2
Просмотр презентации, оценка презентации.

итого


24















Сроки выполнения самостоятельных работ

№ работы
Срок выполнения

Самостоятельная работа № 1
1 семестр, 1 неделя

Самостоятельная работа № 2
1 семестр, 3 неделя

Самостоятельная работа № 3
1 семестр, 7 неделя

Самостоятельная работа № 4
1 семестр, 8 неделя

Самостоятельная работа № 5
1 семестр, 12 неделя

Самостоятельная работа № 6
1 семестр, 14 неделя

Самостоятельная работа № 7
1 семестр, 16 неделя

Самостоятельная работа № 8
2 семестр, 18 неделя

Самостоятельная работа № 9
2 семестр, 20 неделя

Самостоятельная работа № 10
2 семестр, 22 неделя

Самостоятельная работа № 11
2 семестр, 24 неделя

Самостоятельная работа № 12
2 семестр, 26 неделя


















Самостоятельная работа № 1
Раздел 1. Основные понятия менеджмента
Тема 1.1. Сущность и характерные черты современного менеджмента

Цель работы: обобщение и систематизация знаний о сущности современного менеджмента
уметь:
- организовывать работу и обеспечивать условия для профессионально-личностного совершенствования исполнителей.

знать:
- современные технологии управления персоналом;
- функции, виды и психологию менеджмента;

Задание: Заполнение сравнительной таблицы:

Особенности японского и американского менеджмента
Критерии
США
Япония













Самостоятельная работа № 2

Тема 1.2. Внешняя и внутренняя среда организации
Цель работы: обобщение и систематизация знаний о внешней среде организации.
уметь:
- организовывать работу и обеспечивать условия для профессионально-личностного совершенствования исполнителей.

знать:
- современные технологии управления персоналом;
- функции, виды и психологию менеджмента;
- основы организации работы коллектива исполнителей;


Задание:
Разработка схемы взаимодействия организации «Уральская кузница» с внешней средой.

Самостоятельная работа № 3

Тема 1.2.
Внешняя и внутренняя среда организации
Цель работы: обобщение и систематизация знаний о внутренней среде организации.

уметь:
- организовывать работу и обеспечивать условия для профессионально-личностного совершенствования исполнителей.

знать:
- современные технологии управления персоналом;
- функции, виды и психологию менеджмента;
- основы организации работы коллектива исполнителей;



Задание:
Разработка схемы: Внутренняя среда организации «Уральская кузница»

Самостоятельная работа № 4
Тема 1.3.
Характеристика составляющих цикла менеджмента
Цель работы: обобщение и систематизация знаний о составляющих цикла менеджмента
уметь:
- организовывать работу и обеспечивать условия для профессионально-личностного совершенствования исполнителей.

знать:
- современные технологии управления персоналом;
- основы организации работы коллектива исполнителей;

Задание:
Подготовка сообщения: Цикл менеджмента.


Самостоятельная работа № 5
Тема 1.3.
Характеристика составляющих цикла менеджмента
Цель работы: обобщение и систематизация знаний о составлении итоговой документации по контролю.
уметь:
- организовывать работу и обеспечивать условия для профессионально-личностного совершенствования исполнителей.

знать:
- современные технологии управления персоналом;
- функции, виды и психологию менеджмента;
- основы организации работы коллектива исполнителей;
- принципы делового общения в коллективе;


Задание:
Подготовка презентации: Итоговая документация по контролю.

Самостоятельная работа № 6
Раздел 2. Управление производством
Тема 1.3. Характеристика составляющих цикла менеджмента

Цель работы: обобщение и систематизация знаний о принципах разделения труда и распределении полномочий.

уметь:
- организовывать работу и обеспечивать условия для профессионально-личностного совершенствования исполнителей.

знать:
- современные технологии управления персоналом;
- функции, виды и психологию менеджмента;
- основы организации работы коллектива исполнителей;
- принципы делового общения в коллективе;
- информационные технологии в сфере управления производством.

Задание:
Составление схемы структуры участка прессового цеха с учетом принципов разделения труда и распределения полномочий.

Самостоятельная работа № 7
Тема 1.3. Характеристика составляющих цикла менеджмента
Цель работы: обобщение и систематизация знаний о мотивационной политике организации.

уметь:
- организовывать работу и обеспечивать условия для профессионально-личностного совершенствования исполнителей.

знать:
- современные технологии управления персоналом;
- функции, виды и психологию менеджмента;
- основы организации работы коллектива исполнителей;
- принципы делового общения в коллективе;
- информационные технологии в сфере управления производством.

Задание:
Разработка рекомендаций по мотивационной политике организации «Уральская кузница» на основе изучения профессиональных потребностей, обучающихся ЧПТ.



Самостоятельная работа № 8
Тема 1.2. Внешняя и внутренняя среда организации
Цель работы: обобщение и систематизация знаний о методах принятия управленческих решений на основе творческого мышления.

уметь:
- организовывать работу и обеспечивать условия для профессионально-личностного совершенствования исполнителей.

знать:
- современные технологии управления персоналом;
- функции, виды и психологию менеджмента;
- основы организации работы коллектива исполнителей;
- принципы делового общения в коллективе;
- информационные технологии в сфере управления производством.


Задание:

Заполнение таблицы: Методы принятия управленческих решений на основе творческого мышления.

Самостоятельная работа № 9
Тема 1.3. Характеристика составляющих цикла менеджмента
Цель работы: обобщение и систематизация знаний о методах управления.
уметь:
- организовывать работу и обеспечивать условия для профессионально-личностного совершенствования исполнителей.

знать:
- современные технологии управления персоналом;
- функции, виды и психологию менеджмента;
- основы организации работы коллектива исполнителей;
- принципы делового общения в коллективе;
- информационные технологии в сфере управления производством.

Задание:

Подготовка сообщения: Методы управления.


Самостоятельная работа № 10
Тема 2.2. Система методов управления
Цель работы: обобщение и систематизация знаний о методике принятия управленческих решений.
уметь:
- организовывать работу и обеспечивать условия для профессионально-личностного совершенствования исполнителей.

знать:
- современные технологии управления персоналом;
- функции, виды и психологию менеджмента;
- основы организации работы коллектива исполнителей;
- принципы делового общения в коллективе;
- информационные технологии в сфере управления производством.

Задание:
Подготовка реферата: Методика принятия управленческих решений

Самостоятельная работа № 11
Раздел 3. Этика и психология управления
Тема 3.1.
Стили управления, коммуникации, принципы делового общения
Цель работы: обобщение и систематизация знаний о классификации стилей управления.
уметь:
- организовывать работу и обеспечивать условия для профессионально-личностного совершенствования исполнителей.

знать:
- современные технологии управления персоналом;
- функции, виды и психологию менеджмента;
- основы организации работы коллектива исполнителей;
- принципы делового общения в коллективе;
- информационные технологии в сфере управления производством.

Задание:

Составление схемы: Классификация стилей управления.

Самостоятельная работа № 12
Тема 3.1. Стили управления, коммуникации, принципы делового общения
Цель работы: обобщение и систематизация знаний о правилах ведения деловой беседы, переговоров совещаний, условия эффективного общения


уметь:
- организовывать работу и обеспечивать условия для профессионально-личностного совершенствования исполнителей.

знать:
- современные технологии управления персоналом;
- функции, виды и психологию менеджмента;
- основы организации работы коллектива исполнителей;
- принципы делового общения в коллективе;
- информационные технологии в сфере управления производством.

Задание:

Подготовка презентации: Правила ведения деловой беседы, переговоров совещаний, условия эффективного общения.



Учебно-методическое и информационное обеспечение
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: учебник. – 11-е изд., стер. – М.: Академия, 2010.
2. Кнышова Е.Н. Менеджмент М.: ИД «Форум- ИНФРА» -М, 2010 г.
Дополнительные источники:
Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: Практикум: учеб. пособие. – 11-е изд., стер. – М.: Академия, 2010.
Косьмин А.Д., Свинтицкий Н.В., Косьмина Н.А. Менеджмент: Практикум: учеб. пособие. – М.: Академия, 2010.
Сухов В.Д., Сухов С.В., Москвичев Ю.А. Основы менеджмента: Практикум: учеб. пособие. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2010.
Интернет – ресурсы:
1. Административно-управленческий портал: htt: // www.aup.ru
2. Сайт по менеджменту: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
3.Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

Методические рекомендации по составлению таблицы

1.Перед работой по составлению таблицы необходимо провести изучение учебного материала.
2. Определить последовательность работы.
3. Вносить в таблицу только материал, обусловленный темой.
4. Сделать выводы.
Критерии оценки таблицы
№ п/п
Критерии оценки
Метод оценки
Работа выполнена
Работа выполнена не полностью
Работа не выполнена




Высокий уровень
3 балла
Средний уровень
2 балла
Низкий уровень
1 балл

1
Соответствие представленной в таблице информации заданной теме
Наблюдение преподавателя
Содержание таблицы полностью соответствует заданной теме
Содержание материала в таблице соответствует заданной теме, но есть недочеты и незначительные ошибки.
Обучающийся работу не выполнил.
Содержание ячеек таблицы не соответствует заданной теме.
Имеются не заполненные ячейки или серьезные множественные ошибки. 
Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований.


2
Лаконичность и четкость изложения материала в таблице
Наблюдение преподавателя
Материал в таблице излагается четко и лаконично, без лишнего текста и пояснений.

Ячейки таблицы заполнены материалом, подходящим по смыслу, но представляет собой пространные пояснения и многословный текст


3
Правильность оформления
Проверка работы
Оформление таблицы полностью соответствует требованиям.
В оформлении таблицы имеются незначительные недочеты и небольшая небрежность







Методические рекомендации по работе над сообщением.

Сообщение - вид самостоятельной работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. 1. Подбор и изучение основных источников по теме (рекомендуется использовать не менее 5 - 6 источников).  2. Составление библиографии.  3. Обработка и систематизация материала.
4. Подготовка выводов и обобщений.  5. Разработка плана. 
6. Написание. 
7. Подготовка к публичному выступлению. 
Методические рекомендации по подготовке учебной презентации.
Основной единицей электронной презентации в среде Power Point является слайд. При создании презентации не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, так как это может снизить эффективность презентации в целом.  Одним из важных моментов является сохранение единого стиля, унифицированной структуры и формы представления учебного материала. При создании предполагается ограничиться использованием двух или трех шрифтов. Вся презентация должна выполняться в одной цветовой палитре, например, на базе одного шаблона, также важно проверить презентацию на удобство её чтения с экрана.  Тексты презентации не должны быть большими. Выгоднее использовать сжатый, информационный стиль изложения материала. Нужно суметь вместить максимум информации в минимум слов.  При подготовке мультимедийной презентации возможно использование ресурсов сети Интернет, современных мультимедийных энциклопедий и электронных учебников.  Обязательными структурными элементами, как правило, являются:
- обложка; 
- титульный слайд; 
- оглавление; 
- учебный материал (включая текст, схемы, таблицы, иллюстрации, графики); 
- словарь терминов; 
- информационные ресурсы по теме.



Заголовок 1 Заголовок 6 Заголовок 8 Заголовок 915