Методическая разработка Социальная адаптация учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


Социальная адаптация учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Социальная адаптация личности представляет собой единство трёх социально-психологических механизмов:
когнитивного, включающего все психические процессы, связанные с познанием окружающего мира;
эмоционального, включающего различные эмоциональные состояния и моральные чувства;
практического (поведенческого), осуществляющего адаптацию ребенка к жизни в социуме.
Приоритетной задачей в образовании детей с интеллектуальной недостаточностью является задача их социальной адаптации.
Дети с нарушениями развития – это в основном дети, у которых по причине врождённой недостаточности или приобретённого органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы развитие психических функций отклоняется от нормы. В современном обществе нарушения развития часто вызваны и макросоциальными, средовыми причинами: неблагоприятные формы семейного воспитания, социальная и эмоциональная депривация и т. д.
Развитие механизмов адаптации у детей с интеллектуальной недостаточностью имеет свою специфику. Интеллектуальный компонент в ходе возрастного развития не становится ведущим. Ребёнок с недоразвитием познавательной сферы не имеет возможности осуществлять полноценный интеллектуальный контроль над эмоциональной сферой, в отличие от своих сверстников с адекватным умственным развитием (Л. С. Выготский). Однако, по сравнению с другими психическими процессами, эмоциональная сфера этих детей более сохранна (С. Д. Забранная). Этот факт и фактор взаимообусловленности эмоциональных явлений и процессов познания и отражения позволяют говорить о возможности использования эмоциональной сферы в качестве обходного пути для развития адаптивных и интеллектуальных способностей этой категории учащихся.
Актуальность проблемы состоит в том, что у детей с нарушениями интеллекта вне специально организованного обучения не происходит существенных изменений в состоянии эмоциональной сферы, наблюдаются трудности в регуляции поведения. В своих действиях эти дети оказываются нецеленаправленными, у них нет желания преодолевать на пути к цели даже посильные трудности. В строении аффективной сферы парадоксально сочетаются эмоциональная огрубленность и повышенная ранимость
(Б. В. Зейгарник). Ряд проблем обусловлен низким уровнем способности к речевому общению. Характерная потребность в общении, не развиваясь, остаётся на уровне потребности в помощи и поддержке. Таким детям свойственна скованность, неловкость, мимическая невыразительность. Для школьников затруднительно правильное выражение своих чувств и понимание того, что им сообщается невербальным способом. Недифференцированное воспринимается оценка себя окружающими. Непонимание языка «эмоций» отражается на всей ситуации социального общения, на процессе социальной адаптации и интеграции в общество.
Кроме того, дети не готовы переживать трудные жизненные ситуации, реагируют на них не так, как ожидают взрослые; не имеют в своём опыте внутренних механизмов, позволяющих справиться со стрессом.
Цель проекта: - разработка методического пособия для психологов и классных руководителей по адаптационной работе с детьми младшего школьного возраста и детьми с нарушениями развития.
Задачи проекта:
- изучение литературы по проблеме адаптации ученика младшего школьного возраста, ребёнка с особенностями психического развития;
- сбор информации для создания программы работы с «особым» ребёнком;
- разработка программы «Адаптация в обществе «особого» ребёнка»;
- разработка занятий по программе «Адаптация в обществе «особого» ребёнка»;
- апробация элементов программы; открытый урок-занятие «Путешествие в сказку».
В качестве продукта проекта представлены рабочая программа «Адаптация в обществе «особого» ребёнка» и конспект открытого урока-занятия «Путешествие в сказку».
Программа рассчитана на 36 часов.
В структуру курса входят пять разделов:
1. Учусь понимать себя.
2. Учусь понимать других.
3. Учусь общаться.
4. Что мне поможет избежать трудную ситуацию.
5. Сказки и игры с «особым» ребёнком.
Для того, чтобы достичь положительных результатов в работе с детьми, имеющими особенности развития, комбинируются различные методы, техники и приёмы, - как традиционные, так и нетрадиционные, а также разрабатываются псих коррекционные игры, занятия, сказкотеракпия.
Данная программа содержит перечисленные техники и приёмы, которые эффективны в коррекционной деятельности с детьми не только данной категории, но и с нормально развивающимися.
Игра – эмоционально насыщенный вид проявления активности детей, способ сначала эмоционального, а затем интеллектуального освоения системы человеческих отношений, окружающей действительности. Обладая особыми, эмоциогенными, дидактическими свойствами, игра усиливает эмоции, индивидуализирует их, обогащает оттенками. Как деятельность по овладению «умением уметь» она даёт ребёнку конкретные навыки и общую гибкость поведения. Как социально-педагогическая форма организации детской жизни игра способствует социальному развитию детей и логично проецируется на достижение определённых педагогических целей.
Игра предоставляет колоссальные возможности для перестройки эмоционального опыта играющего (создание и разрядка напряжения, освобождение от страха, злости, грусти и др.). В игре возможно инсценировать эмоции и чувства. Реализуется способность ребёнка быть собой и другим. Через специально организованную игровую деятельность дети с. проблемами в развитии удовлетворяют различные потребности: в общении, в активных действиях, в возможности узнавать новое, выражать своё отношение к тому, что является содержанием игры. В игре осуществляется эмоционально-волевое развитие, формируется личность, обогащается её внутреннее содержание, развивается потребность преобразовывать действительность, усваивать нормы поведения, а также развиваются интеллектуальные возможности ребёнка. Таким образом, в подобных занятиях развивается то, от чего впоследствии будет зависеть успешность учебной, трудовой деятельности ребёнка, а самое главное – успешность его социализации.
Сказка заставляет ребёнка сопереживать персонажам, в результате сего у него появляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Немаловажно, что сказка содержит простые образы: животных, героев, с которыми «особому» ребёнку проще идентифицировать себя, чем с реальной ситуацией
По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребёнок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. На занятиях он проигрывает способы адекватного эмоционального реагирования, учится управлять своими чувствами посредством формирования новых эффективных моделей поведения, способов снятия напряжения и др.
С помощью игры в сказочном контексте можно помочь каждому ребёнку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнётся во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми, то есть адаптироваться в социуме.
Внеурочная деятельность способствует социальной адаптации ребенка, направлена на расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с разными людьми.
Программа внеурочной деятельности направлена на социально-эмоциональное, спортивно-оздоровительное, творческое, нравственное, познавательное, общекультурное развитие личности средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Программа внеурочной деятельности должна предусматривать организацию и проведение специальных внеурочных мероприятий, направленных на развитие личности обучающихся, таких как:
конкурсы, выставки, игры;
экскурсии, походы, занятия в кружках по интересам;
творческие фестивали, соревнования, праздники;
реализация доступных проектов и другое.
Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и обучающихся, не имеющих каких-либо нарушений развития, из различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и их обычно развивающихся сверстников. Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий важно обеспечить условия, благоприятствующие самореализации и успешной совместной деятельности для всех ее участников. Задачи и мероприятия, реализуемые на внеурочной деятельности, включаются в индивидуальную программу развития ребенка.
Развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества (ФГОС), обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;
разработку содержания и технологий образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми, овладение умениями и навыками к жизни в социуме.