Рабочая программа учебной дисциплины Психология общения



ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
" ХРЕНОВСКОЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Г. Ф. МОРОЗОВА"


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 5 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
общего гуманитарного и социально-экономического цикла
образовательной программы углубленной подготовки для
специальности 250110 «Лесное и лесопарковое хозяйство»


2014 г.
РАССМОТРЕНО
Цикловой предметной
комиссией общих гуманитарных и
социально-экономических дисциплин
Председатель __________Л. И. Баркова04.09.2014 г. УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
______________ Е.Н.Кольченко «____» _______________ 2014 г.

СОГЛАСОВАНО
Методист
______________ Н. И. Прошина
«____» _______________ 2014 г.

Разработчик:
Кравцова Ю.В. - преподаватель ГОБУ СПО ВО «ХЛК им. Г.Ф.Морозова».
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «22» июня 2010 г. № 677.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы углубленной подготовки
по специальности 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ

стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12



1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ « ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ ».
1.1.Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы углубленной подготовки ГОБУ СПО ВО «ХЛК им. Г.Ф.Морозова» по специальности 250110 «Лесное и лесопарковое хозяйство», разработанной в соответствии с ФГОС третьего поколения, и составлена для очной формы обучения.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина « Психология общения» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы углубленной подготовки.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель: приобретение студентами теоретических знаний и практических умений в области психологии общения.
Задачи:
• продолжить формирование коммуникативной компетентности будущих
специалистов;
• развивать навыки эффективного общения, необходимого для работы;
• научить использовать знания в области психологии общения в предотвраще-
нии и регулировании конфликтных ситуаций;
• сформировать навыки соблюдения этических норм общения.
Профессиональная деятельность специалистов предусматривает социально-психологические связи и отношения, что неразрывно связано с формированием общих компетенций, знаний и умений в сфере общения, которые включают в себя:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы испособы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
- 4 -
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение,
эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчинённых,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).
Изучение учебной дисциплины предусмотрено как вариативной, направленной на изучение тем в соответствии с современными ориентирами в области профессиональных знаний и умений данной специальности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять техники и приёмы эффективного общения в профессиональной
деятельности;
- использовать приёмы саморегуляции поведения в процессе
межличностного общения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приёмы общения, правила слушания, ведения беседы,
убеждения;
- этические принципы общения;
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
1.4. Количество часов, предусмотренное на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
- самостоятельная работа обучающегося не предусмотрена.

- 5 -
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1. Объём учебной дисциплины в виде учебной работы.

Вид учебной работы
Объём
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
лабораторные занятия «не предусмотрено»
практические занятия 32
контрольные работы «не предусмотрено»
курсовая работа (проект) «не предусмотрено»
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
«не предусмотрено»

в том числе: самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) «не предусмотрено»
другие виды самостоятельной работы «не предусмотрено»
Итоговая аттестация в форме З
- 6 -
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения».
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы и самостоятельная работа обучающихся Объём часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Введение в учебную дисциплину. 4 Тема 1.1. Роль общения в профессиональной деятельности человека. Содержание учебного материала
Назначение учебной дисциплины «Психология общения». Основные понятия. Требования к изучаемой дисциплине. Роль общения в профессиональной деятельности человека. 2 репродуктивный
Практическое занятие.
Описание роли и места общения в структуре деятельности с использованием профессиограммы своей специальности. 2 Раздел 2. Психология делового общения. 26 Тема 2.1. Общение – основа человеческого бытия.
Содержание учебного материала
Общение в системе межличностных и общественных отношений.
Социальная роль. Классификация общения. Виды, функции общения. Единство общения и деятельности. 2 репродуктивный
Практическое занятие.
Самодиагностика по теме «Общение». Диагностический инструментарий:
«Коммуникативные и организаторские способности», «Ваш стиль
делового общения», «Ваши эмпатические способности».
Самоанализ результатов тестирования.
Составление плана действий по коррекции результатов, мешающих
эффективному общению.
6 - 7 -
1 2 3 4
Тема 2.2 . Структура общения (перцептивная, коммуникативная, интерактивная составляющие).
Социальная перцепция, влияние имиджа на восприятие человека. Основные элементы коммуникации. Методы развития коммуникативных способностей. Взаимодействие как организация совместной деятельности. 4 репродуктивный
Практическое занятие.
Ролевые игры, направленные на групповое принятие решения; на отработку приемов партнерского общения; развития терпимого отношения к другим, на использование невербального общения. Анализ ролевых игр. 6 Тема 2.3.Формы делового общения и их характеристики Содержание учебного материала
Деловая беседа. Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных выступлений. Аргументация.
2 репродуктивный
Практическое занятие.
Ролевые игры, направленные на навыки корректного ведения диспута; на развитие навыков публичного выступления, на умения аргументировать и убеждать. Анализ ролевых игр.
6 Раздел 3. Конфликты и способы их предупреждения и
разрешения 12 Тема 3.1.Конфликт: его сущность и основные характеристики
Содержание учебного материала
Понятие конфликта и его структура.Невербальное проявление конфликта.
Стратегия разрешения конфликтов
2 репродуктивный
Практическое занятие.
Самодиагностика: тест: «Твоя конфликтность»; «Стратегии поведения в конфликтах К.Томаса». Анализ своего поведения на основании результатов диагностики.
4 -8-
1 2 3 4
Тема 3.2.Эмоциональное
реагирование в конфликтах и
саморегуляцияСодержание учебного материала
Особенности эмоционального реагирования в конфликтах. Гнев
и агрессия. Разрядка эмоций. Правила поведения в конфликтах. Влияние толерантности на разрешение конфликтной ситуации.
2 репродуктивный
Практическое занятие.
Самодиагностика: «Коммуникативная толерантность». Анализ диагностики. Анализ производственных конфликтов и составление алгоритма выхода из конфликтной ситуации.
4 Раздел 4. Этические формы
общения 6 Тема 4.1. Общие сведения об этической культуре. Содержание учебного материала.
Понятие: этика и мораль. Моральные принципы и нормы как основа эффективного общения. Деловой этикет в профессиональной деятельности. 2 репродуктивный
Практическое занятие.
Разработка этических норм своей профессиональной деятельности.
4 Максимальной учебной нагрузки обучающегося:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося
- практических занятий
- самостоятельная работа
48
48
32
«не
предусмотрено» -9-
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Для реализация программы дисциплины имеется в наличии учебный кабинет
социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- 30 посадочных мест (по количеству обучающихся);
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
М.А. Измайлова. Деловое общение: учебное пособие. Москва «Дашков и Ко»,2009–249 с.
И.В. Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М. Прихожан. Психология. Москва, « Академия», 2012-453 с.
М.А. Поваляева. Психология и этика делового общения: учебное пособие.
Ростов-на-Дону «Феникс», 2009 – 342 с.
А. Н. Сухов. Социальная психология ( учебное пособие для ссузов ) – М.:
Издательский центр «Академия», 2008 - 240 с.
Дополнительные источники:
Ф.А. Кузин Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. – М.: Ось-89, 2007.
В.С. Кукушкин Деловой этикет: учебное пособие. – М.: МарТ; Ростов н/Д:МарТ, 2005.
Г.Н. Смирнов Этика деловых отношений: учебник. Москва «Проспект», 2009 – 178 с.
Интернет-ресурсы:
http://www.psyinst.ru/library.php
http://www.syntone.ru/library/books/content/2367.html
http://www.psylive.ru/
-10-
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения устного опроса, тестирования, составления конспектов.
Результаты обучения (освоенные умения,
усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
1 2
Освоенные умения:
- ориентироваться в техниках и приёмах эффективного общения в профессиональной деятельности;
- приёмах саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. - оценка выполнения проблемных и логических заданий в ходе практических занятий;
- оценка анализа результатов тестирования.
Усвоенные знания:
- взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в обществе;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приёмы общения, правила слуша- ния, ведения беседы, убеждения;
- этические принципы общения;
- источники, причины, виды и способы раз
решения конфликтов. - оценка точности определений разных психологических понятий в форме терминологического опроса;
- оценка индивидуальных устных ответов;
- оценка результатов письменного опроса в форме тестирования;
- оценка результатов выполнения проблемных и логических заданий .
-11-