ПРОГРАММА работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации


Утверждаю_________
Директор СОШ № 3
Н.Г. Гладышевская
«___»________2013 г.



ПРОГРАММА


работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации











г. Нерюнгри – 2013 г.



Актуальность:

Современное общество характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, криминализацией среды, дистанциированием семьи от школы, ростом правонарушений, преступлений среди молодежи, что порождает опасные тенденции.

Цель: защита и улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Задачи:

1. Изучение личности учащихся в целях обеспечения индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания.
2. Оказание медико-психологической поддержки, коррекция и реабилитация детей и семей «группы риска».
3. Организация мониторинговых наблюдений, отражающих современное состояние и динамику детской безнадзорности и беспризорности.
4. Профессиональная ориентация социально дезадаптированных подростков, организация их досуга.
5. Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.
Программа рассчитана на 3 года

Основные направления:

Ш Психолого-социально - педагогическая диагностика

Ш Профилактика отклонений в поведении детей и подростков:

- социально - психологическая

- педагогическая

- медицинская

Ш Взаимодействие субъектов профилактики безнадзорности:

- Центр занятости

- Инспектор КДН и ЗП

- специалисты учреждений дополнительного образования


Содержание программы

1. Изучение проблемных детей:

Выявление и учет девиантных детей:

-путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования установить положение ученика в классном коллективе, характер взаимоотношений с ним, наметить пути и способы улучшений;
- установить, входит ли данный ребенок в другие группы, компании и объединения; направленность этих групп, характер их влияния на ученика;
- изучить положение ребенка в семье (анализ социального паспорта семьи и социальной карты класса);
- выявлять детей из семей «группы риска», оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обеспечивать им при необходимости временное проживание на полном государственном обеспечении, психолого-педагогической поддержки, социально-медицинской помощи.

2. Организация медицинской помощи:

- вести индивидуальные беседы по предупреждению вредных привычек, по правилам гигиены с проблемными детьми;
- создать пост наркологической профилактики в школе в целях предупреждения употребления наркотических и токсических веществ, курения среди учащихся;
- проводить операции «Подросток», «Всеобуч», направленные на выявление и оказание помощи социально дезадаптированным детям, принятие экстренных мер.

3. Организация педагогической помощи:

- вести систематический учет пробелов в знаниях, умениях и навыках проблемных детей;
- организовать помощь в учебной деятельности, необходимую для ученика;
- проводить педконсилиумы в «проблемных» классах в целях повышения успеваемости учащихся и укрепления сознательной дисциплины на уроках;
- организовать летний труд и отдых учащихся;

- проводить профориентационную работу с учащимися, помогать в устройстве на работу или учебу в образовательные учреждения, соответствующие способностям и возможностям подростка.

4. Организация социально - психологической помощи:

- консультирование детей и родителей;

- диагностика личностного потенциала;

- тренинговая работа по коррекции и профилактике;

- продолжить деятельность Совета профилактики в целях предупреждения правонарушений, укрепления дисциплины среди обучающихся в школе, микрорайоне;

- телефон доверия.

5. Организация свободного времени учащихся, состоящих на внутришкольном учете:

- всех детей с учетом их интересов и возможностей вовлечь в работу кружков и секций;

- привлекать проблемных детей к участию в КТД школы, класса;

- особое внимание уделять их читательским интересам и вкусам, развивать и стимулировать их;

6. Правовое просвещение:

- через часы общения, уроки чтение (1-4 классы), информационные листы пропагандировать российское законодательство, Конвенцию о правах ребенка, Закона о правах ребенка РС(Я) в целях формирования у детей и подростков культуры в области прав человека;
- в 5-11 классах правовое просвещение и воспитание проводить на уроках обществознания, истории, литературы и элективных курсах;
- поддерживать тесное взаимодействие с правоохранительными органами для проведения профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений;
- вовлечь детей в деятельность правового клуба «Ника»;
- продолжить сотрудничество с ЦРТДиЮ (участие в городских мероприятиях, играх «911»).

7. Работа классного руководителя с семьями:

- Выявление проблемных семей и изучение положения ребенка в семье.
- Изучить причины, порождающие неблагополучные семьи.
- Установить и поддерживать систематические, доброжелательные отношения и контакты с родителями проблемных детей. Оказывать им помощь в воспитании.
Дифференциация семей по типам:

а) семьи, в которых «трудные» родители;
б) семьи, где господствует безнадзорность;
в) семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей;
г) семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью;
д) семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью.

- Совместно с правоохранительными органами организовать индивидуальную работу с неблагополучными семьями с целью оказания родителям психолого-педагогической помощи в решении проблем семейного воспитания, профилактики формирования вредных привычек.


Ожидаемый результат:

Реализация предлагаемой программы будет способствовать повышению социальной зрелости, готовности к самостоятельной жизни и труду выпускников школы; снижению числа неуспевающих обучающихся, допускающих отклонения в нравственном поведении, и тех, кто некомфортно чувствует себя в школе; улучшению состояния учебного процесса в условиях развития воспитательной системы школы: удовлетворенности учителей, детей и родителей учебно-воспитательной деятельностью, а также возможностями развития способностей учащихся в соответствии с их интересами.