Статья Социально-педагогическая поддержка детей с девиацией поведения


СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ С ДЕВИАЦИЕЙ ПОВЕДЕНИЯ
Шарабарина Христина Александровна
Любой человек стремится быть индивидуальностью, отличаться чем-либо от других. Это желание есть у каждого, но может быть выражено в разной мере. Однако, под индивидуальностью понимают положительное отличие человека от остальных. Девиантное, отклоняющееся, поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, философов. Основоположником девиантологии, науки о девиантности, считается Эмиль Дюркгейм, который в 1897 году написал книгу «самоубийство», ставшую классической. Тема отклоняющегося поведения носит междисциплинарный и дискуссионный характер. Девиация, в основном, несет в себе отрицательный характер, она требует решения и особого внимания. Девиантное поведение детей может нанести серьезный вред как обществу в целом, так и самим детям.
По мнению А. Коэна, девиантное поведение это «такое поведение, которое идет вразрез с институционализированными ожиданиями, то есть с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы».
Проблемами девиации детей занимаются Францева В.О, Тихонова Ю.В.В одном из своих исследований они отметили, что при анализе частоты распространения признаков девиаций у школьников было выявлено, что в ранней подростковой группе они отмечались реже, чем в возрасте от 7 до 10 лет. Помимо этого, Галич Г. О., Корчагина Л.Н., Тупарева Н.В. говорят, что современная педагогика осознала необходимость интеграции этой категории детей в массовую общеобразовательную школу, ведь развитие в обществе других позволяет лучше скорректировать отрицательное отклоняющееся поведение.
Данная проблема является важной, крайне необходимо выделить основные формы поддержки детям с девиацией поведения, что было сделано в этой статье. Поскольку девиантность – междисциплинарное понятие, сложно дать ему однозначную характеристику. Итак, выделим основные особенности девиантности:
1.Девиантность не соответствует социальным нормам.
2.Девиантность личности оценивается отрицательно.
3.Девиантность вредна не только самой личности, но и окружающим людям.
4. Девиантность имеет свойство повторяться.
5.Девиантность тесно связана с направленностью личности.
6.Рассматривается в пределах медицинской нормы.
7.Девиантность индивидуальна.
Исходя из всего сказанного выше, можно дать следующее определение отклоняющегося (девиантного) поведения — это такое устойчивое поведение личности, которое отклоняется от наиболее важных социальных норм, причиняет реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.[1]
Для более полного понимания видов и характеристики девиации, мы приведем наиболее известные классификации девиантного поведения. По Иванову В.Н существуют [2]:
1.«Докриминогенный уровень» — мелкие проступки.
2.«Криминогенный уровень» — действия и поступки, выражающиеся в преступных уголовно-наказуемых деяниях.
Классификация В. В. Ковалева построена на трёх разных основаниях[3]:
1.Социально - психологическая: включает в себя противодисциплинарное поведение, асоциальное, противоправное, аутоагрессивное.
2.Клинико-психопатологическая.
3. Личностно-динамическая: «реакции», «развития» и «состояния».
Итак, введем понятие социально-педагогической поддержки. Социально-педагогическая поддержка детства – это вид деятельности, которая направлена на определение и разрешение проблем ребенка с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и дальнейшее образование.
Целями системы социально-педагогической поддержки детей с девиантным поведением являются:
1.Формирование основной культуры личности и обеспечение детям равных условий для успешного интеллектуального и физического развития;
2.Развитие социальной активности личности.
Выделяют следующие функции поддержки девиантности детей:
1.Восстановительную, предполагающую восстановление тех качеств, которые преобладали у ребёнка до появления признаков девиантного поведения.
2.Компенсирующую, заключающеюся в формировании у ребёнка стремления компенсировать тот или иной недостаток.
3.Стимулирующую, направленную на активизацию положительной общественно-полезной деятельности ребёнка.
4.Развивающую, направленную на изменение мотивации детей с девиантным поведением, развитие творчества личности.
5.Защитную, способствущую созданию обстановки сочувствия, сопереживания, взаимопонимания «трудному» ребёнку.
6.Корректирующую, направленую на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения различных форм негативности.
7.Интегрирующую, обеспечивающую взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в оказании помощи ребёнку [4].
Таким образом, все формы и методы социальной поддержки детей с девиантным поведением направлены на то, чтобы комплексно предотвратить дальнейшее развитие девиантности. Очень важно направить активность ребенка в полезное русло. Этот комплексный подход является наилучшим решением проблемы девиантности детей.
Список литературы:
1.Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с.
2. Иванов В. Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. № 2. С. 47—57.
3. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. Руководство для врачей. М.: Медицина. 1981. 607 с.
4.Олиференко Л.Я., Шульга Т.И. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга. - М.: Дар, 2007.- 371 с.