Презентация на тему Психолого-педагогическое сопровождение семей с ребенком с ОВЗ


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ С РЕБЕНКОМ С ОВЗ Особенности работы психолога с родителями детей, имеющих психофизические нарушения восприятии отклонений в развитии ребенка как трагедии всей жизни; наличии стойкого конфликта между имевшимися ожиданиями родителей по отношению к ребенку и реальной ситуацией; депрессивном фоне настроения и восприятия жизненных перспектив; отказе от собственных жизненных планов и смыслов; специфических защитных реакциях родителей и компенсаторном поведении; Условиями для начала работы с родителем являются следующие положения: многократность встреч психолога с родителем;активность родителя в коррекционном процессе;участие в коррекционной работе других членов семьи; 1-й этап. Родителям предлагается письменно или устно ответить на вопрос: "Почему люди стремятся иметь детей?" Родитель, записывая ответы на этот вопрос, возвращается в ситуацию, когда ребенка еще не было. После того как родитель прокомментировал свои ответы, психолог приближает его к собственной семейной ситуации: Попытайтесь вспомнить и проанализировать, какие именно ожидания были характерны для Вашего супруга/супруги? Коррекция родительских ожиданий (I блок) 2-й этап. Работа с собственными реализованными и нереализованными ожиданиями родителя. Родителю необходимо подумать и написать сочинение на тему "Моя семья через 5 лет". Обсуждение сочинения строится по следующему плану: § Почему Вы видите свою семью в будущем именно такой? § Почему именно эта роль отводится Вашим домочадцам? § Какие ожидания реалистичны, какие - нет? § Какие позитивные сдвиги произойдут в развитии семьи? Какие для этого есть предпосылки? § Каким образом будут преодолены негативные факторы? Какие возможности для этого есть? "Идеальный ребенок". Родителю предлагается составить психологический портрет идеального ребенка. Лист бумаги делится на две части, в одну из которых и вписываются качества идеального ребенка.По ходу обсуждения психолог постоянно прибегает к уточнениям: Действительно ли у Вашего ребенка, отсутствует это качество? Оно отсутствует полностью или просто не развито? Попытайтесь ответить на вопрос: на сколько процентов это качество развито в Вашем ребенке в банный момент? Трансформация ожиданий родителя. Родителю предлагается в одной колонке написать конкретные краткосрочные ожидания, связанные с развитием ребенка и отношением к нему, в другой — долгосрочные. Задача психолога — прояснить весь спектр эмоций, мыслей, действий. Как Вы считаете, это ожидание реализуемо в Вашей ситуации? Если реализуемо, то как близки Вы к цели? Что мешает окончательному его воплощению? Какие Ваши чувства стоят за этим ожиданием? Почему именно оно имеет такое значение? На сколько процентов реализовано это ожидание? Мысли-катастрофизации. «Все пропало! Это конец!»Мысли-обязатели. "Ты должен", "Ты обязан", "Тебе следует" Мысли-обвинители. Дихотомия "хорошо — плохо" Условные предположения и выражения потребностей. «"Если бы ты делал..., то наша семья..." Коррекция Иррациональных суждений Упражнение "Мысли и чувства". Родителям предлагается разделить лист бумаги на две части. В одной колонке они должны записать иррациональные суждения, которые слышали сегодня от окружающих либо продуцировали сами. Во второй колонке записываются чувства, которые испытывал родитель после того, как столкнулся с тем или иным суждением. Кроме того, он может указать реакцию окружающих на его иррациональные суждения. Вопросы для уточненияКакие эмоции вызвала у Вас эта фраза партнера? Почему? Чем Вас взволновала эта фраза? Как Вы хотели отреагировать на нее? Почему отреагировали так, а не иначе? Как часто Вы слышите от партнера подобную фразу? Всегда ли Вы испытываете именно такие эмоции после этой фразы? Добился ли партнер от Вас того результата, которого ожидал? Почему именно эту фразу он употребил в этой ситуации? Задача психолога — показать, что эти мысли не только являются вредными, но и оказываются чаще всего чужими и навязанными.В заключение родителям предлагается составить перечень иррациональных суждений относительно своего ребенка с особенностями психофизического развития, привести доводы против их неразумности и составить им альтернативы. Устранение чувства вины и депрессивного фона настроения (III блок) Чувства вины и депрессия обусловливают следующие психологические проявления:Самобичевание. Ощущение бесперспективности.Невозможность найти выход из ситуации. Ощущение непонятости, брошенности, покинутости окружающимиИспытывается гнев, ничем не мотивированный страх. Примерная схема работы с проблемами вины и депрессии 1.Поиски доказательств. Не делать поспешных выводов 2.Выработка альтернатив негативным мыслям. 3.Попытка предвидения ситуации. 4. Выработка стратегий поведения на основе полученных гипотез развития событий. 5."Что бы вы сказали другу?»6.Исследование фактов. Не полагаться слепо на чужие (и свои) слова и суждения они могут быть ложными или ошибочными. 7.Внимание к частичным успехам. 8. Опрос. Вы считаете, что поступили правильно, но не чувствуете эмоциональной уверенности в этом? Расширение жизненного пространства родителя, помощь в организации его личной жизни, реструктуризация жизненных ролей (IV блок) Психолог помогает им составить перспективные планы на неделю, на месяц.Планы эти необходимы для "воскрешения" супругов к полноценной социальной жизни, особенно досуговых ее форм и личных интересов. коррекция родительских установок прежде всего ориентирована на формирование родительского оптимизма. Вне зависимости от обстоятельств можно собраться с силами и удивить самого себя и окружающих тем, что есть внутренние ресурсы! ДО СВИДАНИЯ!