Статья Психологические особенности детей из неблагополучных конфликтных семей


Психологические особенности детей из неблагополучных конфликтных семей

1 Неблагополучные семьи и причины формирования их неблагополучии. В научной литературе нет четкого определения понятия семейное неблагополучие: каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в разных источниках наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретить такие: «деструктивная семья», «негармоничная семья», «семья группы риска», «негармоничная семья» и др. Характеристика неблагополучных семей, т. е. семей, где ребенку плохо, очень разнообразна — это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их «для их же блага», не создают условий для нормального развития 1.1 Неблагополучные семьи и причины формирования их неблагополучии. Выделяются следующие типы неблагополучных семей:1.Конфликтная семья - наиболее распространенный тип (до 60%), с преобладанием конфронтационного стиля отношений. К конфликтным супружеским союзам относят такие, в которых между супругами имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции. 2.Аморальная семья - семья, которую характеризует забвение всяких моральных и этических норм (пьянство, драки, сквернословие, наркомания и др.) Асоциальная семья - семья, в которой дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и делинквентного поведения.
Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка. 1. Нарушение поведения – в 50% неблагополучных семей. - бродяжничество. - агрессивность. - хулиганство, кражи. - вымогательство. - аморальные формы поведения. - неадекватная реакция на замечания взрослых.2. Нарушение развития детей – в 70% неблагополучных семей. - уклонение от учебы. - низкая успеваемость. - неврастения. - отсутствие навыков личной гигиены. - неуравновешенность психики. - подростковый алкоголизм. - тревожность. - болезни, недоедание.
На первом этапе нами было проведено тестирование среди родителей учеников средней школы. В тестировании приняли участие 21 семья. Им предлагалось ответить на вопросы теста, который состоял из 10 вопросов ( стандартное тестирование, разработанное специально для выявления конфликтующих семей), направленных на выявление наличия (отсутствия) конфликтов внутри семьи .Анализ обработки результатов тестирования родителей показал следующие результаты: Таблица 1. Результаты выявления конфликтных семейИсходя из этого, результаты проведения тестов «Кинетический рисунок семьи» по выявлению последствий конфликтов родителей на детей можно выразить в следующей таблице:Таблица 3Результаты теста «Кинетический рисунок семьи»
Обследуемые участники эксперимента Относятся к тревожным Относятся к агрессивным
21 ребенок 5 детей- 24% 3 детей – 14%
Б. Н.Ибраев
Педагог - психолог
Қоңыр орта мектебі
Алакөл ауданы ,Қоңыр ауылы