Обобщающее семинарское занятие в 8 классе по теме: «Атомы химических элементов»


Урок по химии в 8 классе
АТОМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ.
(Обобщающее семинарское занятие)
ЦЕЛЬ: обобщить сведения об атомах химических элементов, их строении, свойствах, взаимодействии.
ЧТОБЫ ПОНЯТЬ НЕИЗВЕСТНОЕ, НАДО СНАЧАЛА РАЗЪЕДИНИТЬ, А ПОТОМ СОЕДИНИТЬ. (И.ГЕТЕ)
Блок 1: основные сведения о строении атомов
а) планетарная модель строения атомов;
б) современная модель строения атомов;
в) физический смысл показателей (порядкового № элемента, № периода, № группы) в периодической системе элементов.
ЗАДАНИЕ: даны символы химических элементов и электронные схемы строения атомов:
а) Сu б) С1 в) Fе г) +11 2e, 8е, 1е

д) +х 2e, 8е, 6е е) +У ne, mе, 8е, 2e ж) 1840Э 2e, 8е, 8е
з) 919Э 2e 7e и)2 4Э 2е
Выполните задание 1,2,3,... ., подобрав один или несколько ответов под буквами а,б,в,... . .
1 . Выберите химические элементы III периода;
2. Найдите атомы элементов VII группы главной подгруппы;
3. Выберите элементы побочной подгруппы;
4. Найдите элементы с завершенным внешним энергетическим уровнем;
5. Найдите инертные газы;
6. Найдите атомную частицу, имеющую такой состав: 18р, 22n, 18e;
7. Найдите атом химического элемента с наибольшей электроотрицательностью.
ВЫВОД: Атом - сложная ....... частица, состоящая
из………., ……….., ………… .
Блок II: ялро атома Заряд ядра всему начало
а) изменение числа протонов;
б) изменение числа нейтронов.
ЗАДАНИЕ:
1. Выберите характеристики - протона, нейтрона, электрона:
а) ядро атома водорода (протия);
б) электронейтральная частица с массой равной 1;
в) заряд равен -2, масса равна 4;
г) заряд равен +1, масса равна 1;
д) заряд равен -1, масса почти в 2000 раз меньше массы атома водорода.
2. Какая характеристика атома позволяет вам точно определить химический элемент:
а) число протонов;
б) массовое число;
в) число нейтронов;
г) число электронов.
3. Где сосредоточена масса атома:
а) электронах;
б) протонах;
в) ядре;
г) пространстве вокруг ядра.
4. Соотнесите:
химический элемент: условные обозначения атомов:
1) хлор; 2) калий 3) кислород

а) 817Э, б) 1737Э, в) 2040Э, г) 1940Э

д) 816Э, е) 1735Э, ж) 818Э, з) 1939 Э.
5. Расположите частицы в порядке возрастания их размера: а) атом, б) нейтрон,
в) электрон, г) нуклон, д) молекула.
ВЫВОД: главная характеристика химического элемента – это ................ .
Химический элемент - это .................. .
Ш: электроны в атоме
а) состояние электронов в атоме (на примере элементов I и II периодов);
б) изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне.
ЗАДАНИЕ:
1. Составьте электронные формулы соединений с различными типами связей (из предложенных вам моделей атомов в конверте). Устно дайте определение типу связи и поясните.
2. Что такое металличность? Как изменяется в периоде и подгруппе? ПОЧЕМУ?
3 . Что такое неметалличность ? Как изменяется? ПОЧЕМУ?
4. По фрагменту электронных формул:
а) …. 2s22 р5 " б)...2s1 з) ...2s 22р'
Определите химические элементы. Какими свойствами они будут обладать?
5. Определите тип химической связи для веществ: S2, СаF2, Н2 S
* Запишите схемы образования этих веществ (дополнительное задание).
6. В какой из молекул ковалентная химическая связь более полярна:
в молекуле сероводорода Н2S или в молекуле воды Н2О. ПОЧЕМУ?
ВЫВОД: состояние электронов в атоме опредляет ..... элемента.
.........электронная внешняя оболочка - идеал прочности энергетического уровня, поэтому атомы взаимодействуют друг с другом, образуя соединения с
………. , ……….., …………. СВЯЗЬЮ.
Домашнее задание:
• Подготовиться к контрольной работе (*параграфы 6-12).
• Для одного из элементов, полученных в группе, дайте характеристику: адрес в ПС, строение атома, свойства, образование соединений (два-три примера).