Урок-путешествие по географии на тему Африка (7 класс)

















Урок географии в 7 классе
(класс коррекции)
на тему:
«Последние герои в Африке»











Урок разработан
учителем географии МБОУ Школа № 14 городского округа город Уфа РБ
Погодиной Светланой Ивановной



Тип урока: игра-путешествие
Форма проведения: игра, урок обобщающего повторения
Цели
Образовательные:
Закрепление знаний по теме: «Материк Африка»;
Обобщение изученного материала;
Продолжение работы над формированием практических умений и навыков по использованию тематических карт как источника информации
Воспитательные:
Формирование у учащихся естественно-научное мировоззрения;
Воспитание у школьников предприимчивости, смелости, умения самостоятельно принимать решения, гуманизма;
Воспитания умения работать в коллективе;
Развитие личностных и коммуникативных качеств.
Развивающие:
Развитие слуховой и зрительной(долговременной) памяти;
Развитие навыков аналитико-синтетической деятельности;
Выработка навыков самоконтроля;
Работа над развитием описательной устной речи;
Развитие слухового внимания и логического соотношения;
Работа по систематизации изученного материала и применение его на практике.
Методы:
Наглядный, аналитический, логический,
Виды деятельности: упражнения по классификации, игра, рассказ учителя, решение проблемных ситуаций, коррекционные упражнения.
Оборудование:
карта Африки, настенная контурная карта, атласы, таблицы, раздаточный материал, маршрутный лист команды, выставка книг, портреты путешественников, разрезанные карточки
ТСО: видеофильм «Последний герой» (телевизионная версия), аудиозаписи, интерактивная доска.

Ход урока:
(Показ фрагмента телевизионной заставки передачи «Последний герой»).
Слово учителя: Смельчаки, высадившиеся на двух тропических островах близ Панамы, еженедельно приковывали наши взоры. 39 дней они должны продержаться на необитаемых островах, испытывая голод, жажду, преодолевая опасности. Вся страна с вниманием следила за событиями, происходящими там.
А вы бы хотели оказаться на их месте? Вдали от дома, от уюта?
Сегодня на уроке мы тоже отправляемся в подобное путешествие.

1 этап урока: «Маршрутный лист»
Слово учителя: У вас на столах лежат маршрутные листы. Выберите 5 вещей, которые вам пригодятся в пути. За каждый выбранный вами предмет вы получите ракушку – своеобразную денежную единицу нашего путешествия (в древности ракушки имели такое же хождение, как и деньги). Их количество может увеличиться, если вы проявите силу знаний, смекалку, ловкость, взаимовыручку. Если же вы не справитесь с заданиями – вернете мне часть из заработанного. К концу игры каждый из вас должен иметь по 5 ракушек. Если меньше – кому-то из команды придется выбыть, больше – пригласить к себе в команду нового члена.
Куда же мы отправимся сегодня? (в Африку)
Почему именно туда? (Потому что этот континент мы изучали на последних уроках.)
Сегодня мы проверим, как прочно вы усвоили изученный материал, а также посмотрим, насколько сплоченной окажется ваша команда.

2 этап урока: «Разрезанная карта»
Слово учителя:
Маленькие дети, ни за что на свете
Не ходите в Африку, в Африку гулять.
В Африке акулы, в Африке гориллы,
В Африке большие, злые крокодилы.
Так писал в своей книге К.Чуковский, а вы не боитесь предстоящих опасностей?
Я так испугалась, что разрезала карту, на обратной стороне было послание, адресованное вам.
Вам нужно собрать из отдельных кусочков карту и склеить ее. За выполнение этого задания вы получите 2 ракушки, если не справитесь - 0.
Я могу сразу сказать правильный ответ, но тогда вам придется отдать 2 ракушки.
(Дети склеивают карту. На обратной стороне текст: «Нанесите на контурную карту известные вам географические объекты»).

3 этап урока: «Контурная карта»
Школьники отмечают на настенной контурной карте известные им географические объекты Африки. Время выполнения – 1 минута. Правильный ответ 1 ракушка.

4 этап: «Пропущенные слова»
Слово учителя: Перед вами конверт с заданием: вставьте пропущенные слова и прочитайте готовый текст.


Африка по величине материк после Евразии.
Его площадь равна .
Самый крупный остров у берегов Африки .
На Африку омывает Средиземное море.
Крайняя западная точка материка – мыс
Береговая линия Африки изрезана
Материк почти посередине пересекается
Африка располагается в экваториальном,
субтропическом климатических поясах.
За правильно выполненное задание +3 ракушки. Прочитайте готовый текст. А если убрать текст, можете ли вы его повторить по памяти? За каждое правильное предложение +1 ракушка.

5 этап урока: «Исторический»
Слово учителя: Перед вами портреты известных путешественников. Догадайтесь, кто из них имеет отношение к нашему с вами путешествию? Почему?(+1 ракушка). Определите по карте маршрут движения (+2 ракушки).
Ребята находят портреты путешественников Васко да Гама, Д.Ливингстона.

6 этап урока: «Определи предмет»
Слово учителя: Проголодались? Чтобы не остаться голодным, вам нужно будет принять участие в следующим конкурсе. Представьте, что наступила ночь, и ничего не видно вокруг. А вы забыли дома фонарик. Самым голодным придется потрудиться (завязывают глаза). Кто хочет спать может не участвовать в этом конкурсе.
(В темноте, передавая предметы по кругу, необходимо выяснить, какие из них съедобные, а какие нет. За каждый угаданный предмет +1 ракушка.)
Можете совещаться вслух, комментировать предметы. Последний участник должен дать окончательный ответ команды и определиться в съедобности предмета. Ронять и мять предметы нельзя.
Предметы: мяч, апельсин, бумага, горная порода, банан, кофе, финики.
Слово учителя: Пока вы трудились, я нашла фонарь, и теперь посмотрим, правильно ли вы сделали свой выбор? Растут ли эти плоды у нас в Башкирии? Почему? Оказывается, в Ботаническом саду Уфы есть оранжерея, где выращиваются тропические растения. Скоро вы отправитесь туда на экскурсию и узнаете много интересного не только о растительном мире Африки.

7 этап урока: «Природные зоны»
Слово учителя: До сих пор существует легенда, по которой на территории современного государства Зимбабве сохранились сокровища древних копий царя Соломона. Но они требуют расшифровки. Перед вами таинственные знаки. Соберите слова и скажите, что они обозначают. За правильный ответ +1 ракушка.
(разрезаны по буквам слова Гилея, Саванна, Пустыня).
А теперь распределите в таблицу слова, характерные для каждой из природных зон. За правильный столбик +2 ракушки.
Готовая таблица
Гилея
Саванна
Пустыня

Экваториальный климатический пояс
Субэкваториальный климатический пояс
Тропический климатический пояс

Более 2000 мм осадков в год
Сезон дождей 7-9 месяцев
Менее 100 мм осадков в год

Окапи
Баобаб
Финиковая пальма

Лианы
Зебра
Ящерица

Красно-желтые ферраллитные почвы
Красно-бурые почвы
Тропические песчаные почвы

Попробуйте составить текст о пустыне, используя слова, картинки. За интересный рассказ +4 балла.
Физкультминутка проводится в форме игры «Соплеменники»
Слово учителя: Мы в саванне. Многие племена охотников, скотоводов встречаются здесь с постоянной опасностью. Поэтому они привыкли оказывать друг другу помощь, защищать соплеменника. Рука к руке, спина к спине.
(Разбиваясь на пары, дети двигаются под музыку спиной к спине. Музыка замолкает – партнеры меняются.)
Кому предстоит побывать в опасности? С кем рядом не окажется соплеменника? Покажите мне свои спины.

9 этап урока: Подведение итогов
Слово учителя: Подходит к концу наше путешествие. Какие качества из указанных в маршрутном листе, вам помогли сегодня?
Кто был самым ловким? Самым знающим? Самым надежным? Кого, по вашему мнению, можно было выбрать капитаном? Почему?

Игра «Паровозик»
Все участники встают за спиной выбранного капитана. Затем тот поворачивается на несколько секунд, чтобы запомнить свою команду. Отвернувшись, он должен назвать по порядку всех участников.

Определение победителей
Слово учителя: Сколько ракушек вы набрали? Оцените работу каждого участника команды.
Оценки выставляются в маршрутный лист и журнал.

Итог урока
Слово учителя: В отличие от телевизионного приключения, из вашей команды не стоит кого-то исключать, поэтому желаю дальнейших путешествий, которые еще больше сплотят ваш коллектив.

Домашнее задание:

Подготовить рассказ о народах Африки,
подобрать иллюстрации, где представлена жизнь континента, а может, кто-то нарисует их сам
Приложение
Фотографии для рассказа о пустыне Сахара






МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ КОМАНДЫ: « ______________»

Состав:








Что пригодится в путешествии:
Еда Карта
Учебник Нож
Фотографии родных, друзей Огонь
Питьевая вода Фотоаппарат
Подушка Верёвки





Качества, необходимые команде в путешествии:
Смелость Воображение
Уверенность Фантазия
Знания Выносливость
Доброта Смекалка
Взаимовыручка Дружба







Общая сумма заработанных баллов: