Конкурс чтецов, посвященный 80-летнему юбилею В.Г.Распутина

Литературный конкурс чтецов,
посвящённый жизни и творчеству В.Г. Распутина
Цели: углубить знания учащихся о творчестве и личности В. Г. Распутина, показать высокую гражданственность, самобытность его творчестваНа примере творчества В. Г. Распутина воспитывать у учащихся стремление занимать активную жизненную позицию.Развивать устную речь учащихся, умение свободно владеть словом, чувствовать и передавать то, что тревожит, волнует автора, а также свое собственное отношение к поднятой им проблеме, развивать артистические, художественные способности ребят.
Ход мероприятия.
С.Н.:До сих пор ходят глупые сказки,
Что Сибирь – де без солнца, без ласки,
До сих пор ходят басни досужие,
Что Сибирь знаменита лишь стужею.
Саша: Мол метели там песни заводят,
Да медведи по улицам бродят.
До сих пор ещё часто при встрече
Спросит, ахая, житель столичный:
- Из Сибири? Да что вы? Далече!...
Глухомань вам неужто привычна?
С.Н.:Да, Сибирь далеко от столицы,
Да, здесь вьюга неделями злится,
Да, садами наш край еще беден,
Да, в тайге есть, конечно, медведи,
А какие тут дивные вёсны!
А какие тут звонкие сосны!
А богат наш сибирский край, прежде всего, людьми. Многие из них прославили Сибирь. Среди них Валентин Распутин.
На экране – портрет Распутина.
Саша: «Я уверен, что писателем человека делает его детство, образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве»,- писал В.Г. Распутин.
С.Н.: Обратимся к детству В.Г. Распутина, которое сделало его писателем. Саша: «Родился я в трёхстах километрах от Иркутска,- в Усть-Уде, что на Ангаре. Так что я – коренной сибиряк, Отец мой работал в леспромхозе, служил, воевал. Мать работала, была домохозяйкой, едва – едва управлялась с делами и семьёй».
С.Н.. Детство Распутина совпало с войной: в первый класс Аталанкской начальной школы будущий писатель пошёл в 1944 году. Здесь же, в Аталанке, научившись читать, Распутин полюбил книги.
Саша:. Окончил я четыре класса в Аталанке и хотел продолжить учёбу. Но школа, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это целых 50 километров от родной деревни.
С.Н. Каждый день не наездишься – надо перебираться туда жить, одному, без родителей, без семьи. К тому же, как напишет потом Валентин Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился.
Саша: Я был первым.
С.Н.: О том, как чувствовал себя подросток в незнакомом городе, о чём думал, чем занимался, повествует Валентин Распутин в рассказе «Уроки французского». Повествование в рассказе ведется от первого лица. Действие происходит в 1948 году. Главный герой – мальчик, сам автор, который учится в пятом классе в райцентре, расположенном в 50 километрах от его родной деревни. В деревне была только начальная школа, и все учителя отмечали способности мальчика и советовали его матери отдать его учиться в среднюю школу. Дома они жили очень бедно, продуктов не хватало, и мать решила все же отправить мальчика в райцентр, поселив его у своей знакомой. Время от времени она присылала из дома посылки с картошкой и хлебом, но эти продукты быстро пропадали – видимо, или сама хозяйка квартиры, где жил герой, или кто-то из ее детей, их воровали. Так что и в городе герой голодал, часто имея на ужин только кружку кипятка.
   В школе мальчик учился хорошо, но ему не давался французский язык. Он легко запоминал слова и фразы, а вот произношение «поймать» никак не мог, что очень беспокоило его молодую учительницу Лидию Михайловну. Образ великодушной русской женщины описывает автор в произведении «Уроки французкого».
Саша: На сцену приглашаются учащиеся 9а класса- Андреев Салман и Скляренко Оксана






Салман: После уроков, замирая от страха, я ждал Лидию Михайловну в коридоре. Она вышла из учительской и, кивнув, завела меня в класс. Как всегда, она села за стол, я хотел устроиться за третьей партой, подальше от нее, но Лидия Михайловна показала мне на первую парту, прямо перед собой. Оксана: - Это правда, что ты играешь на деньги?
Салман: Она спросила слишком громко, мне казалось, что в школе об этом нужно говорить только шепотом, и я испугался еще больше. И я промямлил:  - Правда. Оксана:  - Ну и как - выигрываешь или проигрываешь?    - Давай рассказывай, как есть. Проигрываешь, наверное? Салман: -выигрываю. Оксана: - Хорошо, хоть так. И что ты делаешь с деньгами? Салман:  В первое время в школе я долго не мог привыкнуть к голосу Лидии Михайловны, он сбивал меня с толку. У Лидии Михайловны он был каким-то легким, так что в него приходилось вслушиваться. Вот и сейчас Лидия Михайловна спрашивала так, будто была в это время занята чем-то другим, более важным, но от вопросов ее все равно было не уйти. Оксана: - Ну, так что ты делаешь с деньгами, которые выигрываешь? Покупаешь конфеты? Или книги? Или копишь на что-нибудь? Салман: Я только рубль выигрываю. Оксана: - И больше не играешь? Салман: - Нет. Оксана: Что ты с ним делаешь? САлман: - Покупаю молоко. Оксана:- Молоко? Салман: Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, к тому же она была учительницей загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное. Оксана: - И все-таки на деньги играть не надо, Обошелся бы ты как-нибудь без этого. Можно обойтись? Салан: - Можно. Я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать веревками.

С.Н.: После окончания школы и университета я несколько лет проработал в газетах Иркутска, потом Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС.
Саша: Все произведения Валентина Распутина пронизаны любовью к сибирской природе.
С.Н.:Я был во всём огромном мире
Послом не чьим-нибудь – Сибири,
Хоть я совсем не дипломат.
И до конца – в ответ наветам –
Сибирским буду я поэтом!
Саша: На сцену приглашается учитель русского языка и чтения Светлана Геннадьевна. (образ Ангары в произведениях В.Распутина).
...
С.Н: На сцену приглашается учащийся 8а класса ..
С.Н. Как же начинался писатель Распутин?
Саша: «По образованию я журналист, окончил Иркутский университет. Начинал с молодёжной газеты. На третьем году работы послали меня подготовить очерк о лесозаготовителях в один из районов Иркутской области.
С.Н. Я такой очерк написал. Но мне сказали. Что очерка не получилось, материал ближе к рассказу. Эта подсказка редактора и послужила толчком к серьёзному отношению к литературе.
Будучи уже журналистом, Распутин написал две книжки очерков о людях современной Сибири, её стройках – Братской, Саяно-Шушенской ГЭС. Человек может полноценно жить только с любовью к Родине, сохраняя в душе вековые традиции своего народа, писал Валентин Григорьевич.
Саша : На сцену приглашается учитель русского языка и чтения Светлана Геннадьевна.(образ Родины в произведениях В.Распутина)
С.Н. На сцену приглашаютя учащиеся 9б и 9г классов.
Саша: В конце 70х годов В.Распутин стал признанным писателем со всероссийской известностью.
С.Н.: Проза его реалистична. Для нее характерно проникновение в жизнь простого народа, людей деревни, простых и душевных. К концу жизни Валентин Григорьевич пишет очень много. Живет в 2х городах: в Москве поддерживает литературный журнал «Наш современник», а в Иркутске проводит ежегодные «Дни русской духовности и культуры» и борется за сохранение уникальной природы Байкала.
Саша: Для Распутина любовь к земле не абстрактное понятие. Она подкреплена конкретными делами: борьбой за Байкал, стремлением сохранить исторические облики российских городов.
С.Н.: На сцену приглашается учитель русского языка и чтения Анастасия Викторовна. (образ оз. Байкал в произведениях В.Распутина).
С.Н.: На сцену приглашается учащийся 9в класса
С.Н.: Валентин Григорьевич прожил замечательную жизнь. Истинный писатель – это голос народаЭто и есть сам народ Язык народа Без писателя – народ нем, бесследен
Саша: Пока жюри подводят итоги. Давайте мы посмотрим клип о нашей сибирской земле.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715




15