Разработка урока по ИЗО Весенний цветок (3 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа с. Юнны
Муниципального района Илишевский район
Республики Башкортостан
Открытый урок по изобразительному искусству в 3 классе
на тему «Весенний цветок»
Провела: Хакова Э.Р.
18 марта 2015г.
Тема: Весенний цветок.
Цели:
-продолжить формирование графических умений и навыков;
-развивать наблюдательность;
-воспитывать у детей любовь к живой природе.
Оборудование: акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки, поощрительные жетоны в форме тюльпанов;Изобразительный ряд: репродукция картины Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка», весенние цветы, образец педагогического рисунка.
Литературный ряд: стихотворения П.Соловьёва «Подснежник»; Т. Собакина «Цветы».
Музыкальное сопровождение: П.И.Чайковский «Вальс цветов», «Подснежник», Э. Григ «Утро».
ИКТ: проектор, электронная презентация 13 слайдов, ноутбуки, работа в программе Tux Paint.
План:
Организация учащихся.
-проверка готовности учащихся к уроку;
-смачивание красок;
Здравствуйте, ребята и гости пришедшие к нам на урок! Сегодня наш урок необычный. К нам пришли гости.
II. Cообщение темы урока
-Посмотрите на доску и скажите, что вы здесь видите? (рисунки цветов и весеннюю природу)
-Как думаете, что мы будем делать на уроке? (рисовать цветы)
Сегодня будем рисовать первые весенние цветы. Слайд 1 – тема, цели урока.
III.Вводная беседа. (музыка Григ «Утро»)
Люди очень любят цветы и любые события в жизни отмечают в первую очередь цветами (рождение, поступление в школу, свадьба и т.д.). Цветы сопровождают человека всю жизнь. Сегодня первое марта – первый весенний день. Слайд 2 – пушистые веточки вербы в капельках росы.
Весна – это время преображения природы, время зарождения новой жизни. Если вы будете внимательны, то увидите, как верба вся стоит в пушистом серебре, а в саду появился первый, робкий, но независимый и гордый подснежник – настоящее весеннее чудо. Слайд 3 – белые подснежники.
Слайд 4-стихотворение.
В саду, где берёзки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку зелёную выставил ножку,
Потом подтянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил: «Я вижу, погода тепла и ясна.
Скажите, ведь правда, что это весна?» (П.Соловьёв.)
Слайд 5 -подснежники
Слайд 6 – разные подснежники: голубые, сиреневые, синие крокусы, среди них один нарцисс). - Скажите, а этот цветок как называется? Нарцисс.
-Когда он начинает цвести? Немножко позже, в середине марта.
-Вспомните из уроков окружающего мира. Какие ещё первые весенние цветы вы знаете?
Первоцвет, прострел или сон-трава, мать-и-мачеха, печёночница, яснотка весенняя, перелеска, одуванчики). -Как вы думаете, можно ли их изобразить на картине?
-Какие цветы лучше изображать?
-А как бы вы назвали картину, на которой изображены цветы? Пейзаж, натюрморт или портрет?
-Вспомните, что обозначает слово натюрморт (мёртвая натура).
Сегодня мы познакомимся с творчеством великолепного русского художника Фёдора Петровича Толстого. Этот человек всю жизнь отличался редкостным разнообразием творческих интересов, был энциклопедически образованным человеком, деятельным, мыслящим и привлекательным. Широко известна его картина «Букет цветов, бабочка и птичка». Слайд 7 – репродукция данной картины.
На ней изображены летние садовые цветы в стеклянной вазе. Разнообразие расцветок отражает яркость природы. На вазе сидит красивая бабочка и рядом птичка. Тёмная поверхность стола сливается с фоном.
Зрительным центром композиции в этой картине является простой розовый цветок с капелькой росы на лепестках, который сразу притягивает наш взор. Только рассмотрев его, мы постепенно начинаем замечать другие цветы. Кажется, цветы вот-вот сорвали и поставили в вазу. Если присмотреться, то опавшие лепестки цветов похожи на бабочку, пытавшуюся взлететь на цветок или севшую отдохнуть. Птичка оглядывается, словно прислушиваясь к посторонним звукам, будто готовится к полёту.
- Как вы думаете, зачем художник нарисовал на картине бабочку и птичку?
-Какие цвета и их оттенки преобладают на картине?
-Какое настроение вызывает у вас этот натюрморт?
-Понравилась ли вам картина?
(Мне очень понравилась эта картина, потому что она описывает взаимосвязь природы, растений, птиц и насекомых между собой, их совместные интересы, желания. Она отражает реальную картину живого сада в небольшом букете цветов, стоящих в доме на столе.)ФИЗМИНУТКА…
Спал цветок и вдруг проснулся-
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
IV. Актуализация знаний учащихся. Слайд 8 – разные изображения тюльпанов: белые, жёлтые, красные, красно-бело- жёлтые, как пионы.
Сегодня мы будем рисовать первые весенние цветы. Они перед вами – незатейливые, но так необыкновенно радующие нас. Знаете ли вы, как они называются? В нашем саду, очень много посадок красивых тюльпанов – это гордость нашей школы. Есть необыкновенно красивые цветы, которые продают в цветочных магазинах.
-Почему нельзя рвать цветы?
(Ответы детей). Слайд 9 – стихотворение Т. Собакиной.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок…
Если все – и я и ты-
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты и деревья, и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты…
Если только я и ты, если мы сорвём цветы.
С чего мы будем начинать работу над рисунком? Конечно, с изучения того цветка, который мы будем рисовать.
Рассмотрим один цветок. Как он называется? (Тюльпан) (Показ рисунка на доске)
-Что можете рассказать о цветке?
Тюльпаны – красивые, изящные цветы разнообразной окраски. Они бывают ярко-красные, розовые, жёлтые, оранжевые, фиолетовые, белые. У них широкие листья приглушённого зелёного цвета, цветок, состоящий чаще всего из 4-6 лепестков. Цветок имеет форму стаканчика, сужающегося кверху. Недаром название цветка происходит от персидского «toriban» (тюрбан) и дано сходство с головным убором восточных народов. Слайд10 – изображение тюльпановых полян.
V. Этапы выполнения рисунка.( Показ учителя на доске)
1.Композиция рисунка. Для рисунка лист бумаги лучше расположить вертикально. Затем тонкими линиями отметьте расположение цветка на листе, его высоту и ширину. Проверьте композицию.
2.Выполнение карандашного наброска. Лёгкими карандашными линиями изобразите стебель, листья, венчик цветка. Проверьте соблюдение пропорций.
3. Работа с цветом. На палитре подберите нужные оттенки цвета и раскрасьте листья цветка, его лепестки, стебель основным цветом.
4. Прорисовывание деталей. Тонкой кисточкой прорисуйте детали цветка. Все сопровождается показом учителя на доске.
VI. Практическая работа. Слайд 11 – изображение красивого букета тюльпанов. Задание: выполнить рисунок цветка. Учащиеся рисуют под музыку Равиля «Болеро».
VII. Итог урока.
1.Выставка работ учащихся. (проводится на фоне музыкальных звуков произведения П.И.Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»).
2. Заключительное слово учителя. Слайд 13 – изображение фантастической девушки-весны с надписью «Берегите живую природу!» Посмотрите, ребята, кто это у нас в гостях? Это сама весна, пробудившаяся природа пришла к нам в гости в образе молодой прекрасной девушки. В её волосах прозрачные капельки росы, вокруг порхают нежные бабочки. Вы заметили сходство с картиной Фёдора Петровича Толстого?
Посмотрите, каким весенним, радостным и ярким, свежим и пёстрым стал наш класс! В своих работах, используя яркие краски, вы сумели передать радость, удивление от того, что появились первые весенние цветы. Весна радуется вместе с нами. Молодцы! Берегите живую природу, радуйтесь вместе с наступающей весной!