Конспект урока по рассказу А.Платонова Цветок на земле (6 класс)

Конспект открытого урока по рассказу А.Платонова «Цветок на земле»

Цели:
образовательные:
а) познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя А.П.Платонова,
б) определить идею рассказа «Цветок на земле»,
в) научить находить художественные тропы (эпитеты, сравнения, олицетворения) и определять их роль при анализе текста рассказа;
2) развивающие:
а) развитие связной речи и логического мышления при ответах на вопросы,
б) развитие умения слушать, доказывать свою точку зрения,
в) развитие умения практически применять полученные знания;
г) развитие умения сравнивать и рассуждать, обобщать, делать выводы;
3) воспитательные:
а) воспитание культуры общения;
б) воспитание гуманности и толерантности учащихся по отношению друг к другу,
в) воспитание эстетических взглядов, г) воспитание уверенности в себе во время ответов на вопросы,
д) воспитание чувства любви к окружающему миру, трудолюбия.



Ход урока


Организационный момент.
2.Повторение опорных знаний для подготовки к изучению новой темы.
На прошлом уроке мы с вами знакомились с творчеством Владимира Владимировича Маяковского. Мы знаем, что он жил и творил в один из драматичных периодов русской истории. Этот период охватывал первую мировую войну, две революции, Гражданскую войну и тяжелейшие послевоенные годы. В своем творчестве Маяковский предстаёт перед нами, с одной стороны, как громогласный поэт-оратор, а с другой стороны,-как лирик с нежной ранимой душой. Это был глубоко порядочный человек с цельным характером, не похожий на других поэтов. Эта обособленность рождала душевный протест против обывательской среды, где не было высоких духовных идеалов.

Скажите, с какими произведениями Маяковского вы познакомились на прошлом уроке? (со стихотворениями «Послушайте!» и «Хорошее отношение к лошадям»).

В чём смысл стихотворения «Послушайте!»? (    Стихотворение Маяковского «Послушайте!» посвящено теме смысла человеческой жизни. Но поэт не говорит о том, о чем нужно мечтать и к чему стремиться, а о том, что у каждого из нас должна быть мечта, ради которой стоит жить. Эту цель, смысл жизни, веру в завтрашний день Маяковский называет «звездой», зажигаемой «кем-то» и нужной «кому-то».  «Послушайте!» - своеобразное обращение к людям, но не громогласное и пафосное, как это обычно бывает у Маяковского. Это просьба остановиться на миг, подняться ненадолго над миром «полуденной пыли» и посмотреть на небо, на звезды, подумать о том, чем оправдан каждый наш шаг на земле и кто все это придумал.  Основная идея стихотворения заключается в том, что в жизни каждого человека должна загораться звезда. Без идеи, без цели невозможно существовать в этом мире, начинается «беззвездная мука», когда все, что ты делаешь – бессмысленно, пусто).

О поиске смысла жизни и о том, что без цели жить невозможно, было написано много и многими. Но только у Маяковского об этом сказано простыми, доступными словами. Он сравнил мечту со звездами – подобные метафоры использовались и до него. Но только у Владимира Владимировича получилось это сделать так, что сразу хочется поднять глаза наверх, найти ту звезду, которая светит исключительно для тебя. 
Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» - это тоже обращение Маяковского к людям. О чём поэт просит нас? (Он говорит нам о том, что сострадание, сочувствие  всему живому должно стать естественной нормой поведения человека. Это стихотворение еще и просто о хорошем отношении к людям. Недаром лирический герой убежден: «все мы немножко лошади». В понимании и сочувствии нуждаются все люди: попавшие в беду или неприятную ситуацию, уставшие, загнанные жизнью, изгои, не принятые толпой. Всем им достаточно крохи тепла и словечка участия. Тогда они, словно помолодев, обретут новые силы, будут думать, что все не напрасно, что

и стоило жить,

и работать стоило.

В связи с этим в стихотворении звучит и пессимистическая нотка: «каждый из нас по-своему лошадь». Жизнь часто выматывает, опустошает людей, превращает их в старых кляч, работающих по инерции и не замечающих красоты жизни. Поэтому особенно важным становится человеческое участие и сочувствие, способное вдохнуть в человека второе дыхание. Таким образом, «Хорошее отношение к лошадям» проникнуто гуманистическим пафосом, стремлением показать людям всю важность «хорошего отношения» к любому живому существу.).

Как мы выяснили, лирика Маяковского поднимала глубокие нравственные проблемы, в которых перемешаны добро и зло, прекрасное и безобразное, земное и возвышенное, сиюминутное и вечное, в ней поэт размышляет о смысле жизни, о месте человека на земле.

3.Сообщение цели и темы урока.
Тема смысла жизни, тема сострадания всему живому, ответы на самые важные нравственные вопросы раскрываются в творчестве ещё одного русского писателя –Андрея Платоновича Платонова. Сегодня мы познакомимся с биографией этого писателя и поразмышляем над его рассказом «Цветок на земле», выясним, какова основная идея этого произведения, что хотел сказать нам автор.
Запишем число и тему урока: «он из смерти работает жизнь» (по рассказу Андрея Платонова «Цветок на земле»).
Эпиграфом к нашему уроку послужат слова А.Платонова: "Я помню их, ты запомни меня, а тебя запомнит, кто после тебя народится: так и будет жить один в другом, как один свет".
Что такое эпиграф? (Эпиграф - это небольшой текст, цитата, пословица или поговорка в начале произведения, которые помещаются автором для выражения основной мысли книги, статьи в газете или журнале.)

Как вы понимаете эти слова? ( автор говорит о смысле человеческой жизни, о её непрерывности, люди умирают, но память о них остаётся в сердцах и душах будущих поколений, человек бессмертен).
Запишите эпиграф в тетрадях.(записывают).
К этому эпиграфу мы ещё вернёмся после анализа рассказа «Цветок на земле».

4.Усвоение новых знаний.
1) беседа.
А пока давайте вспомним,что вам известно об этом писателе? (В 5 классе мы читали его рассказ «В прекрасном и яростном мире (Машинист Мальцев)». Само название рассказа «В прекрасном и яростном мире» (1941) говорит о том, как понимает автор мир, в котором мы живём. Мы полностью отдаёмся жизни, самозабвенно любим своё дело и своих близких, а вокруг нас таятся силы непонятные, страшные в своей мощи и ярости. Но,несмотря на враждебность и губительность каких-то внешних жизненных сил, нужно бороться и сопротивляться, потому что ты Человек! Так считает рассказчик, так считает и сам автор. Усилия героя увенчались успехом – Мальцев, чахнувший без любимого дела, вновь обрел зрение благодаря помощи своего напарника. Человек способен победить все враждебные силы! Может быть, они и встречаются-то на жизненном пути лишь для того, чтобы человек почувствовал все свои возможности, весь свой потенциал. Жизнь не бывает легка и тиха. Человеку приходится жить в «прекрасном и яростном мире», где радость бытия в полной мере ощущается лишь после борьбы, приложенных усилий, большой работы. Но тогда в полной мере человек может почувствовать всю красоту мира, счастье от того, что он живет, чувствует, от того, что он Человек.) ( Нам известны его сказки: «Финист-Ясный сокол», «Волшебное кольцо», в которых доброта, любовь и справедливость побеждают зло и коварство).

Давайте поподробнее познакомимся с личностью этого необыкновенного писателя.
Послушайте рассказ ученика () об Андрее Платонове и попробуйте ответить на вопрос: «Что повлияло на творчество писателя, какие герои предстают перед нами в его произведениях?»
2) сообщение ученика о жизни и творчестве Андрея Платонова(+ показ слайдов).


Андрей Платонович Платонов  родился 20 августа 1899 года недалеко от города Воронежа в рабочей семье. «Платонов» -это псевдоним. Настоящая фамилия писателя-Климентов. Он взял этот псевдоним от имени отца, от которого он унаследовал любовь к технике. Отец его, Платон Фирсович, – был машинистом паровоза, слесарем железнодорожных мастерских. Это был талантливый изобретатель-самоучка. А мать, Лобочихина Мария Васильевна, была дочерью «часового мастера». В семье было 11 детей, Андрей – самый старший. 

· Учился в церковно-приходской школе, а затем в железнодорожном техникуме. Как самый старший из детей в семье, чтобы помочь родителям, начал работать с 14 лет. Платонов участвовал в Гражданской войне, окончил политехнический институт, во время Великой Отечественной войны служил на фронте военным корреспондентом. Сменил много специальностей. От отца унаследовал любовь к технике и «потной работе».

· Еще подростком начал писать стихи, рассказы, которые печатались в газетах и журналах. Жизнь Платонова и его литературная судьба были нелегки, но он всегда описывал жизнь , её трагические стороны так, как видел и считал правильным. И писал Платонов всю жизнь: он относился к своей литературной деятельности как к работе. Такое отношение к делу можно назвать нравственным отношением к своему долгу, призванию в жизни.
Как простой и искренний человек, писатель Платонов стремился понять правду о происходящем вокруг него. Поэтому герои Платонова люди простодушные, с естественным, как у детей, восприятием жизни; с детским удивлением и сомнением, когда они обнаруживают, что их обманывают; с детской болью, когда они видят страдания других. Таковы герои больших произведений Платонова «Со¬кровенный человек», «Чевенгур», «Котлован». В 40 лет он пишет рассказы для детей. В сборник «Июльская гроза» вошли такие произведения, как «Еще мама», «Сухой хлеб», «Железная старуха», «Неизвестный цветок»,  «Цветок на земле».
До конца жизни Андрей Платонов не переставал работать: писал сценарии, рассказы, обрабатывал народные сказки.
Писатель умер от туберкулёза, заразившись этой болезнью от умирающего сына,за которым он ухаживал, в 1951 году 5 января. Сын Платонова,Платон,успел подарить ему внука, у Платонова осталась дочь – Мария Платонова. Похоронили писателя на Армянском кладбище. В настоящее время его имя носит улица Воронежа, школа, библиотека. Его именем названа литературная премия, фестиваль искусств. Памятник Платонову стоит перед зданием Воронежского университета. В 2011 году стала работать постоянная выставка в литературном музее города Воронежа, посвящённая жизни и литературной деятельности писателя.



Итак,что повлияло на творчество писателя, какие герои предстают перед нами в его произведениях? ( на творчество Платонова повлияла его трудная жизнь, ему пришлось рано повзрослеть, начать рано работать, он был на фронте, видел войну, смерти людей. Герои Платонова люди простодушные, с естественным, как у детей, восприятием жизни; с детским удивлением и сомнением, когда они обнаруживают, что их обманывают; с детской болью, когда они видят страдания других, они простые люди, умеющие сопереживать, по-детски удивляться).

В произведениях Платонова часто возникает образ мальчика-подростка, который пытливо всматривается в окружающую жизнь и пытается её понять. Поэтому в книгах Платонова неизменно звучат два главных вопроса: «Что это?» и «Почему?». На эти «детские» вопросы человек обычно ищет ответ всю свою жизнь, Платонов же остаётся ребёнком в продолжение всего своего творчества, ребёнком, который открывает для себя мир в каждой строчке. Он понимает детское сердце и чувствует его радости и страдания. Тема детства занимает важное место в творчестве Платонова. Писатель верил в лучшее будущее людей и видел в детях залог этого будущего.
3) анализ рассказа «Цветок на земле» и заполнение таблицы.
Дома вы прочитали рассказ «Цветок на земле».
Назовите героев этого произведения.( внук Афоня, дед Тит, цветок).
В течение урока мы выясним, какими предстают перед нами эти персонажи, какими их рисует автор, какими представляются они нам. Чтобы фиксировать результаты нашего анализа текста рассказа, начнём заполнять таблицу,характеризуя героев произведения.
Внук Афоня
Дед Тит
Цветок







Итак, один из героев этого произведения-внук Афоня.
- Давайте выясним, каким видит его автор, каким видим его мы. Найдите и прочитайте цитаты из текста, которые характеризуют мальчика, и запишем их в таблицу (читают фрагменты из рассказа и записывют).
- Какие эпитеты использует автор, говоря об Афоне?
- С чем автор сравнивает мальчика? Найдите сравнение.
- Какие эпитеты ещё можно назвать для характеристики мальчика? (беспокойный, непоседливый, энергичный, любознательный, добрый, внимательный)
- Чем интересен образ Афони? (ему скучно жить, он просит своего дедушку открыть какую-то великую тайну)(заполняем таблицу).
- Дедушка Тит-ещё один герой повествования. Каким мы его увидели? (дети находят фрагменты и зачитывают). Найдите эпитеты, олицетворения, срвнения, которые использует автор для характеристики деда.
- Какие эпитеты вы подберёте для характеристики образа дедушки? (сонный, спокойный, трудолюбивый, мудрый, добрый, заботливый, внимательный) (заполняем таблицу).
-В переводе с латинского языка Тит-«честь», «почёт» (записать в таблицу). О чём нам это говорит?
- Скажите, зачем автор показывает нам внука и дедушку? (внук настойчиво просит дедушку открыть великую тайну "Расскажи мне про всё!")
-О чём мальчик хочет узнать?
-И вот мальчик с дедушкой отправляются «белый свет пытать».
-Что показал внуку дед?
- Расскажите мне об этом цветке (ребята зачитывают фрагменты из рассказа, заполняем таблицу)
- Какими художественными "красками-эпитетами" рисует автор цветок? (голубой, терпеливый, молчаливый, жалконький, живой, святой труженик)
- Почему автор называет цветок тружеником, трудолюбивым? (он выживает в трудных условиях, становясь сильным и красивым)
- Зачитайте, пожалуйста, те фрагменты, которые помогут нам представить всю тяжесть борьбы цветка за жизнь (дети читают фрагменты,заполняем таблицу)
- Если я спрошу о строении рассказа, то к какому компоненту композиции вы отнесёте такие важные слова, как «он из смерти работает жизнь»? (кульминация)
- Почему вы считаете этот момент самым важным? (потому что в этом и заложен смысл жизни цветка:постоянно побеждать смерть, выживать, жить и своей жизнью прокладывать новые жизни)
-Найдите общую черту в описаниях героев. (труженики, трудолюбивые)
-Понятие труд-одно из ключевых в рассказе.
Труд помогает преодолеть препятствия, выжить в этом мире и цветку, и людям. Труд превращает мертвое в живое.
-Понял ли Афоня, что главное? Докажите словами из текста. (Афоня понял, что жизнь бессмертна: цветок дает семена, а человек остается в своих детях, в своих делах. Он понял, что жизнь-это постоянный труд. Труд делает жизнь, создаёт её)).
-Объясни, важно ли для понимания рассказа, что его действие происходит во время войны.

-Рассказ заканчивается словами: «Дед кротко улыбнулся, и погладил головку внука, и посмотрел на него, как на   цветок, растущий на земле». О чем подумал дед?

- Почему рассказ назван «Цветок на земле»? (цветок на земле-это мальчик Афоня, который будет расти,как цветок, трудиться, делать добрые дела, после него останутся дети, внуки, как семена цветка. Цветок-ребёнок, который так же тянется к жизни, к знаниям, к мудрости. Афоня, как цветок от солнца, зарядился от деда любовью к земле, к людям, к жизни и работе.Он вырастет настоящим человеком, так как у него крепкие, здоровые корни.Афоня узнал о бессмертии человеческой жизни. Жизнь человека сложна и есть в ней болезни и разочарования.Но жизнь бессмертна, т.к. цветок умирает, но оставляет семена: человек умирая, оставляет после себя детей, след на земле. Мальчик понял, что нужно жить так, чтобы оставить хороший добрый след).


- "А иначе, зачем на земле этой вечной живу?" Да? Зачем живёт дедушка на земле? (:) Откуда берёт начало жизнь Афони? (:) В этом и заключается тайна и правда жизни: жизнь вечна! Дедушка прожил долгую жизнь, трудился во благо земли и людей, таким же он воспитает и своего внука. Афоня вырастет и передаст тайну жизни своему внуку: и так будет бесконечно, пока человек борется за право жить на земле.
- Интересный факт из жизни писателя (ученик сообщает, что имя А. Платонов - литературный псевдоним. Писатель взял за основу фамилии имя отца, которого звали Платон Климентов) И ведь это тоже не случайно. Сын - это продолжение отца.
А имя мальчика Афони, Афанасия,в переводе с древнегреческого обозначает «бессмертный»(записать в таблицу).
5.Обобщение и систематизация знаний. Подведение итогов урока.
-Ещё раз обратимся к эпиграфу. Как в нем отражается главная мысль рассказа «Цветок на земле»?
- Итак, мы выяснили, что цветок – символ вечности, высокое духовное творение, которое созидает из праха жизнь».Цветок, когда отцветает, даёт семя. Внук – продолжение жизни. Человек остаётся в поколениях в своих детях, внуках, правнука. Жизнь требует постоянного труда, борьбы. Для Платонова особенно дорога мысль, что « жизнь не есть стремление к удовольствиям, но трудное и радостное дело, - дело, которому нужно отдать все силы ума и души» старшее поколение передает новому поколению свои знания , свой опыт, свою мудрость- взращивает семена. Молодое поколение впитывает все, набирается мудрости. А чтобы семена дали крепкие ростки, необходим труд).
-Какую же главную мысль хочет донести до читателей автор? (Жизнь человека есть напряженный труд души и тела во имя будущих поколений).(вывод записать).
-Скажите, достигли ли мы цели занятия? - Почему рассказ называется «Цветок на земле»? Какую мысль хотел донести до нас автор?
-Чтобы вы смогли выразить свои мысли,чувства, я прошу вас выполнить небольшую творческую работу-написать синквейн. Ключевое слово-жизнь (выслушаем несколько).
6.Оценки.
7. Домашнее задание:
а) прочитать повесть-сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (с. 154),
б) подготовить сообщение о жизни и творчестве Антуана де Сент-Экзюпери (1 ученик),
в) иллюстрация к рассказу А.Платонова «Цветок на земле» с комментариями (по желанию).
















Внук Афоня
Дед Тит
Цветок

«Скучно жить на свете»,
«скажи мне про всё»,
«как цветок»,
«тоже захотел теперь делать из смерти жизнь»,
«дед посмотрел на него как на цветок, растущий на земле»,
«добрый»,
«маленький»,
наблюдательный,
отзывчивый,
любознательный,
трудолюбивый,
беспокойный, непоседливый,
энергичный,
внимательный.

Афанасий (в переводе с древнегреческого)-бессмертный.

«Спит», «дремлет»,
«годов много»(87 лет),
«я уж всё видел»,
«глаза белые и слёзы в них плачут»,
«мне глядеть ведь долго пришлось»,
«руки большие, кожа на них стала как кора на дереве»,
«толстые чёрные жилы»,
«руки много земли испахали»,
«большая капля слезы»,
«я смолоду думал»,
«я всё знаю»,
«добраягрудь, пахнувшая тёплой землёю»,
«старый»,
«пахарь»,
сонный,
спокойный,
трудолюбивый,
мудрый,
добрый,
заботливый,
внимательный.
В переводе с латинского языка Тит-«честь», «почёт».






«Голубой»,
«терпеливо росший корнем из мелкого чистого песка»,
«тут самое главное тебе и есть»,
« жалконький»,
«живой»,
«тело он себе сделал из мёртвого праха»,
«пахнет от негочистым духом»,
«святой труженик»,
«он из смерти работает жизнь»,
терпеливый,
молчаливый,
добрый.






Синквейн
Жизнь
Сложная,прекрасная
Учит, испытывает, воспитывает
Она требует постоянной борьбы.
Труд









13PAGE 15


13PAGE 14215