Открытый урок по СБО на тему Продукты питания, из значение для здоровья человека в 5 классе (1 отделение)

Информационная карта открытого коррекционного занятия Дата 22 ноября 2013 года

Тема урока
Продукты питания, их значение для здоровья человека.

Предмет
Социально-бытовая ориентировка

Класс
5 А класс (одна группа из семи человек)

Тип урока
Изучение нового материала

Цель урока
Формирование навыков выбора основных продуктов питания

Задачи урока
дать представление о значении питания в жизни человека, учить различать полезные и неполезные продукты, осознать полезность этих продуктов для своего организма;
развивать умение работать парами, в группах, мыслить, рассуждать, делать выводы; развивать высшие психические функции (ВПФ) посредством полных устных ответов и компьютерных технологий.
воспитывать культуру питания, интерес к урокам СБО.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы
Здоровье сберегающие технологии, игровые и компьютерные технологии.
Словесные, наглядные и практические методы обучения.
Создание занимательной ситуации.

Время реализации урока
40 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока
Учащиеся приобретают знания о наличии питательных веществ и витаминов в основных продуктах питания, об их значении и необходимости для комфортной жизнедеятельности организма.
Приобретают умения и навыки выбирать полезные продукты из пестрящего многообразия.
Приобретают такие личные качества, как ответственность, внимательность к своему здоровью.

Необходимое оборудование и материалы
Подбор продуктов по наличию в них питательных веществ и витаминов; таблички с названиями питательных веществ; карточки для вклеивания в тетрадь и клей карандаши для каждого ученика.
Технические средства обучения: компьютеры, проектор, интерактивная доска.

Учебно-методическое обеспечение урока
Интерактивное мультимедийное сопровождение к уроку (презентация в Power Point 2007)






Этапы
Деятельность учителя
Деятельность ученика.
Результа
тивность

ППН
Веселый прозвенел звонок!
Мы начинаем наш урок.

Учитель читает стихотворение.

Учащиеся приветствуют учителя и после слов учителя продолжают стихотворение:
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти!


II. Основная часть




Активизация познавательного интереса.
Демонстрация слайдов.





Решение кроссворда.








Сообщение темы и цели занятия.

-Сегодня к нам в гости из мультфильма Смешарики пришли Лосяш и Крош! Они пришли на изучение новой темы нашего предмета. (Слайд 2)

-А что сегодня мы будем изучать, мы догадаемся, отгадав кроссворд (Слайд 3)
-Отгадайте загадки из кроссворда, который предлагает вам Крош! И вы узнаете, какое слово он спрятал и как это слово связано с нашим уроком! (фронтальная работа с кроссвордом).

-Какое слово спрятал Крош? (слово «продукты»)
-О чём мы будем говорить на уроке?
- На уроке мы будем говорить о продуктах.
-Молодцы, ребята! (Слайд 3)

-Итак, мы начинаем изучать тему ПИТАНИЕ. Тема нашего сегодняшнего урока «Продукты питания, их значение для здоровья человека. Стоимость основных продуктов питания». Мы узнаем для чего питается человек, ознакомимся с основными продуктами питания (Слайд 4)
-Лосяш и Крош к нам специально пришли на урок.
А знаете почему? (по щелчку мыши всплывает изображение Бараша) С их другом – Барашем случилось несчастье – он объелся пирожных и сейчас ничего не может есть, потому что болит очень сильно живот. Вот друзья его и решили к нам прийти, чтобы узнать больше информации о полезных продуктах питания и рассказать об этом Барашу.
-Я очень надеюсь, что вы, ребята, сможете им в этом помочь, активно работая на уроке! (Слайд 5)



Отвечают на вопросы и отгадывают загадки из кроссворда.

Отвечают на вопрос «продукты»


Работа над новым материалом.
Запись темы в тетрадь.
-Откроем тетради и запишем тему (Слайд 6)
Слушают, записывают в тетрадь


Объяснение нового материала с мультимедийным сопровождением и параллельным закреплением
-Мы питаемся, чтобы жить. Питание влияет на здоровье и продолжительность жизни. (Слайд 7)
- Рассмотрим схему «Для чего организму нужно питание» (Слайд 8).
Учитель сначала сам зачитывает всплывающие по щелчку мыши части таблицы:
1)Для повышения выносливости и активности.
2)Для роста и развития организма.
3)Для хорошего самочувствия.
4)Для борьбы с болезнями.
-Прочитайте ещё раз нашу таблицу громко и чётко, чтобы познакомить наших гостей Лосяша и Кроша для чего же нужно питаться.

-Но чтобы питание пошло на пользу, а не во вред организму, нужно употреблять больше полезных блюд. (Слайд 9)
-Какие же блюда называются полезными?
Щелчком мыши учитель вызывает на экран определение и зачитывает:
«Полезные блюда – это блюда, которые приготовлены из продуктов содержащих много витаминов и жизненно-важных компонентов, как белки, жиры и углеводы».
-Что же такое БЕЛКИ и в каких продуктах они содержатся?
«БЕЛКИ – питательные вещества, строительный материал для нашего организма. Белков много в молочных и мясных продуктах, в яйцах» (Слайд 9)
-Ребята, а какие продукты изготавливают из молока?
- Из молока изготавливают: кефир, сметану, творог, простоквашу, сырки, йогурты, сыр, сухое молоко, сгущёнку, шоколад, мороженое. (Слайд 9)
-В молоке содержится около ста полезных веществ. Благодаря набору в нём полезных веществ врачи прописывают его многим больным. А уж детям его и подавно следует пить каждый день – желательно с утра, а не на ночь, так как оно взбадривает человека, делает его более активным.
-А какие мясные продукты вам знакомы?
После ответов по щелчку мыши всплывают на экран изображения с молочными и мясными продуктами. (Слайд 9)

«Жиры и углеводы – питательные вещества, дают организму энергию, то есть помогают становиться выносливыми и сильными. Углеводы подпитывают кору головного мозга» - читает учитель (Слайд 10)
- Назовите продукты богатые жирами, углеводами, опираясь на наш слайд (Слайд 11). Учитель должен проследить, чтобы каждый ученик воспроизводил в речи название продуктов. Если учитель уловил, что один из учеников не повторяет вместе со всеми, то целесообразно его попросить повторить ещё раз уже отдельно от остальных учащихся.
-Ребята, назовите продукт, без которого трудно представить накрытый стол. (Хлеб) (Слайд 12)
-ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА. Он – источник углеводов, витаминов и других очень полезных веществ. Хлеб легко усваивается сам и помогает усваивать другие продукты.

- А кто из вас ходит в магазин за хлебом?
- Сколько стоит хлеб? (1 булка хлеба стоит 50 тенге)

-Что же такое витамины? Зачем они нужны организму? (Слайд 13)
«Витамины – это такие полезные вещества, которые необходимы организму для поддержания жизни. Витамины содержатся во всех выше перечисленных продуктах».
Слушают, отвечают на вопросы.







Слушают, отвечают на вопросы.


Учащиеся пробуют дать полный ответ на этот вопрос, исходя из своего понимания.







Дети отвечают полным ответом, перечисляя продукты.




Дети ещё раз называют хором продукты, следя за указкой учителя.


Учащиеся хором называют продукты, следя за указкой учителя.

Ответы учащихся: ХЛЕБ






Словарная работа
- Ещё раз зачитаем наши определения (Слайд 14).
- Прочтите словарные слова. Обратите внимание на безударные гласные в словах, запомните их. Запишите слова в тетрадь, подчеркивая безударные гласные и проставляя ударение.
3-ое учеников зачитывают по очереди определения Записывают в тетрадь:
Белки, жиры, углеводы, витамины


Фронтальная работа по сортировке продуктов
-Итак, ещё раз внимательно посмотрите на таблицу (Слайд 15). Учитель на несколько секунд оставляет таблицу перед глазами детей.
-А теперь, давайте попробуем все вместе помочь Лосяшу и Крошу рассортировать продукты из корзины по наличию в них питательных веществ: белков, жиров и углеводов. Около каждой таблички с названием питательного вещества положим соответствующий продукт (Слайд 16)
Учитель вместе с детьми рассортировывает продукты, дети называют питательные вещества, которые содержат те или иные продукты. После окончания работы у столика с продуктами остаётся один человек для проверки. Он называет продукты по наличию питательных веществ, а остальные учащиеся проверяют свою работу, опираясь на таблицу на экране. (Слайд17).
«Белки – все мясные и молочные продукты, яйца.
Жиры – жиры животного и растительного происхождения, масла.
Углеводы – фрукты и овощи, мучные и сладкие изделия, крупы».
Отвечают на вопросы.
Перечисляют ингредиенты.


Объяснение учителя и фронтальная работа с таблицей «Витамины».
- Какие же основные витамины содержатся в продуктах? (Слайд 18)
В моркови, свекле, в баклажанах, луке, сыре содержится много витамина А, который улучшает зрение и рост.
В хлебных и мясных изделиях, в крупе и яйцах содержится много витамина B (Б), который укрепляет организм и даёт запас энергии.
В рыбе, в рыбьем жире, в растительном и подсолнечном маслах много витамина D (Д), который укрепляет костную систему человека.
В овощах, особенно в капусте, во фруктах и ягодах много витамина C (Ц), который помогает бороться с болезнями.
-Назовите продукты, богатые витамином А?
-Какой витамин помогает бороться с болезнями?
- Избыток сладостей и мучных изделий – конфет, пирожных, тортов наносят существенный вред зубам и всему организму. Подробнее мы с вами поговорим об этом на следующем уроке (Слайд 19)/



Физминутка “Вершки и корешки”

Я буду называть овощи. Если едим подземные части этих продуктов, надо присесть, если наземные – встать во весь рост и вытянуть руки вверх.
(Картофель, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, тыква).
Услышав продукты - картофель, морковь, свекла, репа - приседают.
Услышав продукты – фасоль, помидор, огурец, тыква – встают во весь рост.


Работа в тетради.
-А сейчас возьмите в руки клей карандаши, откройте тетради и вклейте нашу итогово-обобщающую таблицу. (Слайд 20).



Зрительная гимнастика
-Ребята, давайте мы с нашими гостями немного отдохнём. Выполним гимнастику для глаз. Вы должны будете следить за движущимся объектом на экране, а когда объект будет мигать – вы моргайте глазками.
-Посмотрите на соседа по парте и улыбнитесь друг другу. А теперь, внимание на экран! Учитель включает минутку для глаз. (Слайд 21)
Выполняют гимнастику для глаз.


Закрепление и подведение итогов (самостоятельная работа у интерактивной доски)
-Итак, для чего нужно правильно питаться? (Слайд 23)
-Выберите только полезные для нашего организма блюда. (Слайд 24)
-Питательные вещества, которые подпитывают кору головного мозга.
(Слайд 25)
-Как называется витамин, который улучшает зрение и рост? В каких продуктах больше этого витамина? (Слайд 26)
-Как называется витамин, который укрепляет организм и даёт запас энергии? В каких продуктах больше этого витамина? (Слайд 27)
-Как называется витамин, который укрепляет костную систему человека?
В каких продуктах содержится этот витамин? (Слайд 28)
-Выберите витамин, который закаливает организм человека и помогает бороться с болезнями. В каких продуктах содержится этот витамин?
(Слайд 29)
-Помоги нашим гостям выбрать продукты, которые необходимы сейчас Барашу. (Слайд 30)
-Соберём предложение, которое и станет нашим выводом к уроку!
(Слайд 31-39)
-Зачитайте вывод к уроку.
- Есть можно не все что можно съесть! Слайд 40)
Учащиеся выходят по очереди к доске. Учитель зачитывает вопрос, ученик выбирает правильный ответ и с помощью учителя электронным маркером указывают на правильные ответы, проговаривая их вслух.





Учащиеся зачитывают вывод урока.


Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)
-Выберите присущее вам настроение от урока. (Слайд 42)
Дети выбирают «настроение», комментируют выбор.


Домашнее задание

Стимуляция хорошего настроения на дальнейшее изучение раздела учебной дисциплины.
- Выучить таблицу, вклеенную в тетрадь (Слайд 43)





III. Итог. Рефлексия
Итак, урок наш подошёл к концу. Надеюсь, теперь мы все знаем, какие продукты являются основными для сохранения здоровья человека! Теперь наши друзья смогут посоветовать Барашу, что можно ему сейчас кушать, а от чего следует воздержаться.
Наши гости Вам выражают свою благодарность – «Спасибо за урок, ребята! Вы нам здорово помогли!» (Слайд 44)
В ответ учащиеся говорят: «Пожалуйста!»







15