Сварка уголков в нижнем положении шва

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №17»










План конспект урока производственного обучения.

Профессия: Сварщик (электросварочные и газосварочные работы»).


Тема: «Сварка уголков в нижнем положении шва»












Разработал: мастер производственного обучения
Ивченко Андрей Николаевич



Алексин, 2014
.
Урок производственного обучения

Профессия: «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»
Тема: «Сварка уголков в нижнем положении шва»
Группа 87 I курс
Тип урока: Изучение трудовых приемов и операций
Материально-техническая база урока.
1. Инструменты: молотки, зубила, металлические щетки, линейки, чертилка, уголки, заготовки к изделию, электроды марки МР-3, диаметром 3 мм.
2. Оборудование: сварочный пост, ТДМ-301, щитки, маски, защитные очки, спецодежда.
3. Наглядные пособия: инструкционно-технологическая карта, образец изделия, эскиз изделия.
Цели:
Образовательная
Формирование умений и навыков проведения сварки уголков в нижнем положении шва. Добиваться выполнения задания с заданным качеством и в установленное время.
Воспитательная формирование качеств личности: - аккуратность; - самостоятельность; - умение работать в звене; - бережное отношение к материалам и инструментам; - ответственность за выполняемую работу.


Развивающая
Формирование навыков производственной самостоятельности, самоконтроля и оценки качества технологических операций. Закрепить и проверить у обучающихся навыки и умения самостоятельно работать по инструкционно-технологической карте. Развивать у обучающихся творческий подход к изготовлению изделий.
Ход урока.
I. Организационная часть (3 минуты)
1. Проверка обучающихся по списку.
2. Проверка готовности обучающихся к работе.
II. Вводный инструктаж (25-30 минут)
1. Сообщить тему урока, учебную цель и план работы на урок.
2. Актуализация знаний.
2.1. Повторить с обучающимися правила поведения в учебно-производственных мастерских, правила охраны труда при выполнении сварочных работ.
2.2. Предложить обучающимся ответить на вопросы теоретического курса по сварке.
2.3. Объяснить обучающимся практическое задание на основании технологической карты и эскиза.
2.4. Напомнить, что в процессе работы нужно пользоваться эталонным образцом, инструкционно-технологической картой и эскизом.
2.5. Демонстрационный показ приемов сварки.
III. Текущий инструктаж.
1. Учебная деятельность обучающихся:
Упражнения в выполнении технологических операций по сварке.
Самоконтроль качества сварки изделия.
2. Целевые обходы мастера производственного обучения.
Обход рабочих мест с целью контроля подготовки обучающихся к работе и обеспечения безопасных условий труда.
Обход рабочих мест  с целью оценки:
1. Состояния рабочих мест и соблюдения правил безопасности туда.
2. Правильность выполнения приемов работы и самоконтроля.
3. Фиксация результатов наблюдений и контроля учебной деятельности.
4. Приемка и оценка готовых работ обучающихся.
IV. Заключительный инструктаж.(5-10 минут)
1. Подвести итоги занятия - степень достижения целей урока: отметить положительные стороны изменения в уровне обученности, развитие самостоятельности, аккуратности.
2. Провести анализ теоретических знаний, указать типичные ошибки.
3. Провести анализ качества выполненной практической работы и выполнение норм времени, показать лучшие работы.
4. Анализ типичных ошибок, допущенных в работе и пути их предупреждения.
5. Сообщить отметки за выполненные работы по практическому заданию.
6. Уборка рабочих мест.
I. Вводный инструктаж.
Планируемые результаты изучения темы для предложенной учебной ситуации
Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению результатов.
Действия мастера для создания условий достижения запланированных результатов.
Действия обучающихся для достижения запланированных результатов

1. Подготовка к формулированию и решению проблемы

Личностные: Развитие мотивации, познавательного интереса к проблеме
Метапредметные: Анализ представленной информации
Предметные: Формирование умения сравнивать, обобщать и делать выводы






Ответить на вопросы:
Что называется сварным соединением?
Что называется сварочным постом?
Как Вы объясните термин "Сварка снизу вверх"?
Какие бывают виды сварных соединений?
Что такое сварной шов?
Как подразделяются сварные швы по положению в пространстве?
Как изменяется сила тока при сварке в вертикальном положении шва?

1.Подготовить вопросы для организации проблемной беседы
2.Подвести обучающихся к:
- осознанию трудности технологического процесса
-формулировки проблемы
- нахождения способов решения проблемы
3. Сформулировать тему и задачи урока.

Обучающиеся учувствуют в беседе
Выдвигают гипотезы по проблеме и способов ее решения


2. Теоретическое решение проблемы с использованием натуральных образцов

Личностные: развитие интеллектуальных способностей.
Метапредметные: Развитие системного мышления, отборка знаний из физики, химии, материаловедения необходимых для решения проблемы.
Предметные: Освоение знаний, необходимых для исследования проблемы, чтения чертежей и составления инструкционной карты

Ответить на вопросы:
1. Перечислите приемы подготовки металла перед сваркой
2. Назовите виды контроля сварных соединений.
1.Подготовить наглядные пособия
2.Выбор задания
3. Подготовить чертеж задания
4. Подготовить сварочное оборудование и материалы для сварки.
5. Разработать инструкционную карту последовательности операций
5. Организовать обсуждение выполнения задания.
Обучающиеся учувствуют в беседе
Выдвигают гипотезы по проблеме и способов ее решения
Выстраивают под руководством мастера логическую цепочку способов практического выполнения задания





Проведение беседы
1. Определение задач урока.

Сегодня на уроке обучающиеся должны выполнить сварку уголков в нижнем положении шва.

2. Объяснение технологического процесса.

Беседа сопровождается демонстрацией натуральных объектов, каждый элемент которых является обобщением или подтверждением некоторого этапа обсуждения, отдельных элементов выполнения решения обучающихся под руководством мастера.
2.1 Подготовка оборудования.
Пояснения мастера.
1. При выполнении сборочных и сварочных работ существуют следующие основные опасности для здоровья рабочих: поражение электрическим током, поражение лучами дуги глаз и открытых поверхностей кожи, ушибы и порезы во время подготовки изделий к сварке и во время сварки, отравление вредными газами и пылью, ожоги от разбрызгивания электродного расплавленного металла и шлака.
2. Под режимом сварки понимают совокупность показателей, определяющих характер протекания процесса сварки. Эти показатели влияют на качество тепла. вводимого в изделие при сварке. К основным показателям режима сварки относятся: диаметр электрода, сила сварочного тока, напряжение на дуге и скорость сварки. Дополнительными параметрами режима сварки являются: род и полярность тока, тип и марка покрытия электрода, угол наклона электрода.
Выбор режима ручной дуговой сварки часто сводится к определению диаметра электрода и силы сварочного тока. Диаметр электрода выбирается в зависимости от толщины свариваемого металла, типа сварного соединения, типа шва.
3.Относительно малый сварочный ток ведет к неустойчивому горению дуги, непровару и малой производительности.
Чрезмерно большой ток ведет к сильному нагреву электрода при сварке, увеличению скорости плавления электрода и непровару, повышенному разбрызгиванию электродного материала и ухудшению формирования шва.
Существует очень большая вероятность вытекания расплавленного металла, падение капель. Чтобы этого не происходило, сварку надо производить очень короткой дугой. Кроме этого будут необходимы и поперечные колебания электрода. Начнем с вытекания расплавленного металла. Что может удержать слой расплавленного металла в сварочной ванне? Только сила поверхностного натяжения. Употребим и термин «пленка поверхностного натяжения». И чем тоньше будет масса, тем больше вероятности, что она будет удержана силой (пленкой) поверхностного натяжения. Достичь этого можно следующим приемом: конец электрода надо периодически отводить в сторону от ванны, давая возможность расплавленному металлу частично закристаллизоваться. Далее применяется пониженный ток (на 10%) и электроды меньшего диаметра. Все это даст уменьшение ширины сварочного валика.

2.2. Приемы подготовки металла перед сваркой.
Иллюстрация натуральных образцов.
Для своей работы воспользуемся металлической щеткой и уайт-спиритом для обезжиривания.
а) Зачистить кромки свариваемых пластин на ширину 15 мм.
б) Обезжирить кромки растворителем с помощью кисточки.
2.3. Сборка конструкции к сварке на прихватках.
Иллюстрация натуральных образцов
Перед сваркой детали необходимо надежно закрепить, затем установить прихватки. Это позволит в дальнейшем предотвратить деформации конструкции.
1. Закрепить детали
2. Установить зазор равный 2мм.
3. Установить две прихватки длиной 10мм. по краям сварного стыка, отступив от края 5мм.
4. Установить одну прихватку длиной 10мм. с обратной стороны
2.4 Техника выполнения сварки.
Объяснение мастера с использованием презентации и видеоролика сварки натурального объекта
1. Необходимо зажечь дугу на специальной угольной пластине. Не рекомендуется зажигать дугу на основном металле, так как возможно загрязнение и оплавление конца электрода.
2. Выполнить поочередно сварку стыков на проход справа налево.
Сварку необходимо вести без колебательных движений электрода, на короткой дуге углом вперед.
2.5 Самоконтроль качества работы, предупреждение дефектов.
Что бы свести к минимуму возникновение дефектов при сварке, необходимо производить контроль действий на каждом этапе технологического процесса.
а) Плохая зачистка кромок от ржавчины может привести к несплавлению металла.
б) Слабое закрепление металла перед сваркой и неправильная установка прихваток может способствовать деформации и короблению конструкции.
б) Неправильная установка зазора может способствовать прожогам или не провару сварочного шва.
в) Нарушение техники сварки может привести к прожогам, наплывам, неровностям, трещинам, порам в металле сварочного шва.
2.6 Охрана труда и техника безопасности при проведении сварочных работ
Соблюдение техники безопасности строго необходимо на всем протяжении работы.
Перед началом работы
-Сварочный аппарат и рабочий стол сварщика должны быть надежно заземлены.
-Спецодежда сварщика должна быть чистой, без малейших следов масла или жиров, не стеснять движения работающего, не вызывать неприятных ощущений, защищать от искр и брызг расплавленного металла, свариваемого изделия, влаги, производственных загрязнений, механических повреждений.
Во время работы
- не допускать попадания искр, брызг расплавленного металла, ультрафиолетовых лучей от сварки, на открытые участки кожи.
- необходимо использовать перчатки сварщика во избежание ожогов
В конце работы
- выключить оборудование.
- убрать рабочее место

3. Практический показ

Планируемые результаты изучения темы для предложенной учебной ситуации
Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению результатов.
Действия мастера для создания условий достижения запланированных результатов.
Действия обучающихся для достижения запланированных результатов

Личностные: Развитие интеллектуальной активности
Метапредметные: Развитие системного мышления и умения
Предметные: Формирование умения оценивать представленную работу и применить ее для выполнения практического задания.


- сконцентрировать внимание на выполнении операций, мастером.
-подготовить рабочее место;
- показать подключение и настройку сварочного аппарата;
- рассказать о самоконтроле в процессе выполнения работы, о межоперационном контроле;
- рассказать о рациональной организации рабочего места, о правилах безопасности труда;
- произвести практический показ технологического процесса сварки конструкции согласно инструкционной карте.
Следят за ходом выполнения задания
Выполняют инструкции мастера

4. Подготовка к текущему инструктажу

Личностные: Развитие ответственности и адаптивности
Метапредметные: Развитие системного мышления
Предметные: Формирование умения организовать рабочее место

Правильно организовать рабочее место
Получить задание, необходимые материалы и инструмент.
Проверить усвоение обучающимися изученного материала, при этом выявить пробелы в знаниях и умениях;
- сообщить критерии оценок за практическую работу;
-расставить по рабочим местам.

Получают у мастера инструменты и материал.
Занимаются организацией рабочего места.

II. Практический этап.

Личностные: Развитие ответственности и адаптивности
Метапредметные: Развитие системного мышления и умения чтения чертежей и применения знаний курса спецтехнологии для практического выполнения работы
Предметные: Формирование умения производить сварку.

1. Подготовить сварочное оборудование к работе.
2. Настроить режим сварки.
3. Выполнить последовательность операций при подготовке металла к сварке.
4. Произвести сварку согласно задания.
5. Контролировать порядок действий на каждом этапе выполнения задания, что бы исключить дефекты сварного соединения.
6. Выполнять технику безопасности.
7. Сдать работу мастеру.
8. Убрать рабочее место

Проводить целевые обходы
1. Проверить организацию рабочих мест.
2. Проверить правильность настройки оборудования.
3. Проверять правильность выполнения задания.
4. Проверять соблюдение охраны труда и техники безопасности.
5. Индивидуальное инструктирование отстающими учащимися, дополнительное задание наиболее успевающим учащимся.
6. Проверять аккуратность и правильность ведения самоконтроля.
7. Проведение повторного группового инструктажа для предупреждения и исправления типичных ошибок или для повторного показа (при необходимости)
1.Выполняют подключение и настройку оборудования.
2. Выполняют сварку
3. Следят за организацией рабочего места.
4. Контролируют ход выполнения работы по инструкционной карте.
5. Соблюдают технику безопасности при проведении сварочных работ



III. Заключительный инструктаж

Дом задание – пройденный материал
1.Подвести итоги за день, анализ работы каждого обучающегося;
2.Сообщить оценки, с обоснованием выставленных оценок;
3.Продемонстрировать лучшие работы, отметить, кто из учащихся добился отличного качества в работе;
4.Разобрать и дать анализ наиболее характерным недочетам в работе обучающихся, указать пути и методы их устранения;
5.Раскрыть экономическую сторону урока, рациональный расход материала;
6.Подвести итоги занятия в целом;
7.Выдать домашнее задание: Повторить пройденный материал.
вся подгруппа, принимает участие в обсуждении, выявляют дефекты и обсуждают ошибки.


Критерии оценки и уровни выполнения задания
Диагностическая карта (Приложение 3).


Высокий уровень «5»
Средний уровень «4»
Низкий уровень «3»

Уровень сформированности умения выполнения сварки алюминия вольфрамовым (неплавящимся) электродом в среде инертного газа.







Изделие собрано без смещения кромок пластин, отсутствует деформация. Сварочные швы прямолинейны, нет видимых дефектов шва.
Изделие собрано без смещения кромок пластин, отсутствует деформация. Криволинейность шва не более 2 мм на 100 мм шва. Отсутствуют прожоги, подрезы. Наплывы, неровности шва – не более 2 на 10 мм.
Смещение пластин не более 2 мм, незначительная деформация, наличие наплывов более 2 на 100 мм шва. Криволинейность шва более 2мм на 100 мм шва. Наличие прожогов более двух на изделие, непровар корня шва.






















Диагностическая карта
дата

Измерительный и визуальный контроль сварного соединения (стык)
Соблюдение ОТ и ТБ
Организация рабочего места
Выполнение нормы
Оценка



Время на тему

Сборка
соединения
Геометрические параметры шва
Визуальный контроль
(дефекты сварного шва)





№ п.п.
Ф.И.О
Подготовка
к сварке
Установка прихваток
Ширина шва
Усиление
провар
поры
Прямолинейность шва
Наплывы неровности
прожег
деформации





1
















2
















3
















4
















5
















6
















7
















8
















9
















10
















11
















12
















13
















14
















15
















16
















17
















18
















19
















Мастер п/о_____________________/________________/





Технологическая карта
Сварка уголков в нижнем положении шва.

№ п.п
Операция
Инструменты и приспособления
Материал
Технологический процесс

1
Подготовка металла под сварку
Линейка, мел, чертилка, металлическая щетка, угольник
Стальной уголок 45 мм.
Разметка, зачистка кромок под сварку.

2
Сборка
Линейка, угольник
Стальной уголок 45 мм.
Собрать детали изделия, согласно эскиза.

3
Прихватка
Источник питания, сварочные провода, щиток, электроды, электрододержатель, зубило, молоток, защитные очки
Стальной уголок 45 мм .
Произвести прихватку изделия согласно эскизу.

4
Сварка
Источник питания, сварочные провода, щиток, электроды, электрододержатель, зубило, молоток, защитные очки
Стальной уголок 45 мм .
Произвести сварку деталей изделия, зачистить швы от шлака.

5
Оценка качества сварного шва


Визуальный осмотр сварного соединения.


















Заголовок 215