Ы и И после Ц



Правописание Ы-И после Ц 
Цель урока: 
 1. Обучающая цель: - познакомить с новым опознавательным признаком – наличием [Ц] перед гласным, с правописанием Ы-И после Ц; - научить правильно обозначать орфограмму; - повторить правописание О - Е после шипящих в корне слова, безударных гласных корня, окончаний существительных, приставок на З - С, пунктуацию в сложноподчиненном предложении; - расширить лексический запас учащихся. 2. Развивающая цель: -развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать. 3. Воспитывающая цель: -вызвать интерес к урокам русского языка.
Краткое описание: 
 Фонетическая зарядка. Проверка домашней работы. Опрос по карточке. Изучение нового материала (постановка проблемы) Изучение нового материала. Творческое задание(создание кроссворда, карточек). Итог урока. Задание на дом.
Ход урока.
1. Фонетическая зарядка.
- Запишем сегодняшнее число, « Классная работа ».
-Отгадайте звук по «паспорту»: [?] – согласный глухой непарный, твердый непарный. ([Ц]).
- Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока, а пока повторим изученное. К доске пойдет один ученик для работы по карточке, а мы проверим домашнее задание (упр.133) 
2. Проверка домашней работы.
Взаимопроверка.
Объясняется правописание слов, в которых дети допустили ошибки. Обращаем внимание на произношение слов.
3.     Опрос работающего у доски по карточке.
                                   Карточка.
Вставить пропущенные буквы и объяснить правописание.
      С…дел на ж…рдочк…, р…сток крыж…вника, ш…рты, ш…пот, расч…тливый, беч…вка, находился в состоянии ш…кА.
Способ проверки – «светофорами».
- Объяснить лексическое значение слов:
             Бечевка – тонкая веревка.
             Бечева – прочная толстая веревка, канат.
             Шок – потрясение, расстройство.
 
4.     Изучение нового материала.
Создание проблемной ситуации.
- Переходим к изучению новой орфографической темы. Для этого обратимся к материалам для наблюдений и определим тему урока.
      Учитель произносит слова
                
                  станция                                                   улицы
                  цирк                                                        Синицын
                  циркуль                                                  цыпленок
      - Какие звуки слышатся во всех словах? (ЦЫ)
      - А посмотрите, как написано (открывается материал для наблюдения).
      - ЦЫ и ЦИ.
      - Почему? Наша задача – разобраться, когда после Ц нужно писать Ы, а когда – И.
      - Какова же тема нашего урока?
      - Сформулируйте ее. («Правописание Ы – И после Ц»)
Учитель записывает тему урока на доске, дети - в тетрадях.
      - Чтобы узнать, когда после Ц пишется Ы, а когда – И, отправимся на веселый урок.
      Задание учащимся: прослушать и заполнить табличку:
ЦыЦи1) 1)
2) 2)
      - Тррррр! Начинаем веселый урок. Мои дорогие помощники, берегитесь! К сегодняшнему уроку я приготовила особое задание.
      - Диктант в стихах. Приготовьтесь писать и будьте внимательны: в диктанте много слов с буквой Ц, и вы должны определить, что писать: ЦЫ или ЦИ. Готовы?
Цыпленок в цирке выступал
Играл он на цимбалах,
НА мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где пишут ЦЫ, где ЦИ.
 
                                                 А вы знаете?
      - По правилам грамматики в именах существительных после Ц пишется И…
      - Кроме тех случаев, когда пишется Ы. Первое: в окончаниях слов. Например: синицы, птицы, молодцы.
      - И огурцы!
      - Верно, везде Ы, потому что это окончания слов. Второй случай, когда пишется Ы – в суффиксе ЫН. Например: сестрицын, курицын.
      - Значит, и цыпленок через Ы?
      -Почему?
      -Потому что цыпленок – курицын сын.
      - Цыпленок действительно пишется через Ы, но совсем не потому. Просто цыпленок одно из пяти слов, которые надо запомнить:
                  Цыган на цыпочках цыкнул цыпленку: «Цыц»!
       Во всех этих словах пишется: Ы после Ц. Запомнили? А чтоб не забыли, одноклассница споет вам маленькую песенку, в которую входят все эти слова.
Цыган цыпленка увидал,
Заиграл на скрипочке,
А цыпленок услыхал-
Станцевал на цыпочках.
      - А где еще два слова?
      - Да, где ЦЫЦ и ЦЫКНУЛ?
      - Сейчас будет.
Цыц, ребята, не шуметь,
А то цыган собьется,
Перестанет скрипка петь,
Наш урок сорвется.
      - Ну что, цыплята, вам все понятно?
Прозвучал для вас, ребята,
Наш урок про ЦЫ и ЦИ.
Кто не понял, те цыплята,
Кто запомнил, молодцы!
      -Веселый урок закончен. Теперь составим табличку:
5.     Закрепление изученного.
-Устный орфографический разбор.
Дети объясняют правописание слов, написанных на доске, пользуясь алгоритмом, и графически обозначают орфограмму.
Делегация, цилиндр, девицы, птицын хвост,
смуглолицый, цыкнуть, репетиция,
операционная, акация, лисицына лапа.
      - Предупредительное осложненное списывание.
      Вставить пропущенные буквы в слова, записанные на доске.
Рац…я, Цариц…но, зеркальц…, афганц…, ц…гейка,
 ц…клон, ц…ганский, взять под уздц…,
 мультипликац…оный фильм.
      -Объяснить лексическое значение слов:
Рация – переносная станция.
Цигейка – стриженый и крашеный мех овцы.
Циклон – вихревое движение атмосферы с осадкам
      -Кроссворд.
      Узнать слова по лексическому значению, объяснить правописание.
·        Точная выдержка из произведения (цитата).
·        Коренной переворот в жизни общества (революция).
·        Встать на кончики пальцев (на цыпочки).
·        Род перчаток с отделением только для большого пальца (рукавицы).
·        Выравнивать, обрабатывать деревянную поверхность специальным инструментом (циклевать).
·        Систематизированное собрание каких-либо предметов (коллекция).
6.     Словарная работа.
Подобрать однокоренные слова к слову коллекция. (Коллекционный, коллекционировать, кол).лекционер7.     Объяснительный диктант с самопроверкой по контрольной карте.
В экспедиции ученые собрали богатую коллекцию насекомых, среди которых были даже цикады.
Цикада – хоботное прыгающее насекомое с прозрачными крыльями, издающее характерный стрекот.
8.      Подумайте: слова ц…лина, ц…на на это правило? Докажите.
Итог урока.
a.      С чем познакомились на уроке?
b.     Как будем узнавать новую орфограмму?
c.     Каков опознавательный признак изученной орфограммы?
d.     Что нужно знать, чтобы правильно писать: И или Ы после Ц?
      Задание на дом: параграф 23, упр.135,137.