Исследовательская работа Игры наших дедов

МБОУ Дизьминская средняя общеобразовательная школа









Исследовательская работа



«Игры наших дедов»

Работу приготовила:

Семакина Снежана 10 класс


Руководитель –

Русских Надежда Александровна –
учитель краеведения















2015 год




Содержание:
Введение -
Основная часть

Игра как общественное явление 2
Влияние игры на развитие детей 3
Групповые игры 4
Игры с драматическим сюжетом 5
Подвижные игры 6
Обрядовые игры 6
Игры, связанные с физическим воспитанием 7

Заключение . 9
Литература.10























1. Введение.
Удмурты в прошлом - это одна из крайне отсталых в культурном отношении народностей. Но удмуртский народ, благодаря высокой приспособленности к суровым условиям нашего края, на протяжении веков создавал свою материальную и духовную культуру. Он создал уникальные по пригодности к жизни элементы культуры в таких сферах, как: жилище, одежда, пища, фольклор.
У удмуртского народа существует ряд обычаев и традиций, которые сохранились до настоящего времени. С самого рождения родители готовили ребенка к тем трудностям, которые ожидали его во взрослой жизни. Едва ребенок начинал ходить, будь то мальчик - отец мастерил для него игрушки в виде коня или быка; для девочки мать собирала кусочки меха, сукна, прививала навыки будущей хозяйки. Все это сопровождалось игровой_ деятельностью. Удмуртские игры привлекают к себе особое внимание. Они занимают огромную роль в воспитании, способствуют сохранению, соблюдению и почитанию традиций удмуртского народа.
Собирая материал, я много пересмотрела различных книг, брошюр, беседовала с мамой, бабушкой, расспрашивала их о народных удмуртских играх. Мои родные - деревенские жители, они нередко соприкасаются с народной культурой: на праздниках, в быту, посещают самодеятельные концерты. Поэтому рассказы из детства об их детских играх мне помогли подобрать ряд народных игр, которые раскрывают мою работу
В старину ни один праздник не обходился без игр. В быстроте, ловкости и силе с удовольствием состязались не только дети, но и взрослые. В жизни ребенка игра имеет очень важное значение. Для детей любая игра серьезна: играя, ребенок живет, он познает мир. В детских играх сохранились ополоски старины, черты давно ушедшего быта. Большинство игр унаследовано детьми от взрослых, многие из них - отражение обрядов взрослых людей. Ребята, осваивая приобретенные знания, продолжают выдумывать, фантазировать и вносить что-то свое, особое. Народная игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, развлекает, дает отдых.
Гипотеза: народные игры несут не только развлекательные, зрелищно-эстетические, ритуальные функции, но явно преобладающими являются педагогические функции - развивающая, познавательная и др.
Цель моего исследования: выявить влияние игры на личность с развивающей и познавательной точки зрения.
Задачи:
изучить понятие игры, игровой деятельности;
изучить взгляды удмуртских писателей, ученых на влияние игры в воспитании личности;
рассмотреть разные виды игр.

2. Основная часть.
2.1. Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку). Игра может быть средством самопознания.
развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта.
В жизни существует огромное количество самых разнообразных игр. Сложность их классификации заключается в том, что они, как и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние динамики исторического процесса, идеологии разных социальных групп.
Игра - это время, проведенное с пользой, где дети проявляют ловкость, быстроту, сообразительность, умения и знания. Игры проводятся с определенными правилами.
Например: Т.Борисов, удмуртский этнограф и искусствовед, описывает игры во время окончания Масленицы: игры проходят на окраине деревни, которые проводятся обязательно в кругу.
Т.Верещагин описывает катание на санях, хороводные игры, катание детей на санках и корытах.
Б.Гаврилов считает, что игры удмуртов связаны с религией. К ним он относит праздник «Гербер».
Большим праздником удмурты считали Великий день - Пасха. В течение недели взрослые не работали, отдыхали да веселились. На окраине деревни устанавливали качели, там качались и взрослые, и дети. Кое-где устраивали игры (в местах, где пробивалась первая травка) в косточки, в козла. Дети также катали по желобку яйца.
В нашей республике много лесов, поэтому много игр проводили с приспособлениями, атрибутами из дерева: «Чиж», «12 палочек», «Катушки» и т.д..
Игры играются детьми разных возрастов. Каждая игра развивает физически, повышает здоровье детей, пополняются знания, умения. Дети берут из игры полезное для себя: учатся быть руководителями, организаторами игр. Такие игры, как «Мы лен сеяли». «Маруся лен посеяла» учат детей трудиться, но эти игры используютсяолько в нескольких районах Удмуртии.
2.2 В ходе игр осуществлялось физическое (подвижные игры).
трудовое (строительные, игры с изготовлением игрушек), умственное (загадки), эстетическое (танцевальные, игры-хороводы) развитие детей, развивались формы управления и самоуправления. развивались формы управления и самоуправления. Игра являлась основным фактором подготовки детей к труду. К усвоению результатов производственной деятельности прошлых поколений она стимулировала у ребенка суммы качеств и навыков, необходимых в жизни каждого человеческого общества.

Ми таримес кизимы (А мы просо сеяли) - игра-хоровод.
Ми таримес кизимы, кизимы.
Ой, дид. ладо, кизимы. кизимы.
Ми таридэс лёгомы, лёгомы
Ой. дид, ладо, лёгомы, легомы

Ти бен маин лёгоды, лёгоды? Ой, дид, ладо,лёгоды, лёгоды..

Ми валъесмес лэзёмы, лэзёмы. Ой, дид, ладо, лэзёмы. лэзёмы.

Ми валъёсмес кутомы, кутомы. Ой, дид, ладо, кутомы, кутомы.

Валмы понна дун, сётэ, дун сётэ. Ой, дид, ладо, дун сётэ, дун сётэ.
Ми бен маин сётомы, сётомы? Ой, дид, ладо, сётомы, сётомы.

Ми бастомы Васидэс, Васидэс. Ой, дид, ладо, Васидэс, Васидэс.























А мы просо сеяли, сеяли. Ой, дид, ладо, сеяли, сеяли

А мы просо вытопчем, вытопчем.
Ой, дид, ладо, вытопчем, вытопчем.

Чем его вы стопчете, стопчете?
Ой, дид, ладо,с топчете, стопчете.
Да коней мы выпустим, выпустим.
Ой, дид,ладо, выпустим, выпустим

А мы их повыловим,выловим.
Ой, дид, ладо, выловим, выловим

Мы коней-то выкупим, выкупим.
Ой, дид, ладо, выкупим, выкупим.

Что за них вы просите, просите?
Ой, дид, ладо, просите, просите.

А возьмем мы вашего Васеньку.
Ой, дид, ладо, Васеньку, Васеньку.

Играющие встают в две шеренги, одна против другой. На первые две строчки куплета первая шеренга, держась за руки, двигается топающим шагом навстречу другой шеренге, на следующие две строчки возвращаются обратно. На второй куплет эти же движения выполняет вторая шеренга. Соответственно 1, 3, 5, 7 куплеты поет первая шеренга. 2. 4. и т.п. - вторая. Шеренга, исполняющая последний куплет, забирает из противоположной шеренги ребенка, чье имя было названо в песне. Игра повторяется.
2.3 По содержанию все детские игры лаконичны, выразительны и доступны. Групповые детские игры «с правилами», дающие ребенку наиболее ценный опыт совместной деятельности и общения, происходили на открытом воздухе: во дворе, на улице, на пустыре и т.п.. В процессе игр, различных занятий и совместных прогулок дети осваивали близлежащую территорию, определенный «мир» предметных элементов (строения, заборы, деревья, места купаний и т.д.). В возрасте от 6 лет до 9 площадь освоенной детьми территорий резко увеличивалась, причем мальчики, движимые исследовательским интересом делали это гораздо активнее девочек.

Небыльток! (Растяпа, ты!)
Дети встают парами по кругу, лицом в круг (как на игру «Третий лишний»). Водящий стоит в центре круга. Исполняется быстрая веселая удмуртская мелодия. Водящий, выполняя какое-либо движение удмуртского танца, движется по кругу, легким поклоном головы приглашая впереди стоящих игроков (4 - 10 человек) в круг. Они следуют за водящим, повторяя его движения. Внезапно музыка прерывается. Танцующие разбегаются и встают позади свободных игроков, т.е. ищут себе пару. Оставшемуся без пары хором говорят: «Растяпа ты!» Он должен спеть или сплясать. Игра повторяется. «Растяпа» становится водящим.
Палтури (Одинокий журавль)
Игроки встают парами в колонну. Водящий «одинокий журавль»стоит впереди играющих. Покачивая сцепленными руками, игроки хором произносят считалку:
Тури, тури, палтури. Журавель, журавель,одинокий журавель.
Войын нянь тыныд кури. Где летают твои крылышки?
Кытчи ыштид бурдъёстэ? Где бродят твои ножки -
Кытчи кельтыд пыдъёстэ? Давно я приготовил тебе хлебушка с маслом.

Тини инмын кизили, Вон на небе звездочка,
Монэ туннэ кут али! Ты меня поймай-ка!

Последняя пара, разъединившись, бежит вперед. Игроки должны соединиться вновь, не давая возможности водящему поймать одного из них. Если это не удается, пойманный игрок образует пару с «одиноким журавлем» и встает впереди играющих. Оставшийся без пары занимает место водящего. Игра повторяется.
Вариант._Игроки стоят парами по кругу, лицом в круг. «Одинокий журавль» идет за кругом, дотрагивается до какого-нибудь игрока и убегает. Игрок, до которого дотронулись, должен поймать «одинокого журавля». Если игрок поймал «журавля», они встают парой в круг, а оставшийся без пары становится водящим.
Если для детей младенческого возраста были придуманы элементарные словесно-двигатнельные игры, базирующие на фан тазии, наблюдательности и активности ребят и отражающие все значительные явления и факторы объективной жизни. Дети в процессе таких игр «хозяйничали»,»работали». «готовили еду»,сеяли. косили, собирали урожай», «угощали», «шили» и т.д.. В такого рода играх_хозяйственная деятельность, преображенная фантазией, составляла их главное содержание. Подражая взрослым дети воспроизводили основные трудовые процессы, присущие данному типу хозяйства.
2.3 Игры, связанные с познанием природы, животного и растительного мира, отличались драматическим сюжетом, проникновением в сложный мир отношений, в доступной форме знакомили с нормами морали. Предлагали выходы из сложившихся ситуаций, активизируя ум и душу детей.
Тылобурдоос (Птицы).
Один из играющих выбирается водящим, остальные - «птицы».
"Проводится черта, вдоль которой выстраиваются «птицы». В десяти шагах от черты разбрасываются небольшие палочки - «зерна». После сигнала водящего играющие бегут и быстро собирают палочки. После второго сигнала все «птицы» возврашаются на свои места за черту. У кого оказалось больше собранных «зерен», тот и становится победителем. Игра повторяется 2-3 раза.

Куреген куакаен, или крок котик (Коршун и курица)
Выбирают «коршуна», «курицу» и 5-7 «цыплят».
«Цыплята»выстраиваются за «курицей» в колонну, обхватив руками талию впереди стоящего игрока. «Коршун» нападает на «цыплят»,стараясь схватить последнего. «Курица», раскинув руки-«крылья»,защищает «цыплят». Игра продолжается до тех пор, пока «коршун» не утащит всех цыплят.
2.4 Подвижные игры, в которые дети особенно активно играли с 7 лет до 12-13 лет, развивали ловкость, мастерство, учили ориентации в быстроизменяющихся ситуациях, правильному выбору действий, поиску необходимого правильного поведения. Г.Е.Верещагин отмечал, что игры удмуртов имели преимущественно гимнастический характер. Часто звучали шутки, загадки, фокусы

Кичабкемен (Догонялки).
Водящий стоит в центре круга и держит согнутую правую руку ладонью кверху. Один из игроков подходит к нему и, произнося «кичабкемен», - ударяет его по ладони, после чего все бросаются врассыпную. Водящий старается догнать одного из игроков и осалить его. Когда это ему удается, он замирает на месте, а осаленный становится водящим. Новый водящий, в свою очередь, осаливает следующего игрока, а сам, как и первый, замирает на месте; и так, пока не останется один неосаленный. Он получает приз.
Кузь Кук (Длинные ноги)
Играют 10 и более человек. На расстоянии 5 - 10 метров проводятся две черты: стартовая и финишная. На финиш ставится приз (туесок со сладостями и т.п.). Каждому участнику выдают ходули. По сигналу ведущего игроки, встав на ходули. идут за призом. Упавшие выбывают из игры. Приз получает тот, кто первым до него дошел.
Примечание. Играможет__быть проведена между командами_ по_ принципу эстафеты. Ходули вручаются первым игрокам команд. Им нужно дойти до финиша и вернуться обратно. После чего они передают ходули вторым игрокам, те, в свою очередь. - третьим и т.д. Команда, закончившая и игру первой при наименьшем числе падений, получает приз
2.5 Среди детских и молодежных развлечений в особую группу можно выделить игры, связанные с календарной обрядностью и_ в_ силу этого имевшие «привязку» к какому-либо конкретному обрядовому циклу. Связь отдельных народных игр с календарными обрядами объясняется, по-видимому, тем. что у целого ряда народов игры являлись заключением какого-либо определенного процесса, например, охоты пли цикла земледельческих "работ. Часто игры выступали и как магико-религиозное сопровождение различных трудовых процессов.
Во время традиционного земледельческого праздника «гырыны потон» (выход на пахоту) любимой игрой детворы был сбор яиц (курег пуз питыртон), разбрасываемых вместе с зерном по вспаханной полосе, и катание их. На весеннем празднике «Быдзим нунал» (Пасха) парни за деревней строили качели и вечером молодежь поочередно качалась, играла в пятнашки, горелки, водила хороводы, во время которых пела весенние песни Зазег уя (Гусь плывет)
Зазёг уя, чож уя но, Гусь плывет с гусынею да.
Зазег уя, чож уя . Гусь плывет с гусынею.
Мур вуосты яратэ, яратэ - 2 р. Любит воды глубоки -2р.

Дыдык поръя гурласа но. Гулял голубь, ворковал да.
Дыдык поръя гурласа. Гулял голубь, ворковал.
Ас котырас эшъессе отьыса, Он голубку приглашал, приглашал.
Ас котырас эшъессе отьыса. Он голубку приглашал, приглашал.

Арамаын учи чирдэ, Поет в роще соловей да.
Арамаын учи чирдэ. Поет в роще соловей да
Пинал сюлэмъесты но чигыса -2р. Сердце растревожил он песнею -2 р.
После каждого куплета исполняется припев: Милям Оля эщез тэрга, А у Оли друга нет.
Милям Оля эшез тэрга. А у Оли друга нет.
Кине меда яратэ. яратэ, Оля. друга выбирай, выбирай,
Кине меда яратэ. яратэ Оля. друга выбирай, выбирай

Играющие встают в колонну парами и покачивая сцепленными руками, поют песни. Водящий стоит впереди колонны. На слова «друга выбирай, выбирай» играющие пары поднимают сцепленные руки, образуя ворота. Водящий проходит между парами, выбирает себе друга и уводит его в конец колонны. Оставшийся без пары, занимает место водящего. Игра-хоровод повторяется, пока не закончится песня.
Очень любопытный праздничный обряд «каша для ума» (визь жук) проводился в современном Завьяловском районе: группа детей 7-8 лет по подсказке какой-нибудь бабушки обходила дома односельчан, собирая крупу и масло для каши. Собранные продукты приносили к этой бабушке, и она, сварив кашу. кормила ребят, приговаривая, чтобы они набирались ума-разума.
На Масленице катались с ледяных горок, в святки совершали обходы ряженных. Группы участников делились по возрастному составу: молодежь комплектовала свои группы, дети-подростки собирались своим кругом.

Ки улти потыса шудон (Игра парами).
Играющие. взявшись за руки, встают парами по кругу, лицом в круг. Под быструю весёлую музыку заранее намеченная пара пробегает через круг и, пройдя под руками любой другой пары, встает на ее место. Пара, оставшаяся без места, пробегает под руками третьей пары и занимает ее место. Движение продолжается до тех пор. пока звучит музыка, должна станцевать или спеть. Она же начинает игру вновь.
2.6 По мере того, как дети начинали ходить, расширять «географию» своего обитания (двор, улица, речка, лужок и т. п.), доминирующим средством их физического воспитания становились игры.
Кичабкемен (Догонялки).
Водящий стоит в центре круга и держит согнутую правую руку ладонью кверху. Один из игроков подходит к нему и, произнося «кичабксмен», -ударяет его по ладони, после чего все бросаются врассыпную. Водящий старается догнать одного из игроков и осалить его. Когда это ему удается, он замирает на месте, а осаленный становится водящим. Новый водящий, в свою очередь, осаливает следующего игрока, а сам, как и первый, замирает на месте; и так. пока не останется один неосаленный. Он получает приз.
Кузь Кук (Длинные ноги)
Играют 10 и более человек. На расстоянии 5 - 10 метров проводятся две черты: стартовая и финишная. На финиш ставится приз (туесок со сладостями и т.п.). Каждому участнику выдают ходули. По сигналу ведущего игроки, встав па ходули, идут за призом. Упавшие выбывают из игры. Приз получает тот", кто первым до него дошел.
Капка (Ворота).
За воротами (шириной 1 м и высотой 1.5 м), в трех шагах от них, ставят стол, на котором лежит приз. В 3 - 5 м от ворот выстраиваются желающие получить его. Требуется с завязанными глазами пройти через ворота, не задев их, подойти к столу и движением руки сверху вниз взять приз.

Шача (Шест).
Гладкий березовый шест длиной 4 м окрашен наполовину красной, наполовину зеленой краской. Играют 2 команды по 5 человек. Одной раздают платочки - это «девочки», другой картузы - это «парни». Проводится черта между командами. Все берутся за шест и по сигналу ведущего начинают толкать его в сторону противника. Цель игры -оттеснить соперника от черты и добиться, чтобы последний игрок своей команды зашел за нее. Команде-победительнице вручается приз. Специальный приз вручается побежденной команде.
Кин чидалоз (Кто победит0
Играющие встают в круг и берутся за руки. Звучит удмуртская плясовая мелодия. Двигаясь по кругу, играющие одновременно исполняют какое-либо движение удмуртского танца. Музыка постепенно ускоряется, движения становятся все быстрее. Тот, кто споткнулся, станцевал неправильно, из игры выбывает. Побеждает самый ловкий танцор, оставшийся последним
Вариант танцевального движения: на «раз» - шаг правой вправо, на «два» - поставить левую скрестно впереди правой, на «три» - снова шаг правой вправо. на»четыре» - левая скрестно позади правой..
В настоящее время игры проводятся только среди детей. Эти игры утратили связь с обрядами, забывается то, когда и как. в какие игры играли наши предки. Сейчас редко видим, чтобы в клубах старшее поколение играло, например, в хороводные игры.
Считаю, что ценность моей работы в том. что собранный мной материал по народным играм удмуртского народа заинтересует ребят, т. к. многие игры, хоть и немного осовремененные, играются и до сих пор. Мы должны хранить и оберегать наследие наших бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Не должна забываться наша самобытная культура. Чтобы мы, дети, могли на примере этих культурных памятников развиваться, знакомиться с особенностями культуры удмуртского народа, гордиться его прошлым и настоящим. Я считаю, что моя работа может использоваться на классных часах, в группах продленного дня. в детских лагерях отдыха, где ребята познакомятся не только с историей удмуртских народных игр, но и могут принять непосредственное участие в этих играх.

3. Заключение
Велико значение игр в воспитании детей. Можно сказать, что народная игра открывает путь к освоению национальной культуры, таким образом, она воспитывает в подрастающем поколении уважение к своей нации, к традициям своих предков, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу, сохраняя правила гостеприимства, взаимовыручки; готовит к тяжелым трудовым условиям, связанным с нелегким образом жизни. В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания как естественность, непрерывность, массовость, комплексность и завершенность.
Народные игры являются элементом национально регионального компонента, используются в учебно-воспитательной работе в школах Удмуртской Республики и других народов. Использование таких методов в народной педагогике, как: передача народной мудрости через сказки, песни, поговорки, пословицы, меткое сравнение, образное выражение несет в себе наблюдательность, прививают умение делать собственные выводы. Но именно через игру ребенок стремится к самостоятельному труду, к лучшим национальным традициям: любви к природе, бережному к ней отношению, воспитанию физических и высоких моральных качеств, обычаю взаимопомощи и гостеприимства.




































Литература
Г.А. Никитина Народная педагогика удмуртов, Ижевск, издательство «Удмуртия», 1997 год.
Л.В.Зеленина Зарни бугор - Золотой клубок: Удмуртский фольклор. Ижевск: издательство «Удмуртия», 1992 год
В.П.Корепанова Удмуртский фольклор, Ижевск , «Удмуртия», 1989 год
Р.А. Владимирова, Т.Е. Никулина История Удмуртии в школе. Ижевск: Издательство ИПК и ПРО. 2000 год


15