Презентация Повышение двигательной активности учащихся на уроках физической культуры и качество усвоения учебного материала


Исследовательская работа «Средняя общеобразовательная школа №4 » города ЖЕЗКАЗГАН Гребёнкина Юлия Владимировна Тема: Повышение двигательной активности учащихся на уроках физической культуры и качествоусвоения учебного материала Актуальность темы: Снижения двигательной активности школьников на уроках физической культуры. Значительное ухудшение здоровья населения, особенно подростков 14 – 17 лет. По данным Минздравмедпрома РК 14% - детей практически здоровы 50% - имеют функциональные отклонения 36% - хронические заболевания Причина: - социально – экономическая ситуация - сложная экологическая обстановка - образ жизни Главная причина низкого образования – это несоответствие классной формы организации обучения современным требованиям к его качеству и эффективности. Классная форма имеет следующие противоречия: не учитывает приоритеты личности ученика, его мотиваций, интересов, его права на самореализацию в том, к чему у него есть и задатки, и способности, и наибольшие шансы на успех;педагогические отношения строятся, в основном, через подчинения, а не через сотрудничество;невозможно дать полноценный объем, интенсивность физических нагрузок на уроке, потому что календарный возраст не совпадает с биологическим, что замедляет развитие физических качеств и способностей у учащихся;низкая физическая нагрузка на уроке не может обеспечить процессы адаптации организма к физическим нагрузкам;порождение среди учащихся протестующих, которые не хотят выполнять упражнения против своей воли, что вызывает конфликты между учениками и учителем. Методы и организации исследования Цели: - определить отношение учащихся к урокам физической культуры - можно ли поднять двигательную активность учащихся и качество усвоения учебного материала на уроке? - можно ли избавиться от существующих проблем? Провели исследования среди учащихся 6-8 классов (наблюдения, анкетирования, эксперимент, беседа с учащимися и с учителями физической культуры). Анкетирование Ответили на вопросы 145 учащихся школы:Кто любит уроки физической культуры? да – 130, нет – 15 учеников. Какой учебный предмет важнее? Учащихся школы ставят на первое место. 56% – физическую культуру 22% – математику 12% – русский язык 6% – физику 4% – историю По данным анкетирования видно, что дети любят уроки физической культуры.Больше половины учащихся считают, что укрепление здоровья важнее. Проблемы Если детям нравятся уроки физической культуры, то почему же у нас очень много проблем:с ношением спортивной формы;с не выполнением отдельными учащимися требований учителя;с низкой активностью учащихся на уроке;с освобожденными детьми (родители покупают справки);с протестующими детьми (не признают, какой-то раздел программы, не хотят заниматься против своей воли и желания); с прогульщиками уроков и т. д. Во всех этих проблемах дирекция школы обвиняет учителей физической культуры, считает, что они плохо работают, не справляемся с этими проблемами, не могут заинтересовать детей. Беседуя, с учителями физкультуры других школ города и района на семинаре выяснилось, что эти проблемы, к сожалению, существуют во всех общеобразовательных школах, хотя учителя работают все по-разному. Учителя физической культуры говорят, что проблемы были до нас и будут и после нас, если не изменить систему образования и форму обучения. Исследования показали, что проблемы возникли с появлением системы образования, а именно при классно – урочной форме обучения. Выбери свой любимый вид спорта В анкете было предложено ученикам выбрать из учебной программы по желанию виды спорта: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, гимнастика, чтобы уроки проходили эффективнее. Из 145 учеников выбрали: один вид спорта – 34 ученика; два – 75 учеников; три – 30 учеников; четыре – 6 учеников; пять, шесть видов никто не выбрал. Хотят заниматься на уроке баскетболом – 25% учащихся, волейболом – 12%, футболом – 23%, гимнастикой – 12 %, легкой атлетикой – 8% Результаты исследования показывают: - программа по физической культуре представляет собой многоборье, но никто из учеников не хочет быть многоборцем; - дети любят не все разделы учебной программы, они хотят работать по интересам, а именно заниматься своим любимым видом спорта; - требования учебной программы порождают протестующих учеников, они не хотят заниматься теми разделами, которые им не нравятся, и невольно возникают конфликты между учителем и учеником; - падает уважение к учителю, который строго придерживается учебной программы; - дети любят свою физкультуру. Какое же состояние преподавания физической культуры в нашей школе? Нами проведены исследования и наблюдения за активностью учащихся на уроках физической культуры. Результаты исследования показали: 16% учащихся проявляют активность на уроке и усваивают учебный материал; 58% слабо активные, не усваивают материал;26% неактивные (освобожденные и протестующие, которым не нравится какой – то раздел учебной программы). В итоге 84% учащихся не проявляют интерес к урокам физической культуры, так как учитель предлагает упражнения по разделу учебной программы, которые им не нравятся, и работают на уроке без желания, против своей воли, вследствие чего уроки неэффективны и мало результативны. Начиная с 5-ого класса, ежегодно растет процент слабоактивных и неактивных детей на занятиях. «Как улучшить состояние преподавания уроков физической культуры? Как поднять двигательную активность учащихся на уроке и качество усвоения учебного материала?» Для повышения эффективности преподавания уроков физической культуры я предложила учащимся перейти на групповую форму организации обучения на уроках физической культуры. Путем разделения класса по выбору учащихся, по их задаткам и интересам, на группы футболистов, волейболистов, баскетболистов, акробатов, теннисистов и легкоатлетов для углубленного изучения выбранного ими вида спорта можно повысить активность учащихся на уроках физической культуры, так как групповая форма занятий способствует преодолению единообразия, создает динамизм и многовариативность педагогического процесса. Структурный план учебного занятия по групповой форме организации обучения Подготовительная часть урока 12 мин. 1. Объявление цели и задач урока 2. Общая разминка – 8 минут 3. Специальная разминка в группах – 4 минуты Основная часть урока в группах 28 минут 1. Овладение двигательными умениями, приёмами и действиями и их совершенствование - 12 минут 2. Формирование умений действовать в сложных условиях, применяя усвоенные навыки - 10 минут 3. Развитие физических, специальных и психологических качеств - 5 мин. Заключительная часть урока 5 минут 1. Восстановление организма 2. Общее построение в одну шеренгу 3. Подведение итогов урока 4. Домашнее задание для самостоятельных занятий Схема расположения групп в спортивном зале размером 24х24м Результаты эксперимента. Весь учебный год проводили эксперимент по групповой форме с учетом приоритетов личности ученика в 7-8 классах, а, именно, занятия по интересам. В результате эксперимента активность учащихся на уроке повысилась почти на 100% и даже способствует появлению желания заниматься на уроке своим любимым видом спорта у освобожденных детей. Предлагаемая форма обучения снимает многие из наболевших проблем физического воспитания: - дети перестали спрашивать: «А что мы будем делать на уроке?». Теперь учащихся знают, что они будут заниматься своим любимым видом спорта; - многие ученики стали относиться ответственнее к урокам физической культуры. Покупают соответствующую форму, одежду и обувь. Некоторые дети приходят на урок со своим инвентарем (более качественным); - в каждой группе есть лидер, который задаёт темп в интенсивности и объём физических нагрузок. Дети не хотят уступать лидеру в технической, тактической и физической подготовке; - повысилась физическая нагрузка на уроке, что может обеспечить процессы адаптации организма к физическим нагрузкам; - повысился интерес у учащихся к урокам физической культуры, стал решаться вопрос с прогульщиками, они не хотели заниматься теми разделами учебной программы, которые им не нравились; - дети перестали конфликтовать с учителем, теперь отношение учителя с учениками строится только через сотрудничество. Групповая форма занятий развивает у учащихся профессионализм, глубже стали изучать выбранный им вид спорта. Просматривают по телевизору и записывают на видеокассету игры лиги чемпионов, НБА, регулярный чемпионат, играют в мультимедийные программы, где хорошо отражаются технико-тактические варианты в нападении и защите. Многие дети стали заниматься дополнительно в спортивных секциях. Выросли результаты по сдаче учебных нормативов и тестов. При такой форме обучения резко повысилось качество усвоения учебного материала и уровень мастерства. Варианты организации занятий по интересам 1. Занятия по групповой форме; 2. Формировать классы с углубленным изучением отдельных видов спорта, после окончание начального класса; 3. Перевести уроки физкультуры на другую смену и проводить занятия отдельно по видам спорта: 1 – урок «Баскетбола»; 2 – урок «Волейбола»; 3 – урок «Футбола»; 4 – урок «Гимнастики»; 5 – урок «Легкой атлетики», «Настольного тенниса». Заключение Организации занятий по интересам соответствует современным требованием его качеству и эффективности, так как резко повышает двигательную активность учащихся на уроке. Занятия по интересам – это уроки XXI века.