РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ


.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
«Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформулируем их, наших детей,- такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 – 40 лет, общество построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим»Б.М.Неменский[1, 14]
Эстетическое воспитание должно проходить не только во время занятий в школе, но и в семье, походами в театр, на экскурсии, а так же дополнительными кружками разного рода деятельности.
Цель статьи:раскрыть эффективные методы развития личности младшего школьника в условиях эстетического воспитания во внеклассной работе
Эстетическое воспитание основывается на природных возможностях эстетического развития человека. Однако эти потенциальные возможности превращаются в реальные способности только благодаря воспитанию. Можно иметь безукоризненный слух и не слышать музыку Бетховена, иметь острое зрение и не видеть шедевра изобразительного искусства или красоту родной природы. Воспитание, по словам К. Маркса, призвано «очеловечить чувства человека». И далее К. Маркс подчеркивал, что только музыка пробуждает музыкальное чувство человека Сказанное относится ко всем эстетическим способностям. [Неменский Б.М. Мудрость красоты/Б.М. Неменский, - М: Искусство, 1987]
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями: в духовной жизни, повседневном труде, общение с искусством и природой, в быту. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность. Безобразное отталкивает.
В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Об этой проблеме писало очень много отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.А.Леонтьев, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, А.А.Мелик-Пашаев Б.М. Е. Неменский, В.А.Сухомлинский, Е.М.ТорошиловаВ.Н.Шацкая и другие.
Часто среди педагогов бытуют разные мнения о целях эстетического воспитания.Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель:
"Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты" [В.Н. Шацкая, 1987, 14].
От сюда можно сделать вывод, что Шацкая В.Н. важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Она говорила о художественном воспитании, как о части эстетического.
"Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве"[В.Н. Шацкая, 1987, 35].
Эстетическое воспитание это не только художественное воспитание, но и эстетика труда, быта, поведения и отношений, оно формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством.
Запорожец И.Д. определяет художественно-эстетическое воспитание как
«организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает» [И.Д.Запорожец, 1985, 43].
В этих определениях говорится о том, эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.
Б.Т Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [Б.Т. Лихачев, 1998, 51-60].
В "активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического" видит цель художественно-эстетического воспитания Л.А.Григорович[Л.А. Григорович, 1997, 39].
Б.М.Неменский придерживается той же точки зрения. "Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания" [Б.М. Неменский, 1987, 67].
Наиболее удачно цель эстетического воспитания отразила Т.Н. Фокина, которая считает:
«Художественно-эстетическое воспитание - воспитание целостной гармонически развитой личности, для которой характерно сформированность эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве».[Т. Н. Фокина, 1999, 36].
Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. Эстетическая информация в детском возрасте – это будущее вкуса человека.
Формирование эстетических чувств начинается с раннего детства. Дети школьного возраста с большим желанием строят замки и крепости из снега, мокрого песка или кубиков, забивают гвозди, с не меньшим старанием рисуют карандашами, красками или мелом. Родители должны всегда поддерживать, а не тормозить потребности детей.
Младший школьный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
Б.Т. Лихачев пишет:
"Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования художественно-эстетического отношения к жизни".[Б.Т. Лихачев, 1998, 42].
В возрасте от 4,5 до 7 лет у детей развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций; дифференцируются предпочтения на фоне разносторонних интересов - к живописи или графике, пластике или дизайну. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется игрушкой, поделкой и т.д. Важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого.
Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал. Это представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке и т.д. Н.А. Кушаев, отмечает, что для школьного возраста характерна неустойчивость представлений об эстетическом идеале. Возможно, что причина этого является недостаток жизненного опыта.
Эстетическое воспитание – это одна из самых важных и сложных сторон системы воспитания. Оно приобщает к миру прекрасного, помогает полнее чувствовать и ценить.
Особенно важной является задача воспитания эстетической активности ребенка. Не только чувствовать прекрасное, понимать законы красоты, но и преобразовывать близкое окружение по этим законам.
Эстетическая активность – это умение вносить прекрасное в жизнь, преобразовывать серое, бесцветное окружение, делать его эстетически выразительным.
В семье и школе дети приобретают много умений и навыков, которые необходимы культурному человеку. Родители учат убирать комнату, девочки учатся готовить, вышивать, мальчики выпиливать, ремонтировать. В школе, помимо уроков, на которых приобретается много ценных эстетических умений, учащиеся овладевают такими навыками и умениями, которые необходимы бывают в коллективной и общественной работе. Они пишут в школьную газету, готовят выставки рисунков или поделок, организовывают вечера, участвуют в конкурсах чтецов, вокалистов, танцоров и т.д.
Окружение человека, обстановка, одежда, чистота – постоянно влияют на эстетический вкус. Поэтому воспитание у детей общей культуры: соблюдение гигиены, аккуратность, вежливость, внимательность и т.д. – является важной стороной эстетического воспитания.
Важное значение в эстетическом воспитании имеют: одежда, манеры, мимика, жесты, речь. Осанка ребенка, точность и целесообразность движений зависят от того, насколько воспитана и поддерживается у него привычка держаться прямо во время ходьбы, сидение за рабочим столом. Сутулость, небрежная поза создают впечатление неуклюжести. В жестах, мимике. Движениях нужны естественность, простота.
Эстетика внешнего вида есть проявление внутренней красоты, которая прежде всего сказывается а отношениях к людям.
Важным средством организации формирования эстетического вкуса являются различные формы внеклассной работы: кружки и студии по литературе, изобразительному искусству, театральному искусству, музыкальные школы.
Не менее важным для воспитания эстетики являются беседы с учащимися о этикете, о культуре речи, о манере поступков.
Можно организовать встречу какого-нибудь известного лица со школьниками. Эти встречи помогают школьникам осмысливать те или иные проблемы, учат правильным манерам и т.д.
Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в деятельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя.
Важно пробудить у школьника стремление утверждать красоту всюду, где они проводят время. Детей нужно привлекать к тому, чтобы они создавали эстетическую обстановку в школе, в классе, в квартире.
Природа – источник прекрасного. Во время прогулок у детей обостряется эстетическое видение ее красоты, развиваются воображение и образное мышление.
ВЫВОД:
Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом. Школа готовит подрастающее поколения к жизни в обществе. Каждый человек независимо от профессии, живущий в обществе, вступает в контакт с другими людьми, организациями и т.д. Успешность этого взаимодействия во многом определяется уровнем его духовной культуры, частью которой является эстетическая культура. Эстетическая культура – это умение отличать прекрасное от уродливого в любом проявлении жизни.
ЛИТЕРАТУРА:
Неменский Б.М. Мудрость красоты/Б.М.Неменский.-М:Искусство,1987.-253с.
Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе, 1987.-184с.
Запорожец И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. М., 1985.-186с.
Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики / Б.Т.Лихачев. – Самара: Бахрах, 1998.
Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников.
Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. - М.,1997.-175 с.
Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т.Фокина // Дошкольное воспитание. – 1999.-№1.