Конспект урока на тему:Выполнение простой штукатурки.


Мастер п/о: Волков
Конспект открытого урока
Тема урока: Выполнение простой штукатурки
Цели урока:
Образовательные:
систематизировать знания и умения по оштукатуриванию кирпичных поверхностей;
научить умению самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями;
Развивающие:
продолжить формировать познавательные способности: внимание, мышление, память.
способствовать развитию самостоятельности в выполнении производственного задания.
Воспитательные:
привить интерес к избранной профессии;
привить бережное отношение к инструментам;
воспитать умение экономного расходования материалов.
выработать ответственность за личные достижения и результаты работы всей группы.
Тип урока: урок изучения трудовых приемов и операций.
Методы обучения: словесный – беседа, объяснение; наглядный – показ трудовых приемов, наглядных пособий; практический – практическая работа
Материально-техническое и дидактическое оснащение урока: проектор, компьютер, мультимедийный экран; «Таблица дефектов»; «Опорный конспект», карточки, тесты, кроссворды, ребусы; контрольная карта, производственное задание; инструменты и приспособления: штукатурная лопатка, полутерок, растворный ящик, кисть, ведро, штукатурный молоток, стальная щетка, зубило; известково-песчаный раствор; образец – эталон работы.
Межпредметные связи:
– Химия – использование химических формул– Технология – «Штукатурные работы»– Материаловедение «Растворы»
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (5 мин.)
– Здравствуйте, к нам обратились из треста №7, как к мастерам отделочных строительных работ помочь в срочном заказе, т.к. бригады отделочников у них переброшены на сдаточный объект. (Слайд 1)
2. Вводный инструктаж
2.1. Сообщение темы и целей урока
Но у треста есть требования к вам:
– Хорошее знание теории– Творческое мышление– Умение качественно и быстро выполнять работу
Но кроме того у них есть еще одно требование по качественному выполнению операций оштукатуривания, а вот оштукатуривания чего, вы должны определить сами разгадав кроссворд. (Слайды 2, 3, 4, 5, 6)
1. Штукатурить вы хотите?Так возьмите и меняМною стенки вы смочите,Отгадайте: «Кто же я?»  (Кисть)
2. Ровно стену я ровняюИ следов не оставляюЧтобы ясно было всемДаром хлеб я свой не ем (Полутерок)
3. Хоть я с виду малаВовсе не приметная,Но когда раствор затруБуду всем известная. (Кисть)
4. Без меня вам не понятьСтены, пол как выровнятьЭто делать мне не лень,А зовусь я … (уровень)
5. Я длинно, стройно, игривоВсё зависит от меняСделать точно и красивоТо приму работу я. (Правило)
Вопрос: К какой операции по качественному выполнению оштукатуривания трест будет предъявлять свои требования?К операции – Простое оштукатуривание кирпичных поверхностей (стен). (Слайд 7)Вот мы и подошли к теме нашего урока. (Слайд 8)
Вопрос: Чем вы должны будете сегодня заняться?– выполнить задание по теории;– выполнить простое оштукатуривание кирпичных стен с последующим разравниванием и затиркой.
2.2. Актуализация опорных знаний
Мастер:  Прежде чем приступить к объяснению нового материала, нужно повторить пройденный материал.
Бригадиры бригад «Полутерки» и «Терки» получите свои задания: тест (Приложение 1); кроссворд (Приложение 2);  карточки-задания (Приложение 3); ребусы (Приложение 4).
Мастер:  Те, кому заданий не хватило, будут отвечать на мои вопросы. (Слайд 9)
1. Почему отслаивается штукатурка, выполненная по сухой поверхности? 2. Как можно определить качество цемента вне лабораторных условиях? 3. Какой раствор нельзя брать руками? 4. Дать определение раствору. 5. Устаревшее название гипса?6. Какие вы знаете дефекты штукатурки?
3. Формирование профессиональных знаний и умений
3.1. Объяснение нового материала с показом трудовых приемов
Мастер:  Сегодня конспект писать мы не будем, я подготовила для вас опорный конспект. (Приложение 5)
Поверхности отделываются различными штукатурками
1) отделка листами сухой штукатурки (ГКЛ) – сейчас это наиболее прогрессивный метод отделки; (слайд 10)2) декоративная отделка; (слайд 11)3) монолитная штукатурка бывает:  простая (под сокол) (слайд 12); улучшенная (под правило) (слайд 13);   высококачественная (по маякам или «в чистый вес») (слайд 14).Сегодня мы с вами будем выполнять простую штукатурку. (Слайд 15)Она выполняется с небольшой точностью. Её делают в подвалах, в складских помещениях, во временных сооружениях.
Штукатурка необходима для того, чтобы утеплить здание, улучшить звукоизоляцию, обеспечить полную или частичную несгораемость здания и предохранить его деревянные части от гниения.
А) Ознакомление с технологической последовательностью
Мастер:  Чтобы узнать первую операцию вы должны отгадать ребус. (Приложение 6)
1) подготовка поверхностиА вот следующие операции вы уже отгадали сами того не зная на устном опросе отгадывая ребусы. (Слайд 16)
Б) Организация рабочего места, подготовка инструмента к работе
Мастер:  Но прежде чем приступить к оштукатуриванию поверхности нужно подготовить рабочее место. (Слайд 17)
Под рабочим местом понимается зона, оснащенная необходимыми техническими средствами, в которой осуществляется трудовая деятельность.
Организацией рабочего места называется система мероприятий по оснащению рабочего места средствами и предметами труда и их размещению в определенном порядке.Нужно убрать все лишние предметы, освободить проходы, осмотреть и привести в рабочее положение инструмент и инвентарь. Необходимо работать в рукавицах, перчатках и спец. одежде.Прежде чем приступить к работе штукатур должен проверить свой инструмент.
Мастер: Покажите инструмент (инструмент лежит на столе) для подготовки, нанесения и разравнивания раствора, и затирки.
Выступление учащегося: показывает и  называет инструмент (в сопровождении слайдов)
(Слайды 18, 19, 20, 21)
Мастер:  Кроме данного инструмента  есть и более современный инструмент. (Слайд 22)
В) Подготовка поверхности, нанесение раствора
Мастер:  Подготовка поверхности – это первая технологическая операция, выполняемая при производстве штукатурных работ. (Слайд 23)Одним из основных условий, определяющих качество штукатурки, является её сцепление с поверхностью, на которую она нанесена. При слабом сцеплении штукатурка, отслаивается, а затем и отпадает. Чтобы обеспечить надежное сцепление раствора с поверхностью, её как раз и подготавливают – придают шероховатость, очищают от пыли и загрязнений.В первую очередь проверяют вертикальность и горизонтальность конструкции, а также прочность их установки. Швы кладки выбирают на глубину до 10-15мм, а поверхность очищают стальными щетками. Затем смачивают водой или грунтуют для лучшей адгезии. Прежде чем наносить раствор его подвижность определяют стандартным конусом. (Слайд 24)Известковые растворы хорошо сцепляются с кирпичной поверхностью. Работать известковыми растворами легко благодаря их большой пластичностью. Однако эти растворы медленно схватываются и твердеют. В качестве вяжущего вещества применяют глину, гипс, цемент, известь и их смеси.
Г) приготовление растворной смеси, ее состав
Известь – одно их древнейших вяжущих. (Слайд 25) Её применяли ещё 3-4 тыс. лет назад, поскольку производство извести, очень простое. Сырьем являются распространенные осадочные горные породы: известняки, доломиты, мел, в составе которых преобладает карбонат кальция СаСО3. куски этих пород прокаливали на огне.
При этом карбонат кальция переходит в оксид: (Слайд 26)
СаСО3 = СаО + СаО2 ^
После прокаливания куски становятся пористыми (с углекислым газом они теряют около половины совей массы) и при смачивании водой превращаются в тонкий порошок, а при избытке воды образуется пластичное тесто, которое использовали в качестве вяжущего. Известь применяют в качестве основного вяжущего материала для штукатурных растворов, а также как пластифицирующую добавку к цементным растворам (например, при плиточных работах).
Тяжелым заполнителем для обычных строительных растворов являются пески, крошки, специальный заполнитель. Для строительных растворов применяют природные и дробленые (или искусственные) пески.
Растворы, приготовленные на одном вяжущем материале, называют простыми, а на нескольких вяжущих – смешанные (сложные). (Слайд 27)
Составы простых растворов обозначаются двумя числами.
Для смешанных (сложные) растворов соотношение состоит из трех чисел.В зависимости от соотношения между количеством вяжущего материала и заполнителя различают  жирные, нормальные,  тощие растворы. (Слайд 28)
Жирные – растворы с избытком вяжущего материала. Их смеси очень пластичны, но дают при твердении большую усадку. Нанесенные толстым слоем они растрескиваются.
Тощие – растворы содержат небольшое количество вяжущего материала. Их смеси малопластичны и поэтому менее удобны в работе. Они дают очень малую усадку, что весьма ценно при облицовочных работах.
Жирность раствора по смеси определяют следующим образом. (Слайд 29)
В течение 1-2 мин смесь помешивают веслом:
– тощая смесь почти не прилипает к веслу;– нормальная смесьприлипает в отдельных местах;– жирная смесьбольшое количество прилипшего раствора.
Делать штукатурный намет обычными способами сразу на всю толщину нельзя, т.к. схватившийся раствор будет оплывать, поэтому наносят на поверхность послойно.
Простая штукатурка состоит из двух слоев – обрызга и грунта. (Слайд 30)
Обрызг – первый слой штукатурного намета. Он предназначен для соединения штукатурки с основанием путем заполнения пустот и трещин отделываемой поверхности. Обрызг выполняют раствором жидкой консистенции. Толщина его при нанесении вручную составляет 3-5 мм. Чем правильнее приготовлен и нанесен раствор обрызга, тем лучше он заполняет  шероховатости, тем крепче сцепляется с поверхностью и тем прочнее, будет держаться штукатурка, слой обрызга не разравнивается, его шероховатость способствует сцеплению со слоем грунта.
Грунт – второй слой штукатурного намета. Раствор для грунта приготавливают несколько гуще, чем для обрызга. Грунт – это основной (по объему) слой штукатурного намета. Он образует необходимую толщину штукатурки и выравнивает поверхность. Толщина грунта 5-7мм. средняя суммарная толщина всех слоев простой штукатурки – 12 мм.Штукатурные слои наносят на поверхность разными приемами – набрасыванием и намазыванием. (Слайд 31)
Набрасывание раствора производится из ящика ковшом, из ящика мастерком.В процессе оштукатуривания раствор приходится наносить в разных положениях: слева направо и справа налево, это зависит от места, куда наносят раствор. Самое удобное положение – нанесение раствора слева направо.Слой обрызга не разравнивают. Чтобы проверить схватился ли слой обрызга, пальцами рук надавливают на раствор, если раствор не продавливается, то слой обрызга схватился. После этого наносят слой грунта.  Затем производят разравнивание с последующей затиркой. (Слайды 32, 33)
Д) Объяснение с показом
Мастер:  Сейчас я покажу вам, как нужно выполнять простое оштукатуривание кирпичных поверхностей. Последовательность, которой мы с вами только, что просмотрели.
Е) Контроль качества
Мастер:  При обнаружении дефектов в ходе выполнения работ необходимо пользоваться таблицей дефектов. Выявления причины их появления и своевременно устранять (Приложение 7), а также нужно следить за отклонениями при оштукатуривании (Приложение 8)
2. Закрепление нового материала
Выполнение трудовых процессов учащимся. Закрепление урока с демонстрацией трудовых приемов одного учащегося: подготовка поверхности, приемы нанесения раствора, приемы разравнивания, приемы затирки.
 Мастер: На доске вывешено мозаичное полотно со всеми операциями, которые вы будете сегодня выполнять, но инструменты к ним перепутаны. Вам предлагается восстановить их в том порядке, в каком вам нужно будет ими выполнять операции. И если вы правильно их расставите, то на обратной стороне будет собран рисунок одной из операций оштукатуривания. (Приложение 9)
3. Инструктирования по безопасным условиям труда
Мастер: Давайте вспомним, какие требования т/б должны выполнять штукатуры при оштукатуривании стен известковым раствором.
– А теперь мы с вами посмотрим видеосюжет по т/б и вы мне после просмотра ответите на вопрос:– Какие требования техники безопасности нарушили учащиеся?
Видео: Нарушение техники безопасности (слайд 34)
4. Выдача заданий
Бригадирам выдается производственное задание с комментарием мастера. (Приложение 10) (слайд 35)
3. Текущий инструктаж Самостоятельная работа учащихся по оштукатуриванию стен.
Целевые обходы мастера:
1. Контроль работы учащихся2. Оказание помощи при выполнении работ обучающимся.3. Приемка и оценка работ.4. Уборка рабочих мест.5. Заполнение контрольной карты.
4. Заключительный инструктаж
4.1. Анализ работы каждого учащегося
4.2. Сообщение о достижении цели урока
Мастер: Проанализируйте то, чем мы с вами занимались и скажите:
– Какими качествами должен обладать мастер отделочных строительных работ? (Слайд 36)
4.3. Подведение итогов урока по контрольному листу
4.4. Сообщение оценок каждого учащегося
4.5. Рефлексия учащихся
Мастер: Выберите инструмент на карточках, с которым вам сегодня было труднее всего работать, и напишите на нем свое мнение о сегодняшнем уроке. (Приложение 11)
4.6. Домашнее задание
Мастер: Повторить тему «Разравнивание и затирка поверхностей».
Учебник «Общая технология отделочных строительных работ» И.В.Петрова § 5.4.1-5.4.5
4.7. Сообщение темы следующего урока (слайд 37)
Мастер:  СПАСИБО ВСЕМ ЗА СЕГОДНЯШНИЙ УРОК! (Слайд 38)
Пояснительная записка.
Учение человека состоит в том, чтобы научиться выполнять определенные трудовые операции, студент все должен проделать сам.
Методы производственного обучения основываются на способах совместной работы мастера, преподавателя и обучаемых им студентов, чтобы успешно сформировать у студентов систему технологических умений и навыков в процессе производственного обучения, необходимо обеспечить им возможность для принятия самостоятельных решений, применять полученные знания и умения в практической деятельности. Создать условия близкие к реальным условиям, т.е. к производственным.
Студенты в процессе обучения в профессиональном колледже должны приобрести навыки самостоятельной работы с учебной, технической, нормирующей документацией в области строительства; выработать до автоматизма трудовые навыки по профессии «мастер отделочных строительных работ», умения принимать самостоятельные решения в привычных ситуациях, т.е. целенаправленно применять полученные знания и умения в практической деятельности.
Одним из средств, позволяющим студентам самостоятельно применять знания, умения и навыки в учебном процессе являются уроки практического обучения.
Цель урока - создать условия мотивированного, практического применения знаний, навыков и умений, дать студентам возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.
Образовательные:
систематизировать знания и умения по оштукатуриванию кирпичных поверхностей;
научить умению самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями;
Развивающие:
продолжить формировать познавательные способности: внимание, мышление, память.
способствовать развитию самостоятельности в выполнении производственного задания.
Воспитательные:
привить интерес к избранной профессии;
привить бережное отношение к инструментам;
воспитать умение экономного расходования материалов.
выработать ответственность за личные достижения и результаты работы всей группы.