Реферат Логопедическая работа с детьми с ОВЗ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ГОУВПО «КГУ»)

Повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров
(факультет)
Кафедра [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Р Е Ф Е Р А Т


Тема «Логопедическая работа с детьми с ОВЗ»

Выполнила Лебедева М,Н.______________
фамилия, инициалы
Руководитель _Иванов В.А.,профессор,доктор медицинских наук_
фамилия, инициалы






2015
Содержание


Введение
2. Виды логопедических работ
3. Заключение 1 Введение
Логопедическая работа с детьми с ОВЗ занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития ребенка. Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, эффективность его обучения. Поэтому своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствуют развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации.
Основной целью логопедической работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими. Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций.
     Логопед разрабатывает тактику коррекционно-логопедической работы, определяют основные направления и формы работы.
Для каждого ребёнка составляется индивидуальная комплексная программа, включающая коррекционно-логопедические задачи на ближайшее время и перспективный план работы.
С целью подбора наиболее эффективных и адекватных приёмов коррекции учитывается взаимосвязь речевых и двигательных расстройств, общность поражения артикуляционной и общей моторики.
Ориентиром в логопедической коррекции служит не календарный возраст ребёнка, а уровень актуального речевого и интеллектуального развития. Одновременно проводится работа по развитию и коррекции нарушений артикуляционной моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Так же стимулируется двигательно-кинестетический анализатор, что позволяет сформировать управление артикуляционным праксисом, развить навыки самоконтроля и адекватной самооценки действий, совершаемых ребёнком. При этом активно используется опора на другие анализаторы (зрительный, слуховой).
     Таким образом, при проведении индивидуальных и подгрупповых занятий логопедическая служба ставит перед собой следующие задачи:
уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата (спастического пареза, киперкинезов, атаксии)
развитие речевого дыхания и голоса, формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в речевом потоке. Выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции
нормализация просодической системы речи
формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи
развитие фонематического восприятия и звукового анализа
развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук
нормализация лексико-грамматических навыков
Основными разделами коррекционно-восстановительной работы, проводимой логопедами с детьми с ОВЗ являются:
1.Коррекция речедвигательных нарушений (укрепление артикуляционного аппарата, релаксация, развитие мелкой моторики, постановка речевого дыхания, формирования ритмико-мелодической стороны речи);
            2.Коррекция звуковой и смысловой стороны речи (формирование         правильного произношения, фонетических, морфологических и синтаксических обобщений, совершенствование и развитие связной речи).
            3.Укрепление артикуляционного аппарата.
Неотъемлемой частью логопедической работы является логопедический массаж. Логопедический массаж улучшает иннервацию подвижности артикуляционных мышц, формирует управление артикуляционными движениями, нормализует мышечный тонус.  В зависимости от диагноза мы применяем расслабляющий и укрепляющий массаж. Для уменьшения гиперкинезов проводится специальный массаж. В основе этого массажа лежит точечный перекрестный массаж. Вследствие того, что дети с ОВЗ имеют множественные двигательные нарушения, мы в своей работе используем элементы самомассажа. Дети с логопедом работают с массажными мячами, кольцами су-джок. Очень нравится учащимся работа с сыпучими материалами (греча, горох, желуди, каштаны), работу с этими предметами мы тоже используем, как элементы самомассажа.
Так же мы используем в своей работе упражнения для мышечного расслабления и снятия эмоционального напряжения. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим -сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Данные упражнения сопровождаются расслабляющей музыкой, специально подобранной для таких занятий.
        У детей с ОВЗ возникают трудности при обучении технике письма, вызванные, прежде всего несформированностью или нарушением хватательной функции кисти, обеспечивающей в свою очередь формирование способа удержания ручки. Разработаны целые специальные комплекты пальчиковых игр и упражнений: упражнения с кольцами су-джок, работа с сыпучими материалами (греча, горох), игры с песком, водой, конструкторы из крышек от бутылок, упражнения со счётными палочками
. Специфические затруднения при письме  у детей с овз чаще всего обусловлены недостаточностью взаимосвязи зрительных образов слов со звуковыми и артикуляционными, с несформированностью зрительно-моторной координации. Ребенок не может плавно прослеживать движения пишущей руки. Это  затрудняет слитное написание  слов или отдельных слогов. В результате возникают пропуски, перестановки слогов и слов, в некоторых случаях повторение одних и тех же букв и слогов. Предупреждению дисграфии у детей с ОВЗ способствует ранняя коррекционная работа, направленная как на развитие всех сторон речи, так и на развитие зрительного и слухового восприятия, зрительно-моторной координации.
        Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи используем в своей работе игры на развитие голоса.
      Для детей с ОВЗ характерны специфические трудности в усвоении лексической системы языка. Для этого в логопедические занятия включаем специальные лексические упражнения по разбору синонимов к словосочетаниям и со словами синонимического ряда.
Недостаточная сформированность грамматического строя у учащихся выражается, прежде всего, в наличии морфо-синтаксических ошибок. Поэтому наши занятия опосредованы практическими задачами с опорой на игровые приёмы, активизирующую познавательную деятельность ребёнка.
      На своих занятиях проводим с детьми артикуляционные упражнения, упражнения на релаксацию, дыхание, на развитие мелкой моторики, на развитие речевого слуха и голоса. Таким образом, коррекции подвергается вся речевая система.
Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности; психические особенности ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы.
Характерной для логопедической работы с детьми с овз является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую. Следует поддерживать у ребенка интерес к исправлению речи, воздействовать на его эмоциональную сферу.
      Коррекционная работа по исправлению рече-двигательных нарушений проводится не только логопедами, а совместно с учителями, воспитателями, инструкторами ЛФК, медицинским персоналом и родителями.
2Рассмотрим более подробно основные виды работ логопеда с детьми с ОВЗ.
1.Логопедический массаж. В последнее время в практической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, логопедический массаж получил широкое применение. Когда ребенку поставлен диагноз «дизартрия», он, бесспорно необходим. В основе механизма действия массажа на организм лежит сложный процесс, обусловленный нервно – рефлекторным гуморальным и механическим воздействием. При массаже воздействию подвергаются многочисленные и разнообразные нервные окончания, заложенные в коже, сухожилиях, мышцах. Поток импульсов, возникающих при раздражении всех рецепторов, достигает коры головного мозга, где все центростремительные сигналы синтезируются, вызывая общую сложную реакцию, которая проявляется в виде различных функциональных сдвигов в органах и системах. Виды массажа: - Массаж биологически активных точек (БАТ). - Массаж языка с применением специальных  приспособлений (логопедические зонды, шпатели, щеточки). -Элементы самомассажа лица, шеи. Во время массажа ребенок не должен испытывать боли. В целях психотерапии можно показать выполнение массажа на другом ребенке, уже прошедшем эту процедуру, а также развлечь ребенка яркой игрушкой. Основные приемы массажа: Поглаживание, растирание, разминание, вибрация и поколачивание, плотное нажатие. Выбор приема массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики. Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата Релаксация проводится для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у учащихся, их успокоения после учебного дня. Примеры релаксационных упражнений: 1) «Олени» Представим себе, что мы олени. Поднимаем над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами. Вот такие рога у оленя! Напрягите руки. Руки стали твердыми, как рога у оленя. Напряженье неприятно, быстро опустите руки. Посмотрите: мы – олени, рвется ветер нам навстречу! Ветер стих, расправим плечи, руки снова на колени, а теперь немного лениРуки не напряжены и расслаблены. Знайте девочки и мальчики : отдыхают ваши пальчики! Дышится легкоРовноГлубоко. 2)«Хоботок» Подражаю я слону: губы хоботком тяну, а теперь их опускаю, и на место возвращаю. Губы не напряжены, а  расслаблены. 3)«Любопытная Варвара» Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо, а потом опять вперед – тут немного отдохнет. Шея не напряжена и расслаблена. А Варвара смотрит вверх, выше всех, все дальше вверх! Возвращается обратно, расслабление приятно. Шея не напряжена и расслабленаА теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! Возвращается обратно – расслабление приятно. Шея не напряжена и расслаблена 3. Дыхательные упражнения . Важнейшие условия правильной речи- это плавный, длительны выдох, четкая, ненапряженная артикуляция . У учащихся с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание поверхностное, аритмичное. Предложенные ниже упражнения способствуют выработке длительного выдоха. Тренировка правильного речевого дыхания продолжается в течение всего курса логопедических занятий, особенно с детьми, имеющими дефекты произношения, с заикающимися детьми. 1)«Снегопад». Сделать маленькие комочки из ваты. Предложить ребенку положить комочек ватки на ладошку и сдуть ее. То же самое упражнение выполнить держа комочек ватки над носом. Подуть вверх.  2)«Шторм в стакане». Для этой игры необходимы соломинка для коктейлей и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку. Чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны. 4.Дыхательная гимнастика. Была разработана педагогом – вокалистом А.Н. Стрельниковой. Эта гимнастика не только восстанавливает певцам дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание, улучшает дренажную функцию бронхов, положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани. Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно-психическое состояние. Также способствует выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. 1)Упражнение «Ладошки» (разминочное) Встать прямо, показать ладошки зрителю, при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса. Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Сделав  4 коротких  шумных  вдоха носом, 4 пассивных выдоха, пауза. Нужно выполнить 24 раза по 4 коротких  шумных вдоха. На занятиях с детьми мы проводим следующие упражнения: 2)«Погончики», 3)«Насос»,4) «Кошка», 5)«Обними плечи», 6)«Повороты головы», 7)«Китайский болванчик». 5. Артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика – это выработка плавных полноценных движений органов артикуляции, необходимых для чистого произнесения звуков. Гимнастика проводится перед зеркалом для зрительного контроля. Артикуляционные упражнения проводят для губ, языка и челюстей. Главная задача – выработать точность, силу, темп, переключаемость движений. Чем тяжелее дефект, тем более продолжительной должна быть артикуляционная гимнастика. Статические упражнения: «Лопаточка», «Иголочка», «Чашечка», «Горка», «Трубочка»; динамические упражнения: «Часики», «Вкусное варенье», «Грибок», «Лошадка», «Качели», «Змейка», «Маляр», «Катушка».(Разные виды гимнастик для губ, щек, челюстей, языка). 6.Пальчиковая гимнастика. В.А. Сухомлинский писал, что потоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.  Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Упражнения являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются на уроке игры и упражнения на формирование движений пальцев руки. Упражнение «Бабочка» Собрать пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средние пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения - «трепетание пальцев. Выполнять 10-15 секунд. При проявлении утомления, снижения работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия, включаем физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки применяется на 20-25 минуте после начала урока и является необходимым условие для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья учащихся. На физкультурных минутках выполняются различные упражнения на развитие мышц плечевого пояса, шеи, спины, сгибателей и разгибателей мышц рук и ног.
Учитель – логопед на своих занятиях проводит большую работу по развитию мышления, памяти, внимания. Однако в тех случаях, когда проблемы в развитии этих функций являются достаточно выраженным, с ребенком работает педагог- психолог.   Игры: «Это правда или нет», «Запомни картинку», «Скороговорки разной  длины», «Пары слов». 7. Гимнастика для глаз. Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обуславливают необходимость  применения гимнастики для глаз. Упражнение «Филин»  Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4. Раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1-6. Выполнять 4-5 раз. Оздоровительно-коррекционная работа на логопедических занятиях проводится только в игровой форме! А вот любой маленький успех, даже незначительное, казалось бы, достижение, становится общим ПРАЗДНИКОМ!


3.Заключение
В конце учебного года составляется годовой отчет о работе логопеда. В отчете отмечается общее количество детей с нарушениями речи, указываются группы детей с учетом дефекта речи и возраста, количество детей, принятых на логопедические занятия в текущем году, количество детей, у которых полностью исправлены нарушения речи, количество школьников, которым рекомендовано продолжение логопедических занятий, а также количество детей, поставленных на очередь.
Список литературы:
1 Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах- М.,2001
2 Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых детей – М., 1988
3 Логопедия / Под редакцией Л.С. Волковой.- М..1989
4 Парамонова Л.Г. Нарушения речи учащихся вспомогательной школы и пути их коррекции. М., 1973
5 Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми.- М..1994
6 Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. В 2-х т.- М..1997

ђ Заголовок 1ђ Заголовок 215