Логопедическая тетрадь для работы с детьми с ОНР 2 класс Дифференциация Т-Д


ГБОУ «Багдаринская эвенкийская школа-интернат среднего общего образования»





Логопедическая
тетрадь
Учени____________________класса_______________________________
_______________________________


Автор–составитель логопед: Гомбоева Н.В.


Дети, имеющие различные речевые нарушения, могут испытывать трудности в общеобразовательной школе. Недоразвитие фонематического восприятия нередко препятствует формированию звуко-слогового анализа слов – необходимой ступени к овладению ребёнком устной и письменной речью.
Используя традиционные формы работы по анализу звукового состава слов (звуковые линейки, звуковые часы, карточки – звуки, индивидуальный раздаточный материал) а также настольные игры, дидактические, подвижные игры и т.д., часто приходится сталкиваться с определёнными трудностями. Большое количество раздаточного материала занимает много место за рабочем столом ребёнка и занимает по времени длительный процесс звукового разбора слов, не всегда удобный на групповых занятиях. Также очень сложно проследить успехи и трудности каждого ребёнка. Занимаясь постоянным поиском новых форм работы с детьми логопедической группы мною была разработана логопедическая тетрадь по звуковому анализу слов.
Особенность данной тетради – в самостоятельной зарисовки графических символов, звуков, слогов, определение места звука в слове, определение по твёрдости и мягкости согласных звуков и тд.
Анализ самостоятельно выполненных детьми заданий даёт возможность проследить динамику звукового состава слова. Соответственно видны и пробелы в усвоении материала. Данная тетрадь даёт возможность самостоятельно обдумывать каждое задание ребёнком. Также поможет родителям в домашних условиях закрепить полученные детьми знания.
В результате использования такой формы работы конкретизируется индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребёнку.
Оглавление
Звуки [Т - Т’]. Буква Т в слогах.
Звуки [Т - Т’]. Буква Т в словах.
Звуки [Т - Т’]. Буква Т в предложении.
Звуки [Д - Д’]. Буква Д в слогах.
Звуки [Д - Д’]. Буква Д в словах.
Звуки [Д - Д’]. Буква Д в предложении.
Дифференциация звуков [Д - Т, Д’ – Т’]. Букв Д – Т в слогах.
Дифференциация звуков [Д - Т, Д’ – Т’]. Букв Д – Т в словах.
Дифференциация звуков [Д - Т, Д’ – Т’]. Букв Д – Т в предложении.
Звуки Т - Т’. Буква Т в слогах.
1. Соедини по точкам. Скажи, что у тебя получилось.

2. Нарисуй вторую половину рисунка.

3. Закрась клеточки зелёным цветом если звук [Т’] мягкий и синим если звук [Т] твёрдый.






4.Пропиши буквы.

Звуки [Т - Т’]. Буква Т в словах.
1. Рассмотри картинки и назови все предметы, сначала в названии которых есть звуки [Т,] затем со звуком [Т’].





2. Рассмотри картинки, назови их. Определите наличие и место в слове звука [Т – Т’].





3. Посчитай количество слогов в словах и обведи в кружок нужную цифру.




1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
4. Посчитай количество букв в слове и обведи соответствующую
цифру в квадрат. Найди, где по счёту находится звук [Т – Т’].





1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9
5. Рассмотри картинки. Вставь пропущенные буквы, чтобы получилось слово подчерки мягкий звук [Т’] в словах .





…абуре… пла…ье пе…ух ги…ара самолё… у…ка6. Добавьте слоги, прочитай получившиеся слова.
Коф… лас…
Но… та шор… ты
Ва… кар…
Пас… мос…
7. Подбери картинки к схемам.






__ т __ __ , __ __ __ т __ __ , т __ __ __ __ __ т, т __ __ __ __ , т __ __ __ __ __ __ __ __,
8. Расставь слова в два столбика: торт, телефон, вата, лето, телега, Артём.Т’____________________ Т_____________________
______________________ _____________________
______________________ ______________________
9. Вместе с Дильфинёнком из букв слова составь как можно больше новых слов.
ТРАНСПОРТ
__________________________________________________________
__________________________________________________________
10. Слова рассыпались, из слогов составь слова и прочти. Подчерки твёрдый звук [Т] синей пастой, зелёной пастой мягкий звук [Т’] в словах.
Ки, бан, ти_________________ та, коф_________________
То, ле_____________________ та, ра, бо________________
лю, ки, ти _________________ га, те, ле ______________
10. Подбери слово соответствующие данной схеме.
_____________________
Звуки [Т - Т’]. Буква Т в предложениях.
1. Подчерни в предложении все твёрдые буквы [Т] синим цветом и мягкие буквы [Т’] зелёным цветом.
Толя тапочки потерял. Тома купила новые туфли. Вытер срывал с дерева листья. Тоня рисует карандашами. Плот незаметно отплыл от берега.
2. Закончите предложения, добавляя картинки в предложения. В каких словах ты слышишь мягкий звук [Т’].
Дрова рубят ….
. Дети сидят за ….
. Тётя смотрела ….
. Тома кормила ….
. Мама одела …..
.
3.Предложение рассыпалось, собери его.
Идти, Татя, в, и, тома, театр; листья, падали, последние, с деревья; утки, готовы, к, дальним, перелётам; зимой, короче, дни, стали;4. Назови картинки, составь предложения с данными картинками.






7. Укажи в предложении количество слов, слогов, букв, какой звук встречается в словах, звук [Т] или [Т’].
Толя смастерил табурет.
Слов _______слогов _____, букв _____, гласных _____, согласных _____ .Детишки смотрят мультики по телевизору.
Слов _______слогов _____, букв _____,, гласных _____, согласных _____ .8. Запиши ответы на вопросы.
Чем рубят дрова? ______________ Чем копают землю? _______________
Как называется стул без спинки? ________________________
Звуки Д - Д’. Буква Д в слогах.
1. Соедини по точкам

2. Дорисуй вторые половинки рисунков.

Назови предметы на картинках. С какого звука начинаются эти слова? Раскрась соответствующим цветом первые звуки картинок.






Пропиши букву.

Вставь в табличку буквы прочти слоги.
А У И О Ё Я ЫЮЭ Е
Д Д… …У ДИ …О …Ё ДЯ …ЫД… …Э …Е
Звуки [Д - Д’]. Буква Д в словах.
1. Найди 10 отличий.

2. Отгадай имена ребят, используя первые звуки слов:
Дуб, абрикос, шар, арбуз ____________________________________
Динозавр, иголка, мост, астра ________________________________
Дельфин, енот, носорог, иней, самовар _________________________
Диван, искра, нос, аист ______________________________________
3. Рассмотри картинки, назови их. Определите наличие и место
в слове звука [Д - Д’].





4. Посчитай количество слогов в словах и обведи в кружок нужную цифру.




1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
5. Посчитай количество звуков в слове и обведи соответствующую
цифру в квадрат.





1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9
5. Расставь слова в два столбика: лёд, завод, след, год, дикий, люди.Д’________________ Д_________________
_________________ __________________
_________________ __________________
6. Рассмотри картинки. Вставь пропущенные буквы, чтобы получилось слово подчерки мягкий звук [Д’] в словах .







…ятел ве…ро …иван у…очка по…солнух лебе…и
7. Добавьте слоги, прочитай получившиеся слова.
Во… зае… лю…
Горо… да забу… ду уй… диБоро… за…мал вой…те

8.Слова рассыпались, из слогов составь слова и прочти. Подчерки твёрдый звук [Д] синей пастой, зелёной пастой мягкий звук [Д’] в словах.
Ван, ди_________________ ду, ка, доч, _________________
Бро, до_________________ душ, по, ка________________
пад, во, до ______________ ди, ро, на______________
9. Расшифруй пословицу, используя план. Каждая стрелочка означает слово.
Д Н ПО ЗС Я ШБ Е
О РЯ Л Н М Т В К Д
У ЗЬ РА ЮУ Л Е Х



10. Вместе с Дильфинёнком из букв слова составь как можно больше новых слов.
ВИНОГРАДНИК
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
11. Прочитай слова. Подчеркни слова, в которых мягкий звук
[Д’] зелёным цветом, синим цветом твёрдый звук [Д].
Дудочка, дрова, дом, диван, дятел, гвоздик, дыра, дедушка, колодец.
12. Отгадайте загадки, отгадки запиши. Подчерки в словах звук [Д].
Два брюха, четыре ушка.
Золотое решето чёрных домиков полно.

Назови картинки. Запиши конечный слог, прочитай получившееся слово.




_________________________________

Звуки [Д - Д’]. Буква Д в предложениях.
1. Прочитай предложения. Подчеркни все твёрдые звуки [Д] синим цветом и мягкие звуки [Д’] зелёным цветом.
Лодка отплыла от берега. Летом дни стали длиннее. Дети писали трудный диктант. Холодный душ полезный. Дети сидят на диване.
2. Закончите предложения, добавляя картинки в предложения. В каких словах ты слышишь мягкий звук [Д’].
Дима гулял по поляне …….
. Дети сидят на ….
. Дядя катался на….
. Денис спал на ….
.
3.Предложение рассыпалось, собери его.
Падали, листочки, с, последние, листочки; созрели, в, плоды, саду; Дима, Володя, гуляли, на, даче; на, заводе, работал, Дима;4. Назови картинки, составь предложения с данными картинками.






7. Укажи в предложении количество слов, слогов, букв, какой звук встречается в словах, звук [Д] или [Д’].
Дима собирал ягоды в лесу.
Слов _______слогов _____, букв _____, гласных _____, согласных _____ .Дети решили трудную задачу.
Слов _______слогов _____, букв _____, гласных _____, согласных _____ .8. Запиши ответы на вопросы.
На чём растут жёлуди? ______________ Где растут овощи? _______________
Кто долбит клювом кору? ___________ Где растут фрукты? ______________
Дифференциация звуков [Д - Т, Д’ – Т’]. Букв Д – Т в слогах.
1. Образуй слоги. Прочитай слитно получившиеся слоги.
А О А О Я Е Я Е
Д Т Д Т
Ы У Ы У И Ю И Ю
2. Прочитай слоги. Составь схемы слогов.
Та – де – да ту – ти – да тю – ди – та – ды

Запишите слоги и звуковые сочетания в две строчки: в первую с
буквой [Д], во вторую – с буквой [Т].
та, да, ти, те, де, дю, дё, ды, де, тё, тя ода, ате, уде, идее, тия, юто, ите.___________________________________________________________
___________________________________________________________
4. Рассмотри картинки и назови все предметы. Назови первый звук каждого слова. Обозначь и соедини его с нужной буквой.








Д
Т
Д’
Т’

А
5. Соедини буквы, прочти слоги.
Э
О

А

Т
И

О
Д

Ё
ЮЯ
У

Дифференциация звуков [Д - Т, Д’ – Т’]. Букв Д – Т в словах.
1.Послушай слова, определите в них наличие и место звуков [Д - Т, Д’ – Т’] в начале, середине или конце слова.
душ тело плоды поросята лёд енот

2. Посчитай количество слогов в словах и обведи в кружок нужную цифру.





1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
3. Посчитай количество звуков в слове и обведи соответствующую
цифру в квадрат.





1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9
4. Соедини схемы слов с соответствующими картинками.







5. Рассмотри картинку, назови её. Какой звук ты слышишь в
слове [Д - Т, Д’ – Т’], напиши его.








6. Ответь на вопросы, одним словом. Ответы нарисуй в клеточках.
Что закидывает рыболов в речку? В мебельном магазине мы купили мягкий …?
В лесу живёт бурый …? Гвозди забивают …?

7. Распредели слова в три столбика:
Дата, дом, дым, тело, тень, трава, тетрадь, вода, доброта;
Д________________ Т_________________ Д Т __________________
_________________ __________________ _____________________
_________________ __________________ _____________________ 8. Рассмотри картинки. Вставь пропущенные буквы, чтобы получилось слово подчерки мягкий звук [Т’, Д’] в словах .





…опор пис…олеты кроко…ил гвоз…и …я…ел …елефон9. Добавьте слоги, прочитай получившиеся слова.
…БУН …МАН …ХО
ТА …ТА ДУ … МАЙ ДИ …КИЙ
ДА …КОЙ ТУ …ГОЙ ТИ …ХИЙ … ЮТ ЗА…МАЛ ЛЮ…
10.Запиши в клеточках первые звуки названий предметов. И узнаешь, какими сладостями любит лакомиться Дельфинёнок.




Е














11. Слова рассыпались, из слогов составь слова и прочти. Подчерки букву Т синей пастой, зелёной пастой букву Д в словах.
ход, до, ле _________________ лод, хо_________________
мо, са, лёт_________________ рад, па___________________
ка, гряд _________________ лат, ха ___________________
12. Вместе с Дильфинёнком из букв слова составь как можно больше новых слов. ПОДКЛАДОЧКА
13. Разгадайте кроссворд.
По горизонтали:
1. Знак препинания, который ставят в конце предложения.
2. Инструмент, которым работает кузнец.
3. Вещество, находящееся в градуснике.
4. Предмет классного оборудования, на котором пишут учащиеся.
5. Лесная птица.
6. Место, где дети развлекаются зимой.
7. Внезапное наступление войск.
По вертикали:
8. Учебная принадлежность для классных и домашних работ. 8.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.
Дифференциация букв Д – Т в предложении.
1. Вставь в предложении пропущенные буквы Д – Т.
Де…и гос…или у тё…и в …еревне. Ребя…ишки пус…или ло…очку по во…е.Таня ви…ела на …еревне …ятла. Каждое у…ро она по…метает тро…уар.
2. Прочитай предложения. Подчерни букву Д синей пастой, а
букву Т зелёной пастой.
Солнце светило тускло. Даша решила трудную задачу. Данил
постряпал сладкий торт. Душисто пахли ландыши. Холодный душ полезен.
3.Закончи предложения, вставляя нужные слова по смыслу.
Летом мы жили на маленькой … . толя возил кирпичи на …(тачка – дачка)
На озере плавала серенькая … . Рыболову нужна хорошая … (удочку – уточку)
У сестрицы Алёнушки на сердце … . В заборе сгнила … . (доска – тоска)
4. Запиши пропущенные слова в предложениях.
Дима ловил рыбу …
. Мама плотно закрыла ….
.Дина примерила новые….
. Томе подарили красивое …

5. Подбери к схеме подходящее предложение, подчеркни его.
________ ________ ________ _________.
Дима помогал маме донести сумку до дома. Дети писали трудный диктант.
6. Назови картинки, составь предложения с данными картинками.






7. Укажи в предложении количество слов, слогов, букв.
Бабушка приготовила вкусный обед.
Слов _______слогов _____, букв _____, гласных _____, согласных _____ .