Доклад на тему Реализация активных методов обучения в преподавании дисциплины


РЕАЛИЗАЦИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ
М.А. Карпова
Россия, г. Бугуруслан Оренбургской области,
ГАОУ СПО «Сельскохозяйственный техникум» г. Бугуруслана
Главными характеристиками выпускника любого образовательного  учреждения являются его  компетентность и мобильность. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. [1]
Активные методы обучения - это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов [3]
Интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему.
Как писал Л.С. Выготский  "...В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания". Поэтому целью обучения являются не просто передача знаний, умений и навыков, а развитие умения мыслить, размышлять, осмысливать свои действия. Именно на это и направлены активные методы обучения.
В сети Интернет и в журналах много статей с примерами применения активных методов обучения на практике. В свою очередь хочу поделиться фрагментом того, как я применяю их в своей работе.
Нужно отметить, что вариантов активных методов обучения довольно много, в своей практике я комбинирую «пражский метод», «метод анализа конкретных ситуаций», «частично-поисковый метод».
Приведу последовательность работы по уроку:
На первом этапе: за 1-2 недели до предполагаемого занятия с помощью наводящих вопросов, примеров подвожу обучающихся к формулированию будущей темы занятия.
Учебную группу (20-25 человек) разбиваю на подгруппы по 5–7 человек (в составе группы должны присутствовать и сильные ребята и те, кому предмет дается с трудом). Предлагаю каждой подгруппе во внеурочное время подумать и из своего состава выбрать старшего. После этого объясняю суть работы, которая их ожидает в ближайшее время и озвучиваю бальные критерии оценок работы.
На втором этапе ребята включаются в работу над темой. В течение указанного времени каждая команда подбирает новейший материал по изучаемой теме (научные статьи, биографические данные исследователей, которые работали (ют) над этой темой, примеры того, как реализуется тема на предприятиях страны (города), курьезные случаи при внедрении мероприятий по изучаемой теме и проч.). На данном этапе студенты в любой момент могут обратиться за помощью к преподавателю.
На третьем этапе проранжированный материал студенты каждой микрогруппы складывают в папку и накануне занятия старший группы сдает ее преподавателю на проверку. Оценивается новизна материала, полнота и последовательность изложения, красочность оформления и т.д.
Следующий этап проходит уже на самом занятии. Представители подгрупп поочередно выступают с сообщениями о результатах коллективной работы, раскрывают коротко тему, озвучивают трудности с которыми им пришлось столкнуться, отвечают на возникшие вопросы. Баллы за выступление идут всей команде.
Пятый этап: групповая работа над ситуацией:
Преподаватель по изучаемой теме предлагает решить различные ситуации. Каждая подгруппа коллективно работает над поставленными задачами, в ходе обмена мнениями и полемики ищет оптимальные варианты ответов. Преподаватель наблюдает за работой подгрупп, отвечает на возникшие вопросы, напоминает о необходимости уложиться в установленное время, подгруппы должны подготовить ответы по всем блокам вопросов задания.
На шестом этапе Представители подгрупп поочередно выступают с сообщениями о результатах коллективной работы над ситуацией, отвечают на поставленные вопросы, обосновывают предполагаемый вариант решения. По ходу выступлений представителей подгрупп осуществляется дискуссия. Преподаватель также после обсуждения каждого блока вопросов делает вывод по итогам дискуссий, выделяет лучшие ответы, оценивает работу подгрупп.
Заключительным этапом является итоговая беседа, в которой подводится итог коллективной работы каждой микрогруппы. Выделяются наиболее оптимальные решении проблем, вытекающие из конкретной ситуации. Дается окончательная оценка работы всех групп.
  Применение такой методики позволяет мне:
развивать у студентов навыки общения;
приучать работать сообща;
обеспечивать студентов необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность;
благодаря смене форм деятельности, способствует снятию нервной нагрузки студента.
Список литературы
1. Еремеева А.Г. Активные методы и формы обучения как основа подготовки конкурентоспособного специалиста// Вестник КАСУ - 2009 - №2
2. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.; Л.: Учпедгиз, 1935.
3. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М.: Высш. шк, 1991