Статья РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА НА ЗАНЯТИЯХ КОВРОТКАЧЕСТВА


Эльдерова М.З.,
кандидат педагогических наук,
педагог дополнительного образования
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15»
mariael@mail.ruРАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА
НА ЗАНЯТИЯХ КОВРОТКАЧЕСТВА
Сегодня успешная социализация человека в обществе во многом зависит от развития его творческих способностей, которые наиболее эффективно могут быть сформированы средствами декоративно-прикладного творчества в системе дополнительного образования, ориентированной, главным образом, на самостоятельную осознанную деятельность. Занимаясь в объединениях дополнительного образования, дети учатся решать различные, возникающие в процессе труда проблемы, творчески подходить к своему делу.
Следует заметить, что задача педагога дополнительного образования заключается не только в выявлении творческих способностей, эстетического вкуса и развития у детей, но и в формировании целостного восприятия народного искусства как части культуры народа, привития любви к национальной культуре.
Для решения поставленной задачи педагоги дополнительного образования используют различные подходы: личностно-ориентированный, комплексный, ценностный и многие другие. На наш взгляд, большой потенциал в решении обозначенной проблемы заложен в системно-деятельностном подходе, который позволяет педагогу привлекать весь известный арсенал приемов педагогического воздействия.
Использование системно-деятельностного подхода позволяет педагогу развивать художественно-творческие способности учащихся во взаимосвязи с их саморазвитием. Следует выделить основные этапы развития субъектности индивида в процессе занятий ковроткачеством:
- первичное получение индивидом учебной информации;
- получение индивидом первого практического опыта в художественно-творческой деятельности;
- усвоение и обобщение полученных впечатлений, сведений, знаний;
- выбор значимых для индивида понятий, определений;
- формирование устойчивого интереса к художественному ковроткачеству в ходе активной учебно-познавательной и творческой деятельности.
- появление индивидуальных предпочтений, приоритетов, художественных взглядов и суждений;
- поиск способов самовыражения и самоопределения в творчестве;
- рефлексия, самооценка в ходе художественно-творческой деятельности;
- появление устойчивой потребности в самообразовании и самосовершенствовании.
Развитие субъектной позиции индивида в соответствии с вышеперечисленными этапами позволяет педагогу дополнительного образования выстраивать собственную систему педагогической поддержки развития художественно-творческих способностей учащихся.
Необходимо отметить, что технология педагогической поддержки была введёна О.С. Газманом и его учениками, понимаемая ими как совместное с ребенком определение его интересов, целей и возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Педагогическая поддержка (по О.С. Газману) состоит из нескольких этапов: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный [1, с. 6-9].
Опираясь на исследования О.С. Газмана, разработали систему педагогической поддержки развития художественно-творческих способностей школьников в студиях художественного ковроткачества в Республике Калмыкия (Таблица 1) [2 с. 14].
Таблица 1. Система педагогической поддержки развития художественно-творческих способностей школьника в процессе обучения ковроткачеству
Этап развития субъектной позиции
Этап педагогической поддержки Содержание деятельности Предполагаемый
результат
1 2 3 4
I этап:. первичное получение учебной информации, практического опыта, приобретаемых в процессе освоения художественного ковроткачества Диагностический Экскурсии по детским объединениям декоративно-прикладного творчества; входные тесты, тренинги и упражнения на креативность, наличие художественно-творческих способностей; беседы с детьми о художественном ковроткачестве. Формирование желания заниматься художественным ковроткачеством; вхождение в мир национального и общероссийского декоративно-прикладного искусства
II этап: усвоение и обобщение полученных впечатлений, сведений, знаний; выбор значимых понятий, определений Поисковый Знакомство с творчеством выпускников, педагога; экскурс в историю объединения; первые творческие пробы Выстраивание перспективы деятельности воспитанника в объединении; создание каждому ребенку ситуации успеха
III этап: активная учебно-познавательная и творческая деятельность, появление устойчивого интереса к художественному ковроткачеству Договорный Педагогическая инструментовка деятельности (авансирование, поощрение); выбор форм и способов представления результатов творческой деятельности; скрытая помощь ребенку (одобрение, доверие) Самоопределение воспитанника в творческой деятельности; определение перспективы самореализации в индивидуальной и совместной деятельности; укрепление уверенности ребенка в себе, в своих силах и возможностях
IV этап: проявление индивидуальных предпочтений, приоритетов, художественных взглядов и суждений, поиск способов самовыражения и самоопределения в
Творчестве Деятельностный Открытые занятия, тематические дни и программы, участие в творческих конкурсах; Самоопределение ребенка в собственной творческой деятельности, с целью наивысшей самореализации и повышение своего творческого потенциала
V этап: выделение ведущих видов художественно-творческой деятельности, рефлексия собственного творческого потенциала, самооценка, потребность в самообразовании и самосовершенствовании
Рефлексивный Подведение итогов учебного года; творческие отчеты воспитанников; планы на новый учебный год Творческий рост воспитанника, мотивация его к самообразованию и самосовершенствованию
Разработанная нами система педагогической поддержки позволяет на занятиях ковроткачества учитывать степень подготовки детей и имеющиеся знания, навыки по другим предметам. Много времени отводится практической работе (проектирование и выполнение эскизов и ковровых изделий). Важное место наряду с индивидуальной работой с детьми занимает и коллективная работа (организация соревнований между группами, позволяющая ускорить работу и улучшить её качество).
Использование педагогической системы по О.С. Газману позволило нам построить модель развития художественно-творческих способностей обучающихся ковроткачеству, которая весь спектр педагогических воздействий в ходе художественно-творческой деятельности индивида (таблица № 2) [2, с. 16].
В результате реализации модели развития художественно-творческих способностей обучающихся ковроткачеству в системе дополнительного образования пришли к следующим выводам:
1.Поощряя поиск новых форм, декоративных средств выражения, художественного образа, проявления детской фантазии, изобретательности, педагогу необходимо предоставлять детям больше самостоятельности.
2. Для «погружения» ребенка в творческий материал необходимо преднамеренно создавать художественно-проблемные ситуации для закрепления полученных знаний и стимулирования самостоятельной работы;
3. Каждое занятие должно состоять из организации разнообразных форм работы (графические зарисовки на бумаге, заготовка пряжи, оформление коврика, работа на компьютере для создания эскиза будущего ковра и т.п.), чтобы обучающиеся не утомлялись при выполнении практической работы;
Таблица 2.
Модель развития художественно-творческих способностей
обучающихся ковроткачеству
Формы и методы развития ХТС
Экскурсия в музей, введение в историю ковроткачества – информационные методы;
Кружки и клубы по интересам, практикумы – опытно-поисковые методы;
Творческие уроки - проблемное изложение;
Исследовательская и опытническая работа -эвристические методы;
Выставки, ярмарки,
конференции –ситуации успеха и социальной значимости –методы поощрения и стимулирования
Субъектная деятельность ученика:
Выдвижение замысла (сюжет, цвет, композиция);
Упражнение через активное включение в процесс самостоятельного поиска и решения задач обучения ковроткачеству, эскиз,
рисунок (карандаш);
Перевод экспозиции на канзовую бумагу;
Конструирование патронирование технического рисунка;
Подготовка станка,
обмотка основы,
уток,
косичка закрепляющая
работу
Реализация творческого замысла через художественное ковроткачество.
Субъектная деятельность учителя:
Передача знаний;
Показ образца действий;
Управление действиями;
Стимулирование действий детей;
Взаимосвязь действий учителей и учащихся;
Анализирует сопоставляет, находит;
Исследует;
Прогнозирует;
Консультирует;
Корректирует;
Контролирует.
Педагогические условия развития ХТС
Любовь к детям и педагогической деятельности;
Признание приоритета творческой деятельности и творческой личности;
Сотрудничество
(сотворчество) педагога и учащегося
(осуществление совместных поисков условий и средств для развития ХТС); Организация самостоятельной деятельности;
Индивидуальный подход к учащимся в процессе выявления и развития способностей; Сам педагог как образец творческой личности с ярко выраженной установкой на педагогическое творчество;
Выражение оптимизма и веры в творческие возможности учащегося
Мотивационно-целевой этап
Первичное получение учебной информации, столкновение с проблемой, появление устойчивого интереса.
Проектный этап
Проявление индивидуальных предпочтений, приоритетов, художественных взглядов и суждений, поиск способов самовыражения.
Конструктивный этап
Выделение ведущих видов художественно-творческой деятельности, рефлексии, собственного творческого потенциала.
Практический этап
Процесс изготовления продукции (ковровых изделий), самооценка, потребность в самосовершенствовании.
Результат
Практическая реализация замысла задания, критический пересмотр, оценка решений и этапов работы
4. Для расширения кругозора и развития творческого потенциала детей необходимо обязательно использовать экскурсии в музеи и выставки декоративно-прикладного искусства, на природу.
5. Наряду с индивидуальной использовать формы коллективной работы в целях ускорения и улучшения качества работы;
6. Для стимулирования творческого потенциала личности организовывать выставки самостоятельно выполненных работ и давать им оценку с установкой на поощрение.
Таким образом, в современной педагогике трудовое и эстетическое воспитание должно рассматриваться как система педагогических воздействий, направленных на формирование у школьников положительного отношения к труду, вне которого невозможно формирование и становление личности, развитие всех его способностей и задатков, а также готовности к различным жизненным ситуациям. Как писал Аристотель: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле». Всякое успешное проявление сил и навыков сопровождается радостью, а радость успеха порождает интерес к делу.
Ковроткачество, в основании которого лежит девиз: «Научись видеть прекрасное во всем, что тебя окружает» знакомит воспитанников с традиционной культурой нашей Родины через развитие элементов творческого воображения, на основе соотношения индивидуального и коллективного, созидательных начал, связанных с передачей культурных традиций народа.
Литература
1.Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная неувязка.// Новейшие ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995.- 58 с.
2.Эльдерова М.З. Автореферат диссертации на соискание степени кандидат педагогических наук. / Махачкала: Изд-во ДГПУ. 2011. 22 с.