Актуальные вопросы подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме сочинения: проблемы и решения


Актуальные вопросы подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме сочинения: проблемы и решения
Мусина Н.А.
МОУ гимназия № 46
Система тестирования и утверждение шаблонного сочинения по русскому языку в формате ОГЭ и ЕГЭ привели к тому, что сочинение как таковое утратило одно из важнейших своих предназначений – дать возможность учащемуся открыто и грамотно высказывать свои мысли, опираясь на литературоведческий анализ. В погоне за высокими экзаменационными баллами мы будто забыли, что сочинение – это не только вид контроля усвоения знаний и уровня речевой подготовки, но и один из главных способов научить самостоятельному критическому мышлению. Пожалуй, сегодня едва ли найдётся хотя бы один выпускник, который в пункте сочинения ЕГЭ, где надо высказать свою точку зрения, напишет, что он не согласен с автором и аргументированно обоснует такое мнение. Именно в этом я вижу главную причину того, что у многих старшеклассников возникают серьёзные проблемы при написании не только классического литературного, но и итогового и экзаменационного сочинения.
Известен тот факт, что, когда в 2015 году неожиданно ввели итоговое сочинение, ни учащиеся, ни учителя к нему готовы не были. И произошло это вовсе не потому, что детей перестали учить писать сочинения, а потому, что за несколько лет выработалась привычка писать сочинения в формате предстоящих экзаменов. В связи с этим выделю проблемы, которые необходимо решать в первою очередь.
1.Отход от литературного сочинения и ориентация на шаблон.
Известно, что экзамен по литературе сдаёт небольшое количество учащихся. Как правило, это 2-3 человека из потока в общеобразовательной школе, поэтому даже для учителя велик соблазн отойти от классической формы и направить силы на подготовку к шаблонному сочинению. Однако я неоднократно сталкивалась с тем, что отсутствие элементарных навыков литературоведческого анализа вызывает затруднения при создании даже текста в формате ОГЭ 15.1.
Также ориентация на шаблон иногда мешает при подготовке к ОГЭ по литературе. Там, где требуется большая глубина, неожиданно возникают тексты поверхностного содержания из-за страха отойти от каких-то рамок (что значит 3-5 предложений? Сколько слов?)2. Одарённые дети и шаблон.
Другой проблемой становится подготовка одарённых детей, у которых как раз нет особенных трудностей с сочинениями. Но загнанность в шаблон ставит их в тупик, не давая возможности развернуться. И здесь нужно мастерство, чтобы в рамках шаблона показать им поле для творчества.
3. Заблуждение, что сочинение ОГЭ не требует навыка литературоведческого анализа и ориентировано только на шаблон.
Очень часто при подготовке к написанию сочинения 15.1 ОГЭ приходится сталкиваться с мнением учащихся, что для раскрытия темы требуется работ не со всем текстом, а лишь с отдельными его элементами для иллюстрации того или иного языкового явления. Но, приводя в пример эти явления, ученик должен продемонстрировать их функцию в контексте приведённого отрывка и собственное понимание основной мысли текста.
4. Отсутствие навыка определять авторскую позицию вне шаблона сочинения ЕГЭ.
Первостепенная задача учителя литературы – научить понимать замысел автора, привлекая для этого все способы анализа текста: от языкового до проблемного. Когда ребёнок поступательно учится этому с 5 класса, то в 9 и 11 ему не составит труда написать сочинение по материалам экзаменационного текста.
5. Клиповое мышление.
Обращение к книгам современных детей затрудняет так называемое клиповое мышление, когда работа воображения практически атрофирована. Не считаться с этим нельзя, ибо современные коммуникационные технологии не оставляют подросткам шансов. Надо вырабатывать иные способы донести информацию до учащихся в большем объёме.
Пути решения:
1. Ориентация на сочинение по литературному произведению.
Ученик, умеющий свободно писать сочинения по литературе, не будет иметь трудностей в написании экзаменационного. Поэтому учителю необходимо в первую очередь ориентироваться на обучение написанию литературного сочинения, а уроки литературы должны сохранить статус серьёзного и важного предмета. Подобная формулировка звучит печально, но она неизбежна, поскольку уже давно ведутся разговоры о сокращении часов литературы и полной её интеграции с уроками русского языка и даже другими предметами. Возможно, это кажется неправдоподобным, но астрономию уже исключили как отдельный предмет!
2. Элементы интеграции уроков русского языка и литературы.
На уроках русского языка необходимы задания, «погружающие» в текст, требующие его интерпретации, выделения разного рода информации и осознания оригинальности авторской позиции.
В 8 классе при изучении темы «Функциональные стили языка» в учебнике С.И.Львовой приводится научный текст «Церковь Ризоположения». С этим текстом я работаю, когда тема полностью усвоена, и даю задание трансформировать научный текст в художественный. Дети по-разному с ним справляются: задание довольно сложное. Однако на этот случай я готовлю образец авторского текста, где архитектура описана в художественном стиле. Это отрывок из эссе И.Бродского «Меньше единицы»:
«За этими величественными выщербленными фасадами — среди старых пианино, вытертых ковров, пыльных картин в тяжелых бронзовых рамах, избежавших буржуйки остатков мебели (стулья гибли первыми) — слабо затеплилась жизнь. И помню, как по дороге в школу, проходя мимо этих фасадов, я погружался в фантазии о том, что творится внутри, в комнатах со старыми вспученными обоями. Надо сказать, что из этих фасадов и портиков — классических, в стиле модерн, эклектических, с их колоннами, пилястрами, лепными головами мифических животных и людей — из их орнаментов и кариатид, подпирающих балконы, из торсов в нишах подъездов я узнал об истории нашего мира больше, чем впоследствии из любой книги. Греция. Рим, Египет — все они были тут и все хранили следы артиллерийских обстрелов. А серое зеркало реки, иногда с буксиром, пыхтящим против течения, рассказало мне о бесконечности и стоицизме больше, чем математика и Зенон».
Дети ищут метафоры, эпитеты, олицетворения и раскрывают их работу в тексте. Такое упражнение нацеливает на создание собственного художественного творения. Один из примеров удачно выполненного задания:
«На Соборной площади Московского Кремля расположилась небольшая одноглавая церковь, белые своды которой олицетворяют душу нашего народа, а золотые купола – доброе, открытое сердце русского человека. Храм Ризоположения был заложен в 1451 году в честь освобождения Руси от нашествия ордынцев. Эти события запечатлены как во внешнем, так и внутреннем убранстве церкви.
Тонкие, стройные полуколонны храма тянутся ввысь, их венчают чёрные, точно затянутое мглой небо, верхушки, придающие серьёзность облику сооружения. Выше – белоснежная, поделённая на три части стена, каждый фрагмент которой с одной стороны окаймлён тёмной дугой. Вздымается в небо золотистый, словно знамя победы, купол. Весь облик храма говорит о силе и величии нашего народа, напоминает о тревожном времени, которое он пережил».
Полезны также задания по созданию средств выразительности. Например, даётся «сухой» текс, передающий только содержание. В учебнике по русскому языку для 9 класса С.И.Львовой есть упражнение по тексту «Лебединая верность» К.Хромова. Помимо данных к упражнению заданий (озаглавить, определить тему и основную мысль), я придумала ещё одно. Из текста были исключены все средства выразительности, осталось только повествование:
«1)Солнце … поднималось над заливом, …. (2) … лебедь упал в камыши, еще не понимая, что с ним произошло, пытался взлететь в … небо. (3) Его правое крыло … повисло. (4) Браконьер лишил птицу … – полета. (5) Лебедь ... лежал в камышах. (6) Его подруга, …, волновалась. (7) Птица издавала …, … крик. (8) Стая уже снялась с полуостровка и полетела дальше, на север. (9) Отстать не хотелось, но ведь и друга не бросишь в беде. (10) И тогда она, приблизившись, стала … обирать его … .Задание. На место пропусков добавьте в предложения:
1 – обстоятельство образа действия и метафору в форме деепричастного оборота;
2 – эпитеты;
3 – эпитет;
4 – главное слово для приложения «полёта»;
5 – эпитет;
6 – приложение, содержащее эпитет и уменьшительно-ласкательный суффикс;
7 – эпитеты;
10 – эпитет и подходящее по смыслу дополнение с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
В каком случае легче понять авторскую позицию: когда нам известно только содержание или когда текст содержит средства выразительности? Почему?»
Поскольку на уроках литературы специально заостряется внимание на роли средств выразительности в художественных произведениях, учащиеся однозначно отвечают на поставленный вопрос. Например, в 9 классе ещё до выполнения этого упражнения на уроках литературы изучалось «Слово о полку Игореве», где роли средств выразительности в понимании авторской позиции были посвящены урок и домашнее задание.
3. Сопоставительный анализ.
Для приобретения навыка выявления авторской позиции хорошо подходит работа по сопоставительному анализу текстов на уроках литературы. Это могут быть тексты со схожим содержанием и даже названием («Корова» А.Платонова и «Корова» С.Есенина, «Мцыри» М.Ю.Лермонтова и отрывок из «Пира во время чумы» А.С.Пушкина «Есть упоение в бою…», «Парадокс» В.Г.Короленко и «Шёл Господь пытать людей в любови…» С.А.Есенина, «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона и «В часы забав иль праздной скуки…» А.С.Пушкина, «Горе от ума» А.С.Грибоедова и «Гамлет» Б.Л.Пастернака и т.д.). Столкновение взглядов разных авторов на схожие проблемы позволяет легче и органичнее выявить авторскую позицию. Когда этот навык развит и закреплён при написании сочинений по литературе, он естественно и свободно срабатывает при создании экзаменационных сочинений ОГЭ и ЕГЭ.
4. Возможность свободно высказывать собственное мнение.
Давно минули те времена, когда цензура не позволяла иметь мнение, отличное от общепринятого. Все помнят знаменитое начало сочинения ученика из фильма «Доживём до понедельника»: «Счастье – это когда тебя понимают…» Однако на сегодняшнем этапе загнанность в шаблоны снова поставила учащихся в позицию тех, у кого нет выбора. Например, никто не рискнёт написать в сочинении ЕГЭ: «Я не согласен с мнением автора…» Получается, что сочинение исключает возможность высказать своё мнение по тому или иному вопросу. Но это далеко не так. Следует правильно ориентировать учеников. Своё мнение можно высказывать, основываясь исключительно на авторской позиции, демонстрируя её полное понимание. Тогда и собственная точка зрения будет глубокой и обоснованной и высказывать её будет не то, что не страшно, а органично и естественно. И здесь снова на помощь придёт навык сопоставительного анализа, который как раз так необходим выпускнику, сдающему ЕГЭ по русскому языку и подбирающему аргументы из художественной литературы.
5. Развеять миф о том, что писать сочинение легко.
Лев Толстой писал: «Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы “лилось из-под пера”... Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит». Это высказывание должно стать эпиграфом к каждому уроку развития речи. Только трудом, поступательным и скрупулёзным, можно достичь хорошего результата. К тому же, есть педагоги, которые делают акцент на различной степени одарённости учеников: кому-то просто дано от природы писать сочинения. Безусловно, нельзя отрицать индивидуальные данные и различия в уровне интеллекта. Но списывать сложности с сочинениями на это нельзя. В таком случае шаблонные заготовки и планы помогут сориентироваться.
6. Как понимать авторскую позицию?
На уроках литературы я заостряю особое внимание на одних и тех же пунктах при анализе произведений, чтобы у учащихся сформировался алгоритм выявления авторской позиции. Это общеизвестные вещи, но когда из них создаётся некая памятка, они остаются в сознании детей как некая формула, прибегая к которой можно анализировать любой незнакомый текст.1. Средства выразительности (видеть роль метафор, эпитетов, олицетворений, сравнений и т.д.)
2. Хронология событий и композиция (как нарушение хронологической последовательности может отражать авторскую позицию: «Слово о полку Игореве», «Герой нашего времени», «Лёгкое дыхание», «Капустное чудо»).3. Художественная деталь (роль художественной детали в разгадке авторской позиции на примере рассказов А.П.Чехова, И.С.Тургенева, прозаических произведений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова).
4. Судьбы героев (прочему так, а не иначе ведёт по жизни своего героя автор?)
К 9 классу арсенал этих маячков для отгадки авторской позиции должен быть полностью отработан. Как правило, если работа целенаправленно велась с 5 класса, к 8-9 классу дети сами, забегая вперёд, начинают предполагать, о чём их могут спросить, и уже идут на урок с готовыми ответами, полученными в процессе чтения.
7. От понимания авторской позиции – к созданию текста.
Когда текст и его автор – твои собеседники, которых ты хорошо понимаешь, потому что знаешь приёмы, используемые для того, чтобы заставить тебя думать, у тебя есть всё, чтобы достойно ответить на это чётко, аргументировано, глубоко. Тогда мерилом качества сочинения становится наиболее подробное раскрытие темы, а не количество слов (всегда вызывают улыбку дети, добросовестно и сосредоточенно считающие слова в собственных работах, но ведь этому их научили мы!!!)
Приведу два небольших, на мой взгляд, нешаблонных вступления к сочинениям 15.1 в формате ОГЭ из I варианта пособия И.П.Цыбулько моих сегодняшних девятиклассников:
«Известному лингвисту Г.Г.Граник принадлежит мысль о том, что «знаки препинания, как и слова, говорят». Люди привыкли, что говорить могут только слова. Например, эпитеты, метафоры, олицетворения добавляют в произведение красок. Но мало кто задумывается о том, что привычные знаки препинания – восклицательные и вопросительные знаки, многоточия, тире – тоже являются средствами выразительности, чья роль не менее важна. С их помощью передаются различные чувства и состояния, отношение к чему-либо. Как же они могут говорить?»
«Известный лингвист Г.Г.Граник писала: «Знаки препинания, как и слова, говорят». Роль знаков препинания, своеобразных музыкальных нот в языке, что не дают ему распадаться на отдельные части, огромна: являясь одеждой предложения, они завершают мысль, помогают более тонко выразить ощущения и чувства, заостряют внимание на важных деталях, показывают их значимость».
Таким образом, сегодня остро стоит вопрос о том, чтобы качество и, пожалуй, количество уроков литературы в школе возрастало. Глубинный, детальный, погружающий литературоведческий анализ должен лечь в основу любого сочинения, поскольку именно он учит свободному и обоснованному критическому мышлению, недостатком которого так страдает современная молодёжь.