Статья «Использование приёмов и методов групповой работы для развития коммуникативных умений на уроках иностранно языка»


Статья «Использование приёмов и методов групповой работы для развития коммуникативных умений на уроках иностранно языка»
Фролова Н.В.
учитель немецкого языка
МБОУ « Лицей «МОК № 2»
г. Воронеж
Урок иностранного языка имеет свою специфику, которую учитель не может не учитывать. Перед преподавателями иностранного языка стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации. На уроках иностранного языка необходимо применят приёмы и методы, которые создают условия для овладения коммуникативной компетенцией, способствуют социализации ребёнка, помогают организовать совместную деятельность. К таким методам относится работа в группах.
В образовательном процессе используются группы с разным количественным составом: работа в парах, мини-группах. При этом количество участников группы не должно превышать 5-6 человек. Работа в группах с большим количеством участников становится фронтальной. Принцип разбивки учащихся на группы может быть различным и меняться в зависимости от педагогической цели, уровня подготовки обучающихся, выбора места для группового взаимодействия. Учитель может сразу на этапе становления групп определить лидеров, давая возможность другим одноклассникам войти в ту группу, которую они для себя выбрали.
Состав групп может быть постоянным или меняться. При переменном составе групп создаются условия, при которых каждый ученик имеет возможность получить опыт коммуникации с другими людьми. Также необходимо менять не только состав групп, но и роли в составе группы.
Важным является также выбор задания для групповой работы. Для работы в группе не подходят задания, которые можно выполнить индивидуально или коллективно во время фронтальной работы, задания, которые не требуют групповой коммуникации. Можно предложить задание одно для всех групп или для каждой группы своё. В первом случае важно эффективно организовать проверку. С тем чтобы избежать ненужного повторения. Во втором - необходимо проследить, чтобы каждый ученик усвоил материал других групп и активно участвовал в межгрупповом обсуждении заданий. Это возможно сделать, если на этапе презентации в классе будет выполняться одно общее для всех групп задание.
Ещё одним условием эффективности групповой работы является умение педагога организовать работу внутри группы: определить ролевые позиции, роль лидера группы, степень участие каждого ученика в работе всей группы. Отсутствие такого инструментария приводит к неорганизованности, превышению лимита или дефициту времени, переложение основных функций на лидера группы, нерациональному выполнению заданий. И наконец, необходимо продумать то, как будет оцениваться групповая работа. Учителю необходимо учесть на этапе оценивания работы степень участия каждого ученика в работе всей группы.
Групповая форма работы используется мной на уроках иностранного языка, как в среднем звене, так и в старших классах при обучении школьников устной речи и чтению. Для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы проводится групповое занятие – групповой опрос. Во время группового опроса консультант с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и оценивают все члены группы. Перечень вопросов составляет учитель. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Можно использовать возможности лингафонного кабинета. Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющей в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта организации коллективной деятельности способствует воспитанию у учащихся чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу
Интересным методическим приёмом групповой работы является приём «Перечисли, группируй, озаглавь». Учащимся необходимо определить ключевое слово или понятие, связанное с новой темой, написать это слово на доске. Затем в течение нескольких минут написать как можно больше ассоциаций, связанных с этим понятием. Далее можно предложить ученикам объяснить, как каждая из этих ассоциаций связана с темой урока, или классифицировать их и, используя общие характеристики, объединить в группы.
Другой приём «Думай, обсуждай, с другом делись» побуждает учеников обдумать тему, затем обсудить её с партнёром, а потом разделить свои мысли с классом или группой. Данный приём позволяет включить всех детей в классную дискуссию.
На завершающем этапе работы над темой или параграфом проводятся такие уроки как урок – конференция или урок – диспут. Целью данных уроков является совершенствование ранее приобретенных учащимися навыков и умений устной речи. Урок - диспут всегда предполагает спор, столкновение различных точек зрения. Предметом диспута должна быть проблема, которая вызывает интерес учащихся, желание высказаться. Учитель создаёт на уроке проблемную ситуацию и задаёт вопрос, который заведомо предполагает возможность различных ответов, столкновение мнений, рассмотрения одного и того же предмета обсуждения с нескольких сторон, используя имеющиеся знания из других областей и личный опыт. Например, на уроках в 11 классе обсуждаются такие вопросы, как “Ein idealer Politiker”, “Vor-und Nachteile des wissenschaftlich-technischen Fortschrittes”, “Berufschancen in der Stadt und auf dem Lande” и другие.
Высказывая свою точку зрения, мотивируя свое согласие или несогласие с товарищами, учащиеся учатся воспринимать и понимать чужую позицию, аргументировать свой выбор, участвовать в реальном речевом общении. В процессе групповой или парной работы школьники избавляются от свойственной им на первых порах скованности, проявляют речевую самостоятельность, пытаются корректировать друг друга, получая при этом дополнительную возможность высказаться. Решая конкретно поставленную преподавателем задачу, ученики фокусируют свое внимание на определенной тематике и учатся использовать новые и уже известные им грамматические и лексические структуры в ситуациях, максимально приближенных к реальной жизни.
Как видим, для групповой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. Групповые формы работы активизируют внимание, память и волю даже учащихся с невысоким уровнем обученности. Дело в том, что, работая в микроколлективе, каждый ученик группы не может отказаться выполнять свою часть работы, дорожа мнением и отношением к себе товарищей. При затруднении он может рассчитывать на помощь более "сильного" ученика. Поэтому групповая работа способствует повышению мотивации на уроках иностранного языка.
Организация групповой работы меняет функции учителя. Если на традиционном уроке он передает знания в готовом виде, то здесь должен быть организатором и режиссёром урока, соучастником коллективной деятельности.
Таким образом, использование на уроках иностранного языка такой формы коллективной деятельности учащихся как групповая работа способствует взаимному обогащению учащихся в группе, организации совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательного процесса, коммуникации, взаимопониманию, обмену способами действия, рефлексии.
Литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
Фастова Е.И., Иванова О.Л. Инновационные педагогические технологии. Кейс успешного педагога. – Волгоград: Учитель. 2014
Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие - Минск: ТетраСистемо, 2011
Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвет, 2011.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / Под редакцией А.Г. Асмолова. М., «Просвещение», 2010
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – 2 изд. Томск, 2013