Статья на тему: ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Воспитание духовно – нравственной культуры во все времена люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её детях.
Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. Учителя остаются один на один с чудовищами XXI века: развратом, жестокостью, культом разрушительной силы. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного и гражданского воспитания девочек и мальчиков, раскрыть её духовные качества, развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственные самоопределения. Вот основные категории, которые являются главными в работе с разнополыми детьми во внеурочной деятельности.
Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания детей разного пола в процессе учебной деятельности, а именно во внеурочной деятельности учащихся, а также определение места духовно-нравственной культуры в структуре содержания образования. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание девочек и мальчиков в отдельности.
Все решают эту проблему по-разному, ведь очень важно каким человеком станет сегодняшний мальчик и сегодняшняя девочка. Будут ли он и она способны на чувства сострадания, сопереживания, на помощь ближнему, сумеют ли отличить «черное от белого»? Ни для кого не секрет, что в современном мире компьютерных технологий очень много соблазнов для маленького человека, дать отпор которым дети не могут. Семья и школа должны быть единой основой, на которой растет личность мальчика и личность девочки. К сожалению, в силу своей занятости, родители часто, полностью или частично, перекладывают эту роль на школьного учителя. Учитель, в свою очередь, да и родители разнополых детей должны быть компетентны в этом вопросе. Поэтому существует необходимость в исследовании данной проблемы.
Цель: изучить особенности духовно-нравственного воспитания мальчиков и девочек в начальной школе в рамках организации внеурочной деятельности.
Задачи:
- определить сущность духовно-нравственного воспитания в начальной школе в рамках ФГОС;
- выявить особенности организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО;
- изучить особенности формирования духовно-нравственной позиции у мальчиков и девочек в начальной школе в условиях их внеурочной.
В данной работе были использованы следующие методы научного исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, научных статей, различных методик и диагностик. Также, в ходе исследования использовались такие общенаучные методы и приёмы как научная абстракция, анализ, синтез, методы группировки.
Объект исследования – внеурочная деятельность. Предмет исследования - духовно-нравственная позиция девочек и мальчиков в начальной школе.
Новизна работы заключается в разработке конспектов внеурочных занятий по формированию духовно – нравственной позиции у мальчиков и девочек в начальной школе и разработке методических рекомендаций по организации духовно-нравственного воспитания детей разного пола в процессе внеурочной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в использовании учителями начальных классов данных методических рекомендаций в ходе реализации ФГОС НОО.
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности мальчиков и девочек. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность же представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу, поэтому учителю необходимо научить детей контролировать свои эмоции, чувства, поведение; ставить перед собой цель и обязательно достигать её; научить детей развиваться самостоятельно и работать над собой. Ведь в сочетании все эти принципы составляют основу личности. Одной из приоритетных задач Российского образования является духовно-нравственное воспитание молодежи. Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния. [5, с.40]
Осуществляя духовно-нравственное воспитание, необходимо знать какие качества личности мы воспитываем в младшем школьнике. Поэтому стоит обозначить критерии результативности воспитания духовно-нравственной культуры:
готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;
укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями. [2, с. 167]
Мальчики и девочки в начальной школе по-разному воспринимают ту или иную информацию, поэтому учитель должен найти оптимальный подход в обучении с учётом полоролевых особенностей детей. Информация, которую учитель предлагает детям на занятиях должна быть понятна и доступна каждому. Использование современных средств обучения помогают учителю более конкретно и углубленно погрузится в процесс полоролевого развития мальчиков и девочек. [4, с. 68]
Специфика организации процесса нравственного воспитания мальчиков и девочек в начальной школе состоит в тесной связи отношений "учитель – родитель - ученик", вследствие чего, учитель и родители находятся в ситуации личной ответственности, в том числе за формирование нравственных ориентаций у мальчиков и девочек. [6, с. 128]
Так же, в рамках исследовательской работы можно предложить рекомендации учителям начальной школы по воспитанию духовно-нравственной культуры у мальчиков и девочек:
- процесс нравственного воспитания младших школьников должен осуществляться систематически, а не от случая к случаю;
- в общей системе нравственного воспитания важное место должны занимать способы (формы, методы, приёмы и т.д.) направленные на формирование нравственных понятий, суждений, оценок, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, проблемные ситуации, ситуации практического взаимодействия и их анализ, анализ поступков героев литературных произведений, диспуты по этическим проблемам и другие;
- способы нравственного воспитания должны быть подобраны с учетом возрастных особенностей учащихся, уровня нравственного развития;
- темы для обсуждения нравственных проблем учителю необходимо заранее обговаривать с детьми и учитывать их предложения, выбирая наиболее интересующие их вопросы;
- особенность применения способов нравственного воспитания мальчиков и девочек во внеурочное время состоит в том, что они в силу возрастных особенностей, очень восприимчивы к содержанию обсуждаемых вопросов и к оценкам, которые даёт учитель. Поэтому выводы должны быть максимально корректны в своих формулировках. Они не должны заключать в себе чрезмерную назидательность, а способствовать размышлению учащихся и приводить их к собственным выводам;
- желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого мальчика и самой девочки, поэтому важно похвала и подкрепление социально желательного поведения и игнорирование мелких нарушений правил, с целью не акцентирования взимания и не провокации поступков "на зло";
- при нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, – включить мальчика и девочку в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения. [1, с.72]
Воспитать развитые духовно-нравственные потребности у мальчиков и девочек — главнейшая задача не только учителя, но и родителей. Для успешного решения данной задачи, разработаны рекомендации и для родителей, которые помогут им успешно справиться с правильным, духовно-нравственным воспитанием своего сына и дочери:
родители должны осознавать важность духовно-нравственного воспитания детей, с учётом их пола в семье;
родители должны развивать сами в себе нравственные потребности;
родители, которые хотят воспитать своего сына и дочь не стихийно, а осознанно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности;
они должны осознавать важность этой задачи для самих себя, а также чётко представлять себе, как и какими методами формировать в мальчике и в девочке нравственные качества. [3, с.64]
В ходе исследования была доказана эффективность и целесообразность проведения внеурочных занятий с мальчиками и девочками по формированию у них духовно – нравственной позиции. Уточнено, что именно взаимодействие учитель – ученик – родитель создает положительное влияние на формирование духовно-нравственной позиции у мальчиков и девочек в начальной школе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, Методические рекомендации. Издательство «Просвещение» 2011 г.
Данилюк А.Я. Духовно- нравственное развитие и воспитание младших школь-ников. Методические рекомендации. 1 часть.
Данилюк А.Я. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2 часть.
Абраменкова В. В. Научно-педагогическая деятельность в контексте духовно-нравственного воспитания и развития в российском образовании.
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса., “Университет”, 1990 г.Клецина И. С. Гендерная психология. 2003 год.